Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа

Описание работы

Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Работа содержит 1 файл

Название.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

 

Например, поводом для  сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего  человека.

 

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжении  этих событий.

 

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к  мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или  нездоровой психики являются галлюцинации.

 

Галлюцинация – это  тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или  не совсем здоровых, образы фантазии приобретают  черты реальности. У душевнобольного  они конкурируют с тем, что  он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший  родственник, он разговаривает с  ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

 

Галлюцинациями появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний  – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

 

При слуховых галлюцинациях  больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чём-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психологическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

 

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также  у алкоголиков, дошедших до состояния  белой горячки.

 

Эти явления Выготский  Л.С. (1995) объясняет тем, что значительные участки мозга душевнобольного  постоянно в большей или меньшей  степени заторможены. Следы прошлых  восприятий, комбинируемые в образах  фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

 

Грёзы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это  мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём в грёзах отчётливо видна связь  фантазии с потребностями и желаниями.

 

Пассивное воображение редко  становится импульсом творческого  процесса, т. к. «спонтанные», независимые  от воли художника образы чаще являются продуктом подсознательной работы творца скрытой от него самого. И  тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры  роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически  мрачных произведениях.

 

Произвольное, или активное воображение – это процесс  преднамеренного построения образов  в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает  в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы – Яги и  т.д.). Необходимость построить своё поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Активное воображение характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у  себя соответствующие образы.

 

Авторы учебника «Психология» (1987) по оригинальности произвольное (активное) воображение разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

 

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием  или по чертежу, схеме, картине. В  процессе воссоздающего воображения  возникают новые образы, но новые  субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определённых предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздать при помощи фантазии то, о чём говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт.

 

Суть воссоздающего воображения  в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками  и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертёж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая  «зашифрована» условными обозначениями.

 

А.В. Петровский (1976) считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно  позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в  обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и  достижениями других людей.

 

В репродуктивном воображении  ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть, и  хотя здесь так же присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина  ботаники могут изучать флору  русского леса, т. к. все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины 19 в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой  поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

 

С феноменом воображения  в практической деятельности людей  известный художник К.Ф. Юон (1959) прежде всего, связывает процесс художественного  творчества. Творческое воображение  – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются  в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

 

Роль творческого воображения  огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько  жизнены, реальны, что начинаешь  относиться к ним, как к живым (Дон Кихот, Наташа Ростова, Анна Каренина).

 

Но иногда воссоздание  действительности реалистическим методом  художника не устраивает. Реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождением геометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль, отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939 гг.

 

Особым видом воображения  С.Д. Смирнов (1985) называет мечту. Мечта  всегда направлена на будущее, на перспективы  жизни и деятельности конкретного  человека, конкретной личности. Мечта  позволяет намечать будущее и  организовывать своё поведение для  его осуществления. Представить  себе будущее (т.е. то, чего нет) человек  не мог бы без воображения, без  умения строить новый образ. Причём мечта – это такой процесс  воображения, который всегда направлен  не просто в будущее, а в желаемое будущее.

 

Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью  человека является та мечта, которая  живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что  она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения  равнодушных рук. Только единомышленнику  можно поверить свою мечту». К образам  такого рода, как мечта, относятся  идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал –  это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного  человека черты и свойства личности. В образе – идеале выражается тенденция  развития личности.

 

Еще один вид творческого  воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается  непосредственно с настоящим. К  образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В  фантазии представлены объекты и  явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

 

Каждый предмет, каким  бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В  этом смысле можно сказать, что любой  предмет, сделанный руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое  поколение использует вещь, о которой  мечтали и которую создали  их отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность порождает  новую мечту. Сначала каждое новое  достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем.

 

Сущность воображения  заключается в способности подмечать  и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Авторы учебника «Психология» (2001) выделяют несколько техник воображения.

 

Комбинирование – сочетание  отдельных элементов различных  образов предметов в новых, более  или менее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простая сумма уже  известных элементов, это процесс  существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

 

Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека или  ковёр – самолёт, когда способность  летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых  ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к  полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили условия полёта и осуществили мечту – появился самолёт. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк – амфибия и т.д.

 

Акцентирование – подчёркивание  тех или иных чёрт (например, образ  великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских  шаржей (умный – очень высокий  лоб, недостаток ума – низкий).

 

Акцентирование проявляется  в нескольких специфических действий:

 

1.  утрирование – намеренное  подчёркивание особенностей внешнего  облика человека;

 

2.  преувеличение или  приуменьшение (Мальчик–с–пальчик,  семиглавый Змей – Горыныч);

 

3.  типизация – обобщение  и эмоциональная насыщенность  образа. Это наиболее сложный  путь создание образа творческого  воображения.

 

Индивидуальные особенности  воображения определяются:

 

1)  степенью лёгкости  и трудности, с какой человеку  вообще даётся воображение;

 

2)  характеристикой самого  создаваемого образа: нелепица или  оригинальная находка решения;

 

3)  в какой области  ярче, быстрее происходит создание  новых образов (личностная направленность).

 

1.3 Приёмы творческого  воображения

 

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто  к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного.

 

В самом начале процесса, как мы уже знаем, стоят всегда восприятие внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми  опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить  него фантазия. Важнейшими составными частями этого процесса А.В. Петровский (1976) считает диссоциацию и ассоциацию воспринятых впечатлений. Диссоциация  заключается в том, что это  сложное целое как бы рассекается  на части, они сохраняются преимущественно  по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким  образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Этот процесс крайне важен во всём умственном развитии человека, он лежит  в основе абстрактного мышления, в  основе образования понятий.

 

Это умение выделить отдельные  черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом  диссоциации следует процесс  изменения, которому подвергаются эти  диссоциированные элементы. В качестве примера такого внутреннего изменения  можно привести имеющий огромное значение для воображения и для  воображения ребёнка в частности  процесс преувеличения и преуменьшения  отдельных элементов впечатлений.

 

Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры.

 

Мы видим, что преувеличение, как и воображение вообще, одинаково  нужно и в искусстве, как и  в науке.

 

Следующим моментом в составе  процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Ассоциация может происходить на различной  основе и принимать различные  формы от чисто субъективного  объединения образов до объективно научного. Заключительным и последним  моментом предварительной работы является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной  картины. На этом деятельность творческого  воображения не заканчивается. Как  мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будет завершён тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Информация о работе Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства