Развития восприятия дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...5
1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33
2.1.Организация и ход исследования……………………………………..33
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………...37
2.3. Рекомендации на развития восприятия……………………………...40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая по детской психологии.docx

— 539.55 Кб (Скачать)

     Младшие дошкольники относятся к нарисованному  предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего. Когда детям трех лет показывают перспективный рисунок, на переднем плане которого изображен одноэтажный домик сельского типа, а на заднем - многоэтажный городской дом, и спрашивают, какой дом больше, дети всегда указывают на передний, так как площадь, занимаемая им на рисунке, больше. Не помогает и дополнительная беседа, в ходе которой ребенок, отвечая на вопросы взрослого, вспоминает, что одноэтажные домики он видел в деревне, что они маленькие, а многоэтажные дома стоят в городе, они большие. После беседы дети продолжают утверждать, что на картинке передний дом больше. Соотношения предметов на картинке воспринимаются сами по себе, независимо от их реальных соотношений. [11,с.190]

     В среднем дошкольном возрасте дети в  достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. В частности, они правильно определяют сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, что многоэтажный дом больше одноэтажного. Однако это относится только к знакомым предметам. Одного понимания отношения рисунка к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображенных предметов и их соотношения. Дети еще не владеют нормами и правилами изобразительного искусства, в соответствии с которыми строится рисунок. Особенно сложно для них восприятие перспективы. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы или предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы и др.), он воспринимает их в зависимости от абсолютной величины и формы самих изображений. Так, удаленная елочка оценивается им как маленькая, повернутая круглая тарелка - как овальная и т.п. Буквально воспринимают дети и другие особенности рисунков: светотень выступает как грязь, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, оцениваются как поломанные.

     Только  к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее  правильно оценивать перспективное  изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с помощью взрослых («То, что далеко, выглядит на рисунке маленьким, то, что близко, - большим»), а не на непосредственном восприятии перспективных отношений. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой.

     Правильного восприятия без дополнительных рассуждений  в дошкольном возрасте еще достичь невозможно.

     Восприятие  рисунка сопряжено с развитием  способности к его интерпретации. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку, доступности пониманию. Дети с выраженным интересом относятся к рисункам, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного. Если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен - просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. Иногда ребенок как бы «не видит» предмет и поэтому не называет и не объясняет его. [11,с.191]

       Интерпретация рисунка зависит  от сложности композиции. Младший дошкольник не  может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов. В подобном случае он отвлекается от содержания и начинает фантазировать, исходя из доминирования в его восприятии какой-либо отдельной детали.

     Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов рассказов по картинкам, которые дают взрослые, обучая детей рассматривать и объяснять рисунки. Ожидание со стороны взрослого подробного описания изображения мобилизует возможности ребенка, и он, надеясь на поощрение, старается увидеть в рисунке как можно больше, описать и проинтерпретировать увиденное.

     На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок. [10,с.133]

     К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. [4,с.281]

     Развивается в дошкольный период и цветоразличение: повышается его точность и тонкость. [4,с.173]

     Исследование, проведенное З. М. Истоминой, показало, что уже к двум годам дети при непосредственном восприятии достаточно хорошо различают четыре основных цвета — красный, синий, зеленый, желтый. Дифференциация же промежуточных тонов — оранжевого, голубого и фиолетового вызывает у них трудности. В дошкольный период улучшается не только цветоразличение при непосредственном восприятии, но и по слову — наименованию. Выявлено, что с 4 лет устанавливается прочная связь между цветом и его наименованием в отношении основных тонов, а с 5 лет — ив отношении промежуточных. По данным Кука, точность цветоразличения оттенков к шести годам возрастает примерно в два раза. Со среднего дошкольного возраста дети начинают различать и светлоту, однако дифференциация светлотных отношений может наблюдаться и у младших дошкольников, когда они приобретают сигнальное значение (Т. И. Данюшевская). Развитию этого процесса на протяжении дошкольного возраста способствует и обозначение этих отношений словами «темное», «светлое».

     Имеет свои особенности и слуховая чувствительность дошкольников. Исследования показывают, что острота тонального слуха  детей до 13 лет понижена по сравнению с остротой слуха взрослых, с возрастом она повышается. При этом пороги слышимости детей 3—4 лет превышают пороги слышимости взрослых на 7—11 дб, а пороги слышимости пяти-, шестилетних детей на 5—8 дб.

     В дошкольный период развивается и  звуковысотная различительная способность. Однако фонематический (речевой) и музыкальный (или звуковысотный) слух формируется  не параллельно. Фонематический слух начинает развиваться уже с конца первого года жизни человека, и к началу дошкольного периода ребенок уже практически дифференцирует все звуки родного языка, овладевает как пассивной, так и активной речью. Восприятие же звуковысотных отношений до 4,5—5 лет представляет трудности для детей (Т. В. Ендовицкая, Т. А. Репина и др.).

     Выявлены  также значительные индивидуальные особенности в восприятии музыки, особенно в различении высоты, тембра. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно его динамическую сторону — ритм, темп; мелодию и гармонию воспринимают хуже.

     Разнообразны  методы и приемы, помогающие развить  у дошкольников музыкальный слух. Среди них особый интерес вызывает метод опосредованного моделирования. Суть его заключается в том, что  детей учат моделировать свойства и  отношения определенных объектов с  помощью других предметов. [6,с.174]

     Основы  этого метода успешно используются в практике музыкального воспитания в детских садах, особенно широко — в старшем дошкольном возрасте в так называемый «донотный период обучения», когда у детей формируют понятия о высоких и низких, длинных и коротких звуках, учат различать их, узнавать направление движения мелодии.

     Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. [6,с.180]

     Восприятие  художественного произведения —  сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец и др.). А. В. Запорожец отмечал:«...эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях». [6,с.181]

     В исследованиях, проведенных под  руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям — сопереживание. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются сами непосредственно воздействовать на ход событий сказки и т. д.

     В процессе развития художественного  восприятия зарождается и оценка воспринятого.

     Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют  о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить («как красиво», «очень красиво» и др.).

     При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение  ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

     Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дети в ролях находчивых, юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники — животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие — чаще просто наиболее занимательного и находчивого, наиболее веселого персонажа.

     Дети  старшего дошкольного возраста значительно  чаще младших оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию. [6,с.184]

     В процессе развития художественного  восприятия у детей появляется понимание  выразительных средств произведения искусства, что ведет к более  адекватному, полному, глубокому его  восприятию.

     Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

     Восприятие  художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

     Развитие  эстетического восприятия происходит во всех видах художественной и бытовой  деятельности ребенка. При грамотном  руководстве со стороны взрослых оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно высокого уровня. [6,с.185]

     Из  выше изложенного можно сделать  следующие выводы:

  • Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
  • Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Информация о работе Развития восприятия дошкольников