Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа

Описание работы

Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Работа содержит 1 файл

Название.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

 

Однако об этом процессе кристаллизации, или перехода воображения в действительность, мы будем говорить особо. Здесь же, останавливаясь только на внутренней стороне воображения, указываем  на те основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех этих отдельных процессов. Первым таким  фактором является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед  человеком задачи, если привычные  и наследственные его реакции  вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания  для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным  к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло  бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, потребности, стремления или желания.

 

«Каждая потребность, – говорит  Рибо, – стремление или желание  отдельно или же вместе с несколькими  другими может поэтому служить  импульсом к творчеству. Психологический  анализ каждый раз разлагать «самопроизвольное  творчество» на эти его первичные  элементы. Всякое изобретение имеет  поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения  оказывается во всех случаях двигательной.

 

Наличие потребностей или  стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти  два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в  его состав процессов.

 

Возникает вопрос относительно факторов, от которых зависит воображение. И так деятельность воображения  зависит от опыта, от потребностей и  интересов, в которых эти потребности  выражаются. Легко понять также, что  оно зависит от комбинаторной  способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов  воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества, которых влияют на человека.

 

Творческой деятельностью  Выготский Л.С. (1960) называет такую  деятельность человека, которая создаёт  нечто новое, всё равно будет  ли это созданное творческой деятельностью  какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

 

Индивидуальные различия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени  их соотнесённости с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются эти различия видом деятельности, они проявляются  и умением подчинять воображение  поставленной цели, включать его в  творчество.

 

Творчество – это высший уровень познания.

 

Творчество – сложный  психологический процесс. Существует он как синтез познавательной, эмоциональной  и волевой сфер человеческого  сознания. Но особое место в нём  занимает воображение. Полёт фантазии в творческом процессе любого вида деятельности обеспечивается знаниями. Опытом, подкрепляется целеустремлённостью, настойчивостью и сопровождается определённым эмоциональным фоном. В настоящее  время психология научного творчества – одна из наиболее перспективных  областей психологической науки.

 

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение  беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей  бедностью его опыта.

 

Если проследить историю  великих изобретателей, великих  открытий, то почти всегда можно  установить, что они явились в  результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть воображение.

 

1.4 Использования средств  изобразительного искусства для  развития воображения

 

Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для  ребенка в самом процессе выражения  чувств. Несколько позже ему свойственны  сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование  в изобразительной деятельности, поскольку уровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способами изображения, которыми они  владеют. Очень важно, отмечает Котляр В.Ф. (1986), чтобы в это время взрослый помог ребенку овладеть новыми способами  творческого отражения окружающей действительности. При этом осмысленность, которую вносит в деятельность ребенка  взрослый, отнюдь не нарушает самобытности детского изображения.

 

В современной психолого-педагогической литературе с наибольшей определенностью  описаны два направления в  руководстве детской творческой деятельностью: создание условий, благоприятствующих творчеству, и построение логической поэтапности в достижении творческого  результата.

 

Важное значение для определения  природы возникновения воображения  и для организации процесса его  формирования имеют выдвинутые А.Н. Леонтьевым положение о том, что  «в психологических предпосылках детской  игры элементов фантастики нет, а  есть потребность действовать, как  взрослые, т.е. действовать так, как  это видел ребенок у других, как об этом ему рассказывали и  т.д. Ребенок стремиться ехать верхом на лошади, но не умеет этого и  пока не в состоянии этому научиться: это ему недоступно. Поэтому происходит своеобразное замещение: место лошади заступает в игре предмет, который  принадлежит к миру непосредственно  доступных ребенку предметов» (1983, с. 308)

 

Таким образом, на первом этапе  обучения рисованию дается установка  не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим  способом. Примером такой ситуации может служить задание «Покорми птичку»: игровую ситуацию создает  нарисованная птичка, которую ребенок  «кормит», нанося на плоскость листа  точки, т.е. «зернышки».

 

Обучение детей основам  изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и  цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать  явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой  работой мысли, с развитием образного  мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.

 

Рисование на темы – это  своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует  не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов  быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображение учащихся развивается  и в процессе самого композиционного  рисования. Как правило, отмечает Кузин  В.С., «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его  художественных способностей, запас  наблюдений и впечатлений от окружающей действительности» (1984, с. 119).

 

Основным методом изучения детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя  этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и  деятельности ребёнка.

 

Благоприятные условия для  получения таких факторов представляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют  обнаружить у них такие черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными.

 

В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и  изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные  мыслительные операции.

 

В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности  мышления, эмоционально – волевой  сферы и деятельности умственно  отсталых школьников.

 

Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в  рисунке, способствует повышению и  речевой активности.

 

Изучению подлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, действует ли ученик целенаправленно  во время выполнения задания, на что  конкретно направленно его внимание.

 

Наблюдения за ребёнком в  процессе рисования позволяют установить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в  соответствии с указаниями учителя  или «соскальзывает» на другой, более  простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.

 

Не менее важно установить отношение ребёнка к изобразительной  деятельности: проявляет ли интерес  к рисованию и в чем это  выражается, насколько этот интерес  продолжителен и на что направлен?

 

Занятия рисованием позволяет  довольно быстро определить состояние  моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых  действий и их качество.

 

С помощью графических  заданий нетрудно установить, насколько  самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит  фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения  с той или иной геометрической формой.

 

Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия  для изучения специфических особенностей умственно отсталых школьников в  плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты  на плоскости листа бумаги. Кроме  того, проверяется, как ученик, анализируя объект изображения, называет его части  и словесно обозначает взаимное расположение этих частей.

 

Педагогическое изучение учащихся предполагает разностороннюю проверку их графической подготовленности, т.е. проверку того, как ребёнок владеет  карандашом при проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутые  линии. Определяется, умеет ли ученик регулировать совершаемые во время  рисования движения, т.е. ослаблять  или ускорять или замедлять их темп. Устанавливается также способность  ученика выполнять карандашом ритмические  движения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно.

 

Существенным моментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога в учебном процессе. Формы этой помощи могут быть различны:

 

1.  привлечение внимание  ученика к объекту или способу  изображения;

 

2.  наводящие вопросы,  касающиеся формы, строения или  расположения объекта;

 

3.  прямой показ отдельного  приёма изображения;

 

4.  совет, как лучше  расположить рисунок;

 

5.  демонстрация действия  и просьба самостоятельно повторить  это действие;

 

6.  длительное обучение  тому, как надо выполнять задание.

 

Оказывая помощь, необходимо проследить, в какой мере ученик её принимает и использует (исправляет ли ошибки или механически продолжает воспроизводить то или иное изображение).

 

Характеристика умственно  отсталого ребёнка дополняется  важными сведениями о состоянии  его эмоционально-волевой сферы  во время изобразительной деятельности и в промежутках между занятиями. Учёт особенностей ребёнка позволяет  предпринять меры педагогического  воздействия прямого или опосредованного  характера на эмоциональную среду  с целью её развития и коррекции.

 

Наблюдая за ребёнком, в  процессе продуктивной деятельности помогают накопить данные, вскрывающие особенности  личности и деятельности ученика. Знание этих особенностей существенно дополняет  педагогическую характеристику ребёнка  и позволяет более точно планировать  коррекционно-воспитательную работу на всех уроках и во внеклассное время.

 

Существует большая зависимость  между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано  с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать  и развивать, как особую сторону  психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в  которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой–то «кусочек фантазии», но у каждого  фантазия, или воображение, проявляется  по–разному, в зависимости от направленности личности – её интересов, знаний, эмоционального настроя.

 

В образах, возникающих в  воображении, всегда есть черты уже  известных человеку образов. Но в  этом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.

 

Педагогический вывод, который  можно отсюда сделать, заключается  в необходимости расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок  видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим  количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет  деятельность его изображения.

 

 

2. Изучение состояния проблемы  на практике

 

2.1 Особенности изобразительной  деятельности умственно отсталых  школьников

 

Подавляющее большинство  учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят  рисовать. Дети охотно откликаются  на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Но если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Информация о работе Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства