Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В соответствии с требованием программы (2002), а также учитывая умения и навыки, вырабатываемые у учащихся на предыдущих этапах эксперимента, мы предложили испытуемым следующие темы для рисования: «Виды транспорта», «Прогулка по зоопарку», «Зимняя сказка», «Пришла весна», «Открытка к 8 Марта», «Полет в космос», «Праздничный салют» и др.
Проведению уроков по данным
темам предшествовали подготовительные
занятия, которые в своей совокупности
были направлены на накопление представлений
по избранной теме и на решение
учебных задач: овладение способами
обследования объектов изображения, ознакомление
с элементами изобразительной грамоты,
совершенствование техники
Значительную роль в развитии творческих способностей играет организация внеклассная работа со школьниками. С целью формирования элементов воссоздающего и творческого воображения у учащихся 4 класса был организован кружок «Волшебный карандаш» (примерное планирование занятий см. в «Приложении 5»), задачами которого являлись: развитие умения детей воссоздавать ситуацию сказочного сюжета средствами рисунка; содействовать обогащению эмоциональной природы учащихся; сделать увлекательным и интересным процесс познания мира.
Проводя итоги проведённой работы, мы обнаружили у испытуемых значительные положительные сдвиги по таким основным показателям, как сформированность и развитость образно-предметной сферы в целом, степень привлечения в образные процессы данных жизненного опыта, подвижность, динамика образов-представлений, степень принятия помощи, эмоциональное отношение к рисованию. Включение разнообразных материалов, частая смена видов деятельности создавали условия при которых на протяжение всего занятия у детей поддерживался высокий уровень активности и работоспособности. Созданные некоторыми детьми целостные и выразительные композиции свидетельствуют о наличии элементов творческого воображения у этих детей и о связи воображения с их практической деятельностью. Сюжетное рисование, и в особенности иллюстрирование отрывков из сказок, при правильном руководстве со стороны педагога содействуют развитию воссоздающего и творческого воображения.
Особенности создания объекта по представлению№ Список учащихся Тема н.г. к.г Творчество н.г. к.г Графический образ Расположение н.г. к.г Цвет н.г. к.г
1 Юля Г. _ + _ + _ + + + + +
2 Антон М. + + + + + + _ + + +
3 Саша Г. _ + _ + _ + + _ + _
4 Андрей _ + _ + + + _ + _ +
5 Элвин К. _ + _ + _ _ _ _ _ _
6 Даша Б. _ + _ + _ _ _ _ _ _
7 Таня Р. + + + + + + + + + +
8 Дима А. _ + _ + _ + + + + +
9 Юля К. _ + _ + _ + _ _ _ _
10 Руслан А. _ + _ + + + + + _ +
Анализируя результаты таблицы на начало и конец учебного года, мы получили следующие данные, характеризующие рост познавательной активности, умений и навыков, а также творческих способностей учащихся:
раскрытие темы изобразительными средствами, проявление творчества в работе увеличилось на 80%; умение точно передавать графический образ – на 40%; правильное расположение частей рисунка на плоскости – 10%; соответствие цвета рисунков реальному цвету предметов – 10%.
Коррекционно-воспитательная
работа, обеспечивающая формирование
элементов творческого
В целом следует отметить,
что систематическая работа по развитию
воображения у младших
Заключение
Изученный нами материал, а
так же полученные результаты обследования
по выявлению особенностей формирования
элементов воображения у
1. Важно создавать условия, способствующие поддержанию у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности, формировать потребность в ней.
2. Необходимо формировать
предпосылки данного вида
3. Целесообразно строить
обучение с учетом
4. В процессе обучения
нужно совершенствовать как
5. При организации занятий,
выборе материала и т.д.
6. Необходимо всемерно
подчеркивать роль ребенка как
активного самостоятельного
7. На всех этапах наблюдения
за окружающей
8. На уроках рисования
на заданную тему только тогда
происходит формирование
- тематическому рисованию
предшествует формирование
- уроки тематического
рисования носят обучающий
- в связи с обучением
тематическому рисованию
- учащиеся побуждаются
к речевой активности и
- наряду с рисованием
по представлению практикуется
рисование предметов на основе
их непосредственного
9. Наша гипотеза о том,
что правильно организованная
коррекционная работа с детьми
с нарушением интеллекта
Литература
1. Андреева Л.В. Графический
рисунок как средство
2. Акимова М.К., Козлова
В.Т. Психологическая
3. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Сост. А.И. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 303 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. В кн. Л.С. Выготский. Развитие высших функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. – 145 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост.авт. вступит., ст. и библиограф Т.М. Яифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
8. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
9. Головина Т.Н. Изобразительная
деятельность учащихся
5. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя, – М.: Просвещение, 1993. – 175 с.
10. Горшенков И.А. Развитие
у учащихся вспомогательной
11. Дубровина И.В. Психология:
Учебник для студ. сред. пед. учеб.
заведений/ И.В. Дубровина, Е.
12. Екжанова Е.А. Программа
по изобразительному искусству
в специальных школах и
13. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 245 с.
14. Коррекционная педагогика.
Учебное пособие для педагогич.
15. Косминская В.Б., Халезова
Н.Б. Основы изобразительного
искусства и методика
16. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1984. – 143 с.
17. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. – К.: Рад. шк. 1986. – 93 с.
18. Кузин В.С. Изобразительное
искусство и методика его
19. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение – 1981 – 143 с.
20. Леонтьев А.Н. К
теории развития психики
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1972. – с253
22. Молофеев Н.Н. Современное
состояние коррекционной
23. Морозова Н.Г. Формирование
познавательных интересов у
24. Натадзе Р.Г. Воображение
как фактор поведения. –
25. Немов Р.С. Психология.
Учеб. для студентов высш. пед.
заведений. Общие основы
26. Нестерова Т.В. Отражение
величинного контраста в
27. Обучение и воспитание
детей во вспомогательной
28. Петровский А.В. Воображение. – В кн.: общая психология. М.: Просвещение, 1976. – С. 234 –297.
29. Пинский Б.И. Психологические
особенности деятельности
30. Программы специальной
(коррекционной)
31. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 386 с.
32. Рау М.Ю. Развитие
воображения глухих школьников
средствами изобразительной
33. Рубинштейн С.Я. Психология
умственно отсталого школьника:
34. Сакулина. П., Комарова
Т.С. Изобразительная
35. Семало Н.Я. Новые
подходы к построению