Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжении этих событий.
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.
Галлюцинациями появляются
при различных психических
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чём-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психологическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления Выготский
Л.С. (1995) объясняет тем, что значительные
участки мозга душевнобольного
постоянно в большей или
Грёзы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём в грёзах отчётливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Пассивное воображение редко
становится импульсом творческого
процесса, т. к. «спонтанные», независимые
от воли художника образы чаще являются
продуктом подсознательной
Произвольное, или активное
воображение – это процесс
преднамеренного построения образов
в связи с сознательно
Авторы учебника «Психология» (1987) по оригинальности произвольное (активное) воображение разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное
воображение – это построение
образа предмета, явления в соответствии
с его словесным описанием
или по чертежу, схеме, картине. В
процессе воссоздающего воображения
возникают новые образы, но новые
субъективно, для данного человека,
а объективно они уже существуют.
Они уже воплощены в
Суть воссоздающего
А.В. Петровский (1976) считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
В репродуктивном воображении
ставится задача воспроизвести реальность
в том виде какова она есть, и
хотя здесь так же присутствует элемент
фантазии, такое воображение больше
напоминает восприятие или память,
чем творчество. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено
направление в искусстве, называемое
натурализмом, а так же отчасти, реализм.
Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина
ботаники могут изучать флору
русского леса, т. к. все растения на
его полотнах выписаны с «документальной»
точностью. Работы художников-демократов
второй половины 19 в. И. Крамского, И. Репина,
В. Петрова при всей их социальной
заостренности также являют собой
поиски формы, максимально приближенной
к копированию
С феноменом воображения
в практической деятельности людей
известный художник К.Ф. Юон (1959) прежде
всего, связывает процесс
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизнены, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (Дон Кихот, Наташа Ростова, Анна Каренина).
Но иногда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождением геометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль, отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939 гг.
Особым видом воображения С.Д. Смирнов (1985) называет мечту. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причём мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.
Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе – идеале выражается тенденция развития личности.
Еще один вид творческого
воображения – фантазия или мечтательность.
Здесь желаемое будущее не связывается
непосредственно с настоящим. К
образам фантазии относятся сказочно-
Каждый предмет, каким бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем.
Сущность воображения
заключается в способности
Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека или ковёр – самолёт, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили условия полёта и осуществили мечту – появился самолёт. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк – амфибия и т.д.
Акцентирование –
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действий:
1. утрирование – намеренное
подчёркивание особенностей
2. преувеличение или
приуменьшение (Мальчик–с–
3. типизация – обобщение
и эмоциональная насыщенность
образа. Это наиболее сложный
путь создание образа
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1) степенью лёгкости и трудности, с какой человеку вообще даётся воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) в какой области
ярче, быстрее происходит создание
новых образов (личностная
1.3 Приёмы творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного.
В самом начале процесса,
как мы уже знаем, стоят всегда
восприятие внешние и внутренние,
составляющие основу нашего опыта. То,
что ребёнок видит и слышит,
является, таким образом, первыми
опорными точками для его будущего
творчества. Он накапливает материал,
из которого впоследствии будет строить
него фантазия. Важнейшими составными
частями этого процесса А.В. Петровский
(1976) считает диссоциацию и
Это умение выделить отдельные
черты сложного целого имеет значение
для всей решительно творческой работы
человека над впечатлениями. За процессом
диссоциации следует процесс
изменения, которому подвергаются эти
диссоциированные элементы. В качестве
примера такого внутреннего изменения
можно привести имеющий огромное
значение для воображения и для
воображения ребёнка в
Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры.
Мы видим, что преувеличение, как и воображение вообще, одинаково нужно и в искусстве, как и в науке.
Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного. Заключительным и последним моментом предварительной работы является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будет завершён тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.