Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа

Описание работы

Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Работа содержит 1 файл

Название.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

 

В соответствии с требованием  программы (2002), а также учитывая умения и навыки, вырабатываемые у  учащихся на предыдущих этапах эксперимента, мы предложили испытуемым следующие  темы для рисования: «Виды транспорта», «Прогулка по зоопарку», «Зимняя  сказка», «Пришла весна», «Открытка  к 8 Марта», «Полет в космос», «Праздничный салют» и др.

 

Проведению уроков по данным темам предшествовали подготовительные занятия, которые в своей совокупности были направлены на накопление представлений  по избранной теме и на решение  учебных задач: овладение способами  обследования объектов изображения, ознакомление с элементами изобразительной грамоты, совершенствование техники изображения  и др. Количество таких подготовительных занятий определялось содержанием  темы и степенью готовности детей  к ее творческому воплощению. А  так же предусматривалась обязательная связь уроков изобразительного искусства  с другими уроками, внеклассной  деятельностью детей. В качестве примера приводим конспект урока  рисования на тему «Полет в космос» (Приложение 4). Подготовительный период для данной темы состоял из двух занятий, на одном из которых дети в группе продленного дня стали  участниками беседы о Дне космонавтики, просмотрели иллюстрации космических  кораблей, видеофильм о Ю.А. Гагарине, а на втором – знакомились с  последовательностью изображения  ракеты и передачей движения по диагонали  в восходящем или нисходящем направлении, просмотрели отрывок из мультипликационного  фильма «Незнайка на Луне».

 

Значительную роль в развитии творческих способностей играет организация  внеклассная работа со школьниками. С целью формирования элементов воссоздающего и творческого воображения у учащихся 4 класса был организован кружок «Волшебный карандаш» (примерное планирование занятий см. в «Приложении 5»), задачами которого являлись: развитие умения детей воссоздавать ситуацию сказочного сюжета средствами рисунка; содействовать обогащению эмоциональной природы учащихся; сделать увлекательным и интересным процесс познания мира.

 

Проводя итоги проведённой  работы, мы обнаружили у испытуемых значительные положительные сдвиги по таким основным показателям, как  сформированность и развитость образно-предметной сферы в целом, степень привлечения  в образные процессы данных жизненного опыта, подвижность, динамика образов-представлений, степень принятия помощи, эмоциональное  отношение к рисованию. Включение разнообразных материалов, частая смена видов деятельности создавали условия при которых на протяжение всего занятия у детей поддерживался высокий уровень активности и работоспособности. Созданные некоторыми детьми целостные и выразительные композиции свидетельствуют о наличии элементов творческого воображения у этих детей и о связи воображения с их практической деятельностью. Сюжетное рисование, и в особенности иллюстрирование отрывков из сказок, при правильном руководстве со стороны педагога содействуют развитию воссоздающего и творческого воображения.

 

Особенности создания объекта  по представлению№ Список учащихся Тема н.г. к.г Творчество н.г. к.г Графический образ Расположение н.г. к.г Цвет н.г. к.г

1 Юля Г. _ + _ + _ + + + + +

2 Антон М. + + + + + + _ + + +

3 Саша Г. _ + _ + _ + + _ + _

4 Андрей _ + _ + + + _ + _ +

5 Элвин К. _ + _ + _ _ _ _ _ _

6 Даша Б. _ + _ + _ _ _ _ _ _

7 Таня Р. + + + + + + + + + +

8 Дима А. _ + _ + _ + + + + +

9 Юля К. _ + _ + _ + _ _ _ _

10 Руслан А. _ + _ + + + + + _ +

 

 

Анализируя результаты таблицы  на начало и конец учебного года, мы получили следующие данные, характеризующие  рост познавательной активности, умений и навыков, а также творческих способностей учащихся:

 

раскрытие темы изобразительными средствами, проявление творчества в  работе увеличилось на 80%; умение точно  передавать графический образ –  на 40%; правильное расположение частей рисунка на плоскости – 10%; соответствие цвета рисунков реальному цвету  предметов – 10%.

 

Коррекционно-воспитательная работа, обеспечивающая формирование элементов творческого воображения  закономерно ведет к совершенствованию  рисунков: точнее передается форма, увеличивается  количество деталей, улучшается качество раскраски. Изменяется и характер деятельности: в процесс изображения включаются элементы сопоставления и соизмерения, школьники чаще применяют резинку, исправляют контурные линии, целенаправленнее пользуются схемой построения рисунка. Следует отметить, что работа по формированию элементов воображения вызывала у всех 10 человек живой интерес и положительное отношение, не было ни одного отказа от выполнения предложенных заданий.

 

В целом следует отметить, что систематическая работа по развитию воображения у младших школьников с нарушениями интеллекта средствами изобразительного искусства представляет мощный источник активизации деятельности, развития интеллектуальной и эмоционально-волевой  сферы умственно отсталых школьников.

 

 

Заключение

 

Изученный нами материал, а  так же полученные результаты обследования по выявлению особенностей формирования элементов воображения у умственно  отсталых младших школьников, позволяют  сделать следующие выводы:

 

1. Важно создавать условия,  способствующие поддержанию у  детей постоянного интереса к  изобразительной деятельности, формировать  потребность в ней.

 

2. Необходимо формировать  предпосылки данного вида продуктивной  деятельности – развивать предметную, игровую и речевую деятельности, расширять запас сенсорных эталонов  и образов-представлений, обогащать  и систематизировать представления  детей об окружающей действительности, совершенствовать зрительно-двигательную  координацию.

 

3. Целесообразно строить  обучение с учетом концентрического  принципа изучения материала:  вначале в предметных изображениях  отрабатываются все основные  элементы сюжетного рисунка, затем  постепенно переходит к более  сложной целостной композиции.

 

4. В процессе обучения  нужно совершенствовать как техническую,  так и выразительную стороны  изобразительной деятельности.

 

5. При организации занятий,  выборе материала и т.д. необходимо  учитывать индивидуальные психологические,  личностные особенности ребенка  и уровень сформированности у  него изобразительных навыков.

 

6. Необходимо всемерно  подчеркивать роль ребенка как  активного самостоятельного творца  создаваемых изображений.

 

7. На всех этапах наблюдения  за окружающей действительностью  и обучения ее отображению  должна быть активно задействована  речь ребенка.

 

8. На уроках рисования  на заданную тему только тогда  происходит формирование элементов  воображения, когда:

 

-  тематическому рисованию  предшествует формирование графических  образов предметов;

 

-  уроки тематического  рисования носят обучающий характер  и включают в себя элементы  изучения (обследования) объекта и  его воспроизведение по представлению  (отставленное воспроизведение);

 

-  в связи с обучением  тематическому рисованию учащиеся  овладевают умением ориентироваться  на листе бумаги и ориентировать  изображения относительно друг  друга;

 

-  учащиеся побуждаются  к речевой активности и осуществляют  словесную регуляцию изобразительной  деятельности;

 

-  наряду с рисованием  по представлению практикуется  рисование предметов на основе  их непосредственного восприятия.

 

9. Наша гипотеза о том,  что правильно организованная  коррекционная работа с детьми  с нарушением интеллекта приведёт  к овладению приемами работы  карандашом и кистью с одной  стороны, и формированию элементов  воображения – с другой, нашла  подтверждение в данной работе.

 

 

Литература

 

1.  Андреева Л.В. Графический  рисунок как средство образного  познания и изучения действительности, – Н. Новгород 2004. – 20 с.

 

2. Акимова М.К., Козлова  В.Т. Психологическая коррекция  умственного развития школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. –  160 с.

 

3. Беляев Т.Ф. Упражнения  по развитию пространственных  представлений у учащихся: Из  опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

 

4.  Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия учеб пособие  для студ. сред. учеб. заведений/ Сост. А.И. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.  Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 303 с.

 

5.  Выготский Л.С. Воображение  и его развитие в детском  возрасте. В кн. Л.С. Выготский.  Развитие высших функций. М.: Изд-во  АПН РСФСР, 1960.

 

6.  Выготский Л.С. Психология  искусства. – М.: Искусство, 1965. –  145 с.

 

7.  Выготский Л.С. Проблемы  дефектологии/ Сост.авт. вступит., ст. и библиограф Т.М. Яифанова. –  М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

 

8.  Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

 

9.  Головина Т.Н. Изобразительная  деятельность учащихся вспомогательной  школы. – М., 1974 – 234 с.

 

5. Грошенков И.А. Занятия  изобразительным искусством во  вспомогательной школе: Кн. для  учителя, – М.: Просвещение, 1993. –  175 с.

 

10. Горшенков И.А. Развитие  у учащихся вспомогательной школы  интереса к изобразительной деятельности // Дефектология – №6 – 1980 –  С. 45 – 51.

 

11. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е  Данилова, А.М. Прихожан; Под ред.  И.В. Дубровиной. – М.: Издательский  центр «Академия»; 2001. – 489 с.

 

12. Екжанова Е.А. Программа  по изобразительному искусству  в специальных школах и классах  выравнивания для детей с задержкой  психического развития // Дефектология  – №5 – 1991 – С. 20 – 37.

 

13. Игнатьев Е.И. Воображение  и его развитие в творческой  деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 245 с.

 

14.  Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич.  вузов / Под ред. Кукушина В.С.  – Ростов-на-Дону: Издат. центр  «Марат», 2002. – 304 с.

 

15.  Косминская В.Б., Халезова  Н.Б. Основы изобразительного  искусства и методика руководства  изобразительной деятельностью  детей, – М.: Просвещение, 1987. –  128 с.

 

16.  Костерин Н.П. Учебное  рисование. М., 1984. – 143 с.

 

17.  Котляр В.Ф. Изобразительная  деятельность дошкольников. – К.: Рад. шк. 1986. – 93 с.

 

18.  Кузин В.С. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальных классах: Учеб. пособие  для учащихся пед. уч-щ, –  М.: Просвещение, 1984. – 319 с.

 

19.  Лапшин В.А., Пузанов  Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов –  М.: Просвещение – 1981 – 143 с.

 

20.  Леонтьев А.Н. К  теории развития психики ребенка.  – Избр. Произведения. – М.:Педагогика, 1983 – Т.1 – С. 308.

 

21.  Леонтьев А.Н. Проблемы  развития психики. – М.: Просвещение, 1972. – с253

 

22.  Молофеев Н.Н. Современное  состояние коррекционной педагогики. // Альманах Института коррекционной  пед-ки РАО. – №1 – 2000. –  13с Петрова В.Г., Белякова И.В.  Психология умственно отсталых  школьников. – М.: Academa, 2002 – 160 с.

 

23.  Морозова Н.Г. Формирование  познавательных интересов у аномальных  детей. – М., 1969. – 234 с.

 

24.  Натадзе Р.Г. Воображение  как фактор поведения. – Тбилиси:  Мецниереба, 1972. – 184 с.

 

25.  Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.  заведений. Общие основы психологии. – 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. –456 с.

 

26.  Нестерова Т.В. Отражение  величинного контраста в изобразительной  деятельности умственно отсталых  и нормально развивающихся младших  школьников // Дефектология – №6  – 1991 – С. 46 – 51.

 

27.  Обучение и воспитание  детей во вспомогательной школе:  Пособие для учителей и студентов  дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под  ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

 

28.  Петровский А.В. Воображение.  – В кн.: общая психология. М.: Просвещение, 1976. – С. 234 –297.

 

29.  Пинский Б.И. Психологические  особенности деятельности учащихся  вспомогательной школы. М., 1962. –  265 с.

 

30.  Программы специальной  (коррекционной) образовательной  школы УШ вида: 1–9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – сб. 1. – 223 с.

 

31.  Психология: Учеб. для  ин-тов физ. культ./ Под ред.  В.М. Мельникова. – М.: Физкультура  и спорт, 1987. – 386 с.

 

32.  Рау М.Ю. Развитие  воображения глухих школьников  средствами изобразительной деятельности // Дефектология – №5 – 1984 –  С. 39 – -45.

 

33.  Рубинштейн С.Я. Психология  умственно отсталого школьника:  Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

 

34.  Сакулина. П., Комарова  Т.С. Изобразительная деятельность  в детском саду. – 2-е изд.  – М., 1985. – 186 с.

 

35.  Семало Н.Я. Новые  подходы к построению коррекционной  работы с детьми с различными  видами отклоняющего развития // Дефектология, – 2000 – №1. – с. 66–75


Информация о работе Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства