Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...5
1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33
2.1.Организация и ход исследования……………………………………..33
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………...37
2.3. Рекомендации на развития восприятия……………………………...40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.
Важно
то, что мы можем полагаться на сформированные
у нас навыки и способы восприятия
исключительно в рамках тех условий,
в которых они вырабатывались,
то есть допустимо рассчитывать на
адекватность, точность и надежность
нашего восприятия, только находясь в
привычной среде обитания. За ее
пределами будут возникать
Основные виды: 1) по основной модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое; 2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени и движения.
Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка.
В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру), вне которой не может существовать предмет.
Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны.
В
развитии восприятия предметов, событий
из жизни людей огромную роль играют
признаки предметов и связи: пространственные
и временные. Ребенок познает их вначале
в условиях бытовой жизни путем чувственного
созерцания, движений, различных практических
действий. Включение знаний о пространстве
и времени, их вычленение, осмысливание
и обобщение в разных видах деятельности
обеспечивают раннее выделение ребенком
этих сторон действительности и их осмысливание.
Так совершенствуется познавательная
деятельность детей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Организация и ход исследования
В теоретической части данной курсовой работы было рассмотрено особенности развития в дошкольном возрасте такого психического процесса, как восприятие.
Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
1.Провести
исследования по изучаемой
2.Разработать
упражнения и рекомендации на
повышения уровня развития
Гипотеза: уровень развития восприятия у девочек выше, чем уровень развития восприятия у мальчиков дошкольного возраста.
Выборка: 20 детей, из них 10 девочек и 10 мальчиков 5-6 лет ДОУ №2 г.Барановичи (см.ПРИЛОЖЕНИЯ А)
Для проведения данного исследования мы использовали следующие методики:
2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» [14,с.70 ]
3. Методика «Чем залатать
коврик?» [14,с.71 ]
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состояло в том, что ребенку предлагалась серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватало какой-то существенной детали (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Ребенок получал задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
С помощью секундомера фиксировалось время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивалось в баллах, которые затем служили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценивались результаты по следующим показателям:
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9
баллов — время поиска
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5
баллов — время поиска всех
недостающих предметов
2-3
балла — время поиска всех
недостающих предметов
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3 балла— низкий.
0-1
балл — очень низкий.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объяснялось, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предоставлялся рисунок для того, чтобы можно было последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивалось одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывали. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксировалось время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если мы видели, что ребенок начинал спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходил от одного рисунка к другому, то его просили поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно было переходить лишь тогда, когда были найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5
баллов — ребенок решил задачу
поиска всех предметов за
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3 балла— низкий.
0-1
балл — очень низкий.
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применялись картинки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Перед его показом ребенку говорилось, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо было подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.
8-9
баллов — ребенок решил
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51до 60 сек.
0-1
балл — ребенок не справился
с выполнением задания за
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3 балла— низкий.
2.2. Анализ результатов исследования
В процессе проведения исследования были получены следующие результаты:
Таблица 1 - Результаты диагностик восприятия у мальчиков (определяется время, затраченное на выполнение задания)
И. ребенка | 1)Чего не
хватает
на этих рисунках? |
2)Какие предметы
спрятаны в рисунках? |
3) Чем залатать коврик? | |
1 | Кирилл К. | 58 с. | 42 с. | |
2 | Никита Б. | 49 с. | 20 с. | |
3 | Давид Т. | 42 с. | 20 с. | |
4 | Максим Б. | мин. | 19 с. | |
5 | Даниил К. | 33 с. | 38 с. | |
6 | Максим К. | мин. | 11 с. | |
7 | Алеша А. | 59 с. | мин. | |
8 | Назар В. | 50 с. | 12 с. | |
9 | Кирилл С. | мин. | 33 с. | |
10 | Вадим Д. | мин. | 16 с. |
Таблица
2 - Оценка уровня развития восприятия
у мальчиков