Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 

Развитие  волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 г.

                                                          Содержание

Введение                                                                                                                  3

  1. Исследование проблемы влияния учебной деятельности на                

развитие  волевой сферы  дошкольника                                                           5

1.1. Воля  и её значение в развитии  личностных качеств человека                5

1.2. Особенности  развития воли в старшем дошкольном  возрасте                11

1.3. Специально-организованная  учебная деятельность и её влияние на     

развитие  волевых качеств дошкольника                                                            16

2. Исследование развития  волевой деятельности детей старшего           

дошкольного возраста                                                                                        23

2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего          

дошкольного возраста                                                                                          23

2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических  игр                            32                                     

2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников                                                                                       36                                                                                                                                 

Заключение                                                                                                          43

Список  использованной литературы                                                             44

Приложения                                                                                                        47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

    Актуальность. Проблема развития волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности является одной из наиболее значимых в отечественной и зарубежной психологии.

    Л.С. Выготский, разрабатывая теорию развивающего обучения, особое внимание уделял проблеме развития воли в дошкольном возрасте, как одному из условий успешной подготовке дошкольника к обучению в школе.   

     В.А.Петровский пишет: «Воля – сознательное регулирование человеком своего  поведения  и деятельности». Это отмечает и профессор К. Кэмерер. 

    В   Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года особо подчёркивается значимость дошкольного образования, которое должно ориентироваться не только на усвоение ребёнком определённой суммы знаний, но и на развитие его личности. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника в будущем школьном труде. Исследования подтверждают, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования предпосылок развития волевых качеств.          

     Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что проблемой формирования воли старших дошкольников в процессе учебной деятельности является то, что при наличии достаточных теоретических исследований в этой области в современной психолого-педагогической науке, в практике работы ДОУ развитие произвольных волевых процессов у детей является побочным результатом учебной деятельности дошкольника.

      На основании вышеизложенного определяется объект работы – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.

    Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать  современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

    Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования воли в процессе учебной деятельности в дошкольном возрасте;
  2. изучить уровень развития  воли у детей старшего дошкольного возраста;
  3. подобрать и апробировать серию индивидуально-групповых занятий и дидактических игр, активизирующих волевое поведение ребёнка;
  4. проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской работы.

    На основании  изучения теоретического материала по проблеме развития волевого поведения дошкольников была выдвинута гипотеза – уровень волевого поведения старших