Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:47, дипломная работа
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Название: Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Добавлен 06:30:39 20 апреля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2418 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Дипломная работа
на тему:
«Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства»
Введение
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Большое внимание данной проблеме уделяет Институт коррекционной педагогики РАО, который является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками развития. Н.Н. Малофеев (2000, с. 9) отмечает в своей статье, что необходимо «начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за социальную организацию поведения ребёнка и его взаимоотношений с окружающим миром». В этом контексте предполагается проанализировать и обосновать необходимость разработки многоуровневого стандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. «В настоящее время 1,6 мл. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании», – отмечает Д.С. Шилов (1999, с. 3). Он так же говорит о том, что работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, к общению и жизни в обществе занимает важное место в обучении и воспитании этих детей.
«В наш век грандиозных
достижений науки и техники, когда
перед человеком открываются
широкие просторы вселенной, особенно
остро встает вопрос о развитии у
него творческого воображения, и
в частности умения ориентироваться
в пространстве», – отмечает Т.Ф.
Беляев в книге «Упражнения по
развитию пространственных представлений
у учащихся» (1983, с. 3). Развитие у учащихся
эмоциональной памяти, эстетического
чувства, формирование пространственных
представлений и творческого
воображения является одним из актуальных
вопросов современной школы. Большое
значение в формировании этих качеств
наряду с другими предметами имеют
уроки изобразительного искусства.
Одной из основных задач преподавания
изобразительного искусства как
в массовой, так и в специальной
(коррекционной) школе является обучение
детей элементарным основам реалистического
рисунка, формирование у них навыков
рисования с натуры, декоративного
рисования и умения применять
их в процессе учебной, трудовой и
общественно полезной деятельности.
(Программы, 2001).Но для того, чтобы
учащийся почувствовал, что может
осуществить свой творческий замысел,
воплотить его в рисунке, надо
научить его правильно видеть
окружающий мир. Л.С. Выготский (1960), Е.И.
Игнатьев (1968), А.В. Петровский (1976) важнейшими
условиями протекания процесса воображения
считают, во-первых, прошлый опыт, который
выражается в уже имеющихся знаниях,
представлениях о предметном мире,
природных и жизненных
У умственно отсталых детей
формирование элементов воображения
имеет свои особенности: неустойчивость
внимания, недостаточная
Следует отметить, что проблема
изучения образной сферы в целом
и, в частности, одной из главных
ее составляющих – образов-представлений
о предметах, пожалуй, наименее разработана
в специальной психологии. Необходима
комплексная система
Цель данной работы: изучение
условий успешного формирования
элементов воображения
Гипотеза: правильно организованная коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта приведёт к овладению приемами работы карандашом и кистью с одной стороны, и формированию элементов воображения – с другой.
Задачи работы: 1) Изучить
состояние проблемы развития воображения
умственно отсталых учащихся в теории
и практике. 2) Экспериментально исследовать
влияние тренировочных
Данная работа состоит
из введения, трёх глав, заключения, библиографии
и приложений. Глава 1 раскрывает понятие,
структуру, механизм творческого воображения,
дает представление о средствах,
используемых на уроках изобразительного
искусства в процессе формирования
элементов воображения. Вторая глава
описывает особенности
Практическая значимость
данной работы состоит в оказании
помощи учителю специальной (коррекционной)
школы в нахождении путей и
средств формирования элементов
воображения у умственно
воображение отсталый школьник изобразительный
1. Механизм творческого воображения
1.1 Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы», – отмечает И.В. Дубровина и др. (2001).
Каждый образ, созданный
в воображении, является в какой-то
степени и воспроизведением и
преобразованием
Образы воображения опираются
на представления памяти. Но эти
представления подвергаются глубоким
изменениям. Представления памяти –
это образы предметов и явлений,
которых мы в данный момент не воспринимаем,
но когда-то воспринимали. Но мы можем,
исходя из знаний и опираясь на опыт
человечества, создать себе представления
о таких вещах, которых никогда
раньше сами не воспринимали. Например,
«я могу себе представить песчаную
пустыню или тропические леса,
хотя бывать там мне не приходилось»,
– пишет В.М. Мельников (1987). Воображение
– это создание того, что в
опыте человека ещё не существовало,
что он не воспринимал в прошлом
и с чем раньше не встречался.
Тем не менее, все новое, созданное
в воображении, все, так или иначе,
связано с реально
Все представления воображения
строятся из материала, полученного
в прошлых восприятиях и
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962, с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек
отражает реальную действительность,
но в иных, необычных, часто неожиданных
сочетаниях и связях. Воображение
преобразует действительность и
создаёт на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с
мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные
Всякая деятельность человека,
результатом которой является не
воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений или
Р.С. Немов (с 220, 1995) определяет
воображение как «особую форму
человеческой психики, стоящую отдельно
от остальных психических
Что же касается загадочности
этого феномена, то она состоит
в том, что до сих пор нам
почти ничего не известно именно о
механизме воображения, в том
числе о его анатомо-
Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
А.Н. Леонтьев (1972) определяет
воображение как познавательный
процесс, имеющий в своей основе
аналитико-синтетическую
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
1.2 Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения.
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются
непреднамеренно. К открытию тайны
сна люди пришли лишь в конце 19 –
20 в. Обрывки воспоминаний прошлого
причудливо сочетаются в сновидениях,
они рождаются непреднамеренно,
вступают в неожиданные, иногда совершенно
бессмысленные сочетания. В полусонном,
дремотном состоянии может
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.