Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)

     Стимульный материал – клей, ножницы, картон, шаблоны-заготовки геометрический фигур, нитки, карандаши.

     Методика проводилась в два этапа, в каждом из которых дети, самостоятельно решали, кому будет предназначена их работа, делали подарок в честь дня космонавта. Исследование проходило с двумя подгруппами. В начале выполнения первого этапа задания, детям была дана инструкция: «Ребята, скоро праздник – день космонавтики. Это большой праздник – 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Кому бы вы хотели сделать подарок в этот праздник? Тогда мы будем делать ракету!»  Перед выполнением второго этапа задания была дана иная инструкция: «Посмотрите, какой у меня в руках космонавт. Он очень подходит к ракете, которую вы недавно мастерили. Вы бы хотели сделать такого космонавта? А кому бы вы его подарили? Тогда приступим».

    Инструкция была понятна детям, они ответственно подошли к делу, занятие было интересно, и чувствовался положительный настрой ребят. Дети советовались в выборе цветов и особенностей ракеты, помогали друг другу в корректировке мелких деталей скафандра космонавта. Они старались довести начатое до конца.

      В соответствии с предложенными критериями оценки был осуществлён анализ и сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе 50 % детей относятся к высокому уровню развития, в контрольной группе – 30 %;

 40 % детей экспериментальной группы относятся к среднему уровню развития; в контрольной группе 40 % детей относятся к среднему уровню;

10 % детей в экспериментальной группе относятся к низкому уровню развития, в контрольной группе – 30 % детей относятся к низкому уровню развития.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.10.

Экспериментальная группа                              Контрольная группа                                                  

Рис.2.10.  Уровни развития волевого поведения ребёнка при выполнении заданий. 

По окончании  контрольной части исследования было осуществлено обобщение полученных результатов, которые представлены в таблице 2.4. 
 

Таблица 2.4. Сравнительные результаты развития воли детей в контрольной и экспериментальной группах.

Уровень развития волевого действия Экспериментальная группа Контрольная группа
Степень волевой активности. Зависимость волевого усилия от степени осознанности и  мотивации деятельности. Средний показатель

уровня  развития волевых действий.

Степень волевой  активности. Зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации деятельности. Средний показатель

уровня  развития волевых действий.

Высокий 70% 80% 75% 40% 30% 35%
Средний 30% 20% 25% 50% 40% 45%
Низкий 0% 0% 0% 10% 30% 20%
 

     Сравнивая результаты констатирующей части исследования и контрольной, было выяснено, что контрольная группа, в которой не велась работа по развитию воли – осталась на прежнем уровне развития волевой деятельности. Средние показатели уровня развития волевых действий в контрольной группе таковы: 35% – высокий уровень, 45% – средний, 20% – низкий уровень. Показатели экспериментальной группы повысились. В результате проведенной работы высокий уровень повысился на 25%, средний – снизился на 15%, низкий уровень отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В процессе экспериментального исследования был изучен теоретический материал по теме развития волевого поведения дошкольников. Было выявлено, что данная тема активно разрабатывается в отечественной педагогике и психологии, но в практике  работы дошкольных учреждений отсутствует целенаправленная деятельность по развитию волевых процессов старших дошкольников.

     В ходе экспериментальной работы было выяснено, что дети находятся на среднем уровне развития воли. С целью развития воли детей старшего дошкольного возраста, была проведена формирующая часть исследования, в которой апробировались специально организованные игры и индивидуально-групповые занятия. Контрольный эксперимент подтвердил результативность разработанного и апробированного алгоритма игр и индивидуально-групповых занятий по развитию воли.

     Таким образом, выдвинутая гипотеза, что уровень волевого поведения старших дошкольников повысится при условии повышении степени волевой активности и осознанности  мотивации волевой деятельности в процессе проведения специальных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр, подтвердилась.

