Развития восприятия дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...5
1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33
2.1.Организация и ход исследования……………………………………..33
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………...37
2.3. Рекомендации на развития восприятия……………………………...40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая по детской психологии.docx

— 539.55 Кб (Скачать)

     Основные  свойства образа – константность, предметность, целостность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

  • свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.

     Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в  привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и  неадекватность будет сохраняться  до тех пор, пока восприятие не подстроится  к новым условиям с помощью  обратной связи.

     Основные  виды: 1) по основной модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое; 2) по форме существования  материи: восприятие пространства, времени  и движения. 

     Восприятие  требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах  и умения их воспринимать. Поэтому  восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно  от общего умственного развития ребенка.

     В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру), вне  которой не может существовать предмет.

     Восприятие  любого предмета и его изображения  есть отражение целого во взаимоотношении  составляющих его частей. Эти отношения  целого и части изменчивы и  подвижны.

     В развитии восприятия предметов, событий  из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий. Включение знаний о пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельности обеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон действительности и их осмысливание. Так совершенствуется познавательная деятельность детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     2.1.Организация  и ход исследования

     В теоретической части данной курсовой работы было рассмотрено особенности развития в дошкольном возрасте такого психического  процесса, как восприятие.

     Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

     Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи: 

     1.Провести  исследования по изучаемой проблеме.

     2.Разработать  упражнения и рекомендации на  повышения уровня развития восприятия  у детей дошкольного возраста.

     Гипотеза: уровень развития восприятия у девочек выше, чем уровень развития восприятия у мальчиков дошкольного возраста.

     Выборка: 20 детей, из них 10 девочек и 10 мальчиков 5-6 лет ДОУ №2 г.Барановичи (см.ПРИЛОЖЕНИЯ А)

     Для проведения данного исследования мы использовали следующие методики:

  1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» [14,с.65 ]

     2.       Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» [14,с.70 ]

     3.      Методика «Чем залатать коврик?» [14,с.71 ] 

            Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

       Суть этой методики состояло в том, что ребенку предлагалась серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватало какой-то существенной детали (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Ребенок получал задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

     С помощью секундомера фиксировалось время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивалось в баллах, которые затем служили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

     Оценивались результаты по следующим показателям:

     10 баллов — ребенок справился  с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

     8-9 баллов — время поиска ребенком  всех недостающих предметов заняло  от 26 до 30 сек.

     6-7 баллов — время поиска всех  недостающих предметов заняло  от 31 до 35 сек.

     4-5 баллов — время поиска всех  недостающих предметов составило  от 36 до 40 сек.

     2-3 балла — время поиска всех  недостающих предметов оказалось  в пределах от 41 до 45 сек.

     0-1 балл — время поиска всех  недостающих деталей составило  в целом больше чем 45 сек.

                   Выводы об уровне развития:

     10 баллов — очень высокий.

     8-9 баллов — высокий.

     4-7баллов  — средний.

     2-3 балла— низкий.

     0-1 балл — очень низкий. 

     Методика  «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

     Ребенку объяснялось, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предоставлялся рисунок для того, чтобы можно было последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

     Время выполнения задания ограничивалось одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывали. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксировалось время, затраченное на выполнение задания.

     Примечание. Если мы видели, что ребенок начинал спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходил от одного рисунка к другому, то его просили поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно было переходить лишь тогда, когда были найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г)

     Оценка  результатов:

     10 баллов — ребенок назвал все  14 предметов, очертания которых  имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем  20 сек.

     8-9 баллов — ребенок назвал все  14 предметов, затратив на их  поиск от 21 до 30 сек.

     6-7 баллов — ребенок нашел и  назвал все предметы за время  от 31 до 40 сек.

     4-5 баллов — ребенок решил задачу  поиска всех предметов за время  от 41 до 50 сек.

     2-3 балла — ребенок справился  с задачей нахождения всех  предметов за время от 51 до 60 сек.

     0-1 балл — за время, большее  чем 60 сек, ребенок не смог  решить задачу по поиску и  названию всех 14 предметов, «спрятанных»  в трех частях рисунка.

                   Выводы об уровне развития:

     10 баллов — очень высокий.

     8-9 баллов — высокий.

     4-7баллов  — средний.

     2-3 балла— низкий.

     0-1 балл — очень низкий. 

     Методика  «Чем залатать коврик?»

     Цель  этой методики — определить, насколько  ребенок в состоянии, сохраняя в  кратковременной и оперативной  памяти образы виденного, практически  их использовать, решая наглядные  задачи. В данной методике применялись картинки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Перед его показом ребенку говорилось, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо было подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

     Оценка  результатов:

     10 баллов — ребенок справился  с заданием меньше чем за 20 сек.

     8-9 баллов — ребенок решил правильно  все четыре задачи за время  от 21 до 30 сек.

     6-7 баллов — ребенок затратил  на выполнение задания от 31до 40 сек.

     4-5 баллов — ребенок израсходовал  на выполнение задания от 41 до 50 сек.

     2-3 балла — время работы ребенка  над заданием заняло от 51до 60 сек.

     0-1 балл — ребенок не справился  с выполнением задания за время  свыше 60 сек.

                   Выводы об уровне развития:

     10 баллов — очень высокий.

     8-9 баллов — высокий.

     4-7баллов  — средний.

     2-3 балла— низкий.

    1. балл — очень низкий.

     2.2. Анализ результатов  исследования

     В процессе проведения исследования были получены следующие результаты:

     Таблица 1 - Результаты диагностик восприятия у  мальчиков  (определяется время, затраченное  на выполнение задания)

  И. ребенка 1)Чего не  хватает 

на этих рисунках?

2)Какие предметы

спрятаны  в рисунках?

3) Чем залатать  коврик?
1 Кирилл К.   58 с. 42 с.
2 Никита Б.   49 с. 20 с.
3 Давид Т.   42 с. 20 с.
4 Максим Б.   мин. 19 с.
5 Даниил К.   33 с. 38 с.
6 Максим К.   мин. 11 с.
7 Алеша А.   59 с. мин.
8 Назар В.   50 с. 12 с.
9 Кирилл С.   мин. 33 с.
10 Вадим Д.   мин. 16 с.
 

     Таблица 2 - Оценка уровня развития восприятия у мальчиков 

Информация о работе Развития восприятия дошкольников