Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Однако об этом процессе кристаллизации,
или перехода воображения в
«Каждая потребность, – говорит
Рибо, – стремление или желание
отдельно или же вместе с несколькими
другими может поэтому служить
импульсом к творчеству. Психологический
анализ каждый раз разлагать «
Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.
Возникает вопрос относительно факторов, от которых зависит воображение. И так деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества, которых влияют на человека.
Творческой деятельностью Выготский Л.С. (1960) называет такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Индивидуальные различия
в воображении выражаются прежде
всего в яркости образов, степени
их соотнесённости с реальностью, жизненностью,
правдивостью. Определяются эти различия
видом деятельности, они проявляются
и умением подчинять
Творчество – это высший уровень познания.
Творчество – сложный
психологический процесс. Существует
он как синтез познавательной, эмоциональной
и волевой сфер человеческого
сознания. Но особое место в нём
занимает воображение. Полёт фантазии
в творческом процессе любого вида
деятельности обеспечивается знаниями.
Опытом, подкрепляется
Творческая деятельность
воображения находится в прямой
зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека, потому что
этот опыт представляет материал, из которого
создаются построения фантазии. Чем
богаче опыт человека, тем больше материал,
которым располагает его
Если проследить историю великих изобретателей, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть воображение.
1.4 Использования средств
изобразительного искусства
Основной мотив творческой
деятельности в начальной стадии
ее формирования заключается для
ребенка в самом процессе выражения
чувств. Несколько позже ему
В современной психолого-
Важное значение для определения
природы возникновения
Таким образом, на первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим способом. Примером такой ситуации может служить задание «Покорми птичку»: игровую ситуацию создает нарисованная птичка, которую ребенок «кормит», нанося на плоскость листа точки, т.е. «зернышки».
Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.
Рисование на темы – это
своеобразный венец всей предшествующей
изобразительной деятельности учащихся.
Выполнение тематических композиций требует
не только наличие определенных умений
и навыков в рисовании
Основным методом изучения детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и деятельности ребёнка.
Благоприятные условия для получения таких факторов представляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них такие черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными.
В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.
В процессе занятий рисованием
учитель имеет возможность
Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в рисунке, способствует повышению и речевой активности.
Изучению подлежат основные
черты деятельности школьников (направленность,
устойчивость, сознательность, активность,
продуктивность, мотивация). Фиксируется,
действует ли ученик целенаправленно
во время выполнения задания, на что
конкретно направленно его
Наблюдения за ребёнком в
процессе рисования позволяют
Не менее важно установить
отношение ребёнка к
Занятия рисованием позволяет довольно быстро определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество.
С помощью графических заданий нетрудно установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой.
Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для изучения специфических особенностей умственно отсталых школьников в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. Кроме того, проверяется, как ученик, анализируя объект изображения, называет его части и словесно обозначает взаимное расположение этих частей.
Педагогическое изучение
учащихся предполагает разностороннюю
проверку их графической подготовленности,
т.е. проверку того, как ребёнок владеет
карандашом при проведении вертикальных,
горизонтальных и наклонных линий,
как воспроизводит замкнутые
линии. Определяется, умеет ли ученик
регулировать совершаемые во время
рисования движения, т.е. ослаблять
или ускорять или замедлять их
темп. Устанавливается также
Существенным моментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога в учебном процессе. Формы этой помощи могут быть различны:
1. привлечение внимание ученика к объекту или способу изображения;
2. наводящие вопросы,
касающиеся формы, строения
3. прямой показ отдельного приёма изображения;
4. совет, как лучше расположить рисунок;
5. демонстрация действия
и просьба самостоятельно
6. длительное обучение тому, как надо выполнять задание.
Оказывая помощь, необходимо проследить, в какой мере ученик её принимает и использует (исправляет ли ошибки или механически продолжает воспроизводить то или иное изображение).
Характеристика умственно
отсталого ребёнка дополняется
важными сведениями о состоянии
его эмоционально-волевой
Наблюдая за ребёнком, в
процессе продуктивной деятельности помогают
накопить данные, вскрывающие особенности
личности и деятельности ученика. Знание
этих особенностей существенно дополняет
педагогическую характеристику ребёнка
и позволяет более точно
Существует большая
В образах, возникающих в
воображении, всегда есть черты уже
известных человеку образов. Но в
этом образе они преображены, изменены,
соединены в необычные
Педагогический вывод, который
можно отсюда сделать, заключается
в необходимости расширять опыт
ребёнка, если мы хотим создать достаточно
прочные основы для его творческой
деятельности. Чем больше ребёнок
видел, слышал и пережил, чем больше
он знает и усвоил, чем большим
количеством элементов
2. Изучение состояния проблемы на практике
2.1 Особенности изобразительной
деятельности умственно
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Но если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.