     Следовательно, подобранная серия игр и индивидуально-групповых занятий по развитию воли старших дошкольников может быть предложена практическим работникам дошкольных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб./В.А. Аверин. – Спб.: Просвещение, 1999. – 379 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада.—2-е изд./А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
  3. Веденов, А.В. Воспитание воли у ребёнка в семье [Текст]: Учеб. Пособие./А.В. Введенов. – М.: Просвещение, 2003. –168 с.
  4. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]: Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан/Л.А. Венгер. – М.: Владос, 1999. – 344 с.
  5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]: Политиздат./С.Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 1998. – 554 с.
  6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада./Н.И. Гуткина. – М.: Образование, 1996. – 160 с.
  7. Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии [Текст]: учебник для вузов./У. Джеймс. – М.: Совершенство, 2004. – 347 с.
  8. Доман, Г. Гармоничное развитие ребёнка [Текст]: Составление, “От редактора” В. Дольникова./Г. Доман. – М.: Аквариум, 2006. – 448 с.
  9. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
  10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1999. – 75 с.
  11. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]: Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой./А.В. Запорожец. – М.: Владос, 2006. – 200 с.
  12. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: 5-е изд., испр./С.А. Куликова. – М.: Академия, 2004. — 416 с.
  13. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. 3-е издание, доработанное, под ред. Н.П. Саккулиной/Т.С. Комарова. – М., 2007. – 315 с.
  14. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]: серия «Психологи отечества»./В.А. Крутецкий. – Воронеж: МОДЕК, 1999. – 416 с.
  15. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ./В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2002. – 351 с.
  16. Немов, Р.С. Психология [Текст]:  словарь-справочник : в 2 частях Часть 1 /Р.С. Немов. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 304 с.
  17. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов педвузов., книга 3,/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2005. – 319 с.
  18. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования [Текст]: учебник для студентов вузов,/Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 394 с.
  19. Петровский, А.В. Общая психология [Текст]: 2-е изд., перераб. и доп./А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
  20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] учеб. пособие для вузов/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Н.Ф.Талызина. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
  22. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип./Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
  23. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ./Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2005. – 316 с.
  24. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника [Текст]: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений изд. 2-е, перераб., доп./Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.
  25. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст]: под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина./В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1999. – 413 с.
  26. Градусова, Л. Помогаем маме – учимся сами! [Текст] /Л. Градусова// Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 118 - 121.
  27. Лубышева, Е. Эта волшебная бумага [Текст] /Е. Лубышева// Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 49 - 54.
  28. Трубайчук, Л. Формирование компетентности как фактор развития детской одарённости [Текст] /Л. Трубайчук// Дошкольное воспитание. – 2010. - №6. – С. 45 - 47.
  29. Куланин, Б. Дошкольники и спортивные игры [Текст] /Б. Куланин// Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 60 - 62.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Приложения 

Приложение № 3 

Цель  игры Название  игры Характеристика  игры Дата  проведения
Развитие  степени волевой активности «Собери пазл» Сбор изображения  по частям 17.03.

04.04.

«Найди  пару часам» Поиск похожей  на образец картинки 29.03
«Дни  недели» Построение  дней недели в правильном порядке 31.03
«Найди  спрятанное на картинке» Поиск предмета на иллюстрации 01.04
«Фрукты-овощи» Распределить  плоды на две группы соответственно 22.03
«Собери инструменты к профессии» Найти атрибуты к заданной профессии 07.04.
Развитие  степени осознанности и мотивации  волевой деятельности «Времена года» Соотнести название времени года с его изображением 08.04.
«Посади цветок», Выстроение  правильного алгоритма посадки  растения 28.03.
Графический диктант Схематичное изображение предмета по клеточкам 22.03.

24.03.

30.03.

06.04.

Занятия оригами Поделки из бумаги без помощи клея 08.04.
Занятия по рисованию Создание рисунка  красками или карандашами на листе  бумаги 31.03.

24.03.

 
Занятия по аппликации
Создание изображения путём нашивания или наклеивания на некую поверхность отдельных элементов из материалов другого цвета или фактуры 21.03.

Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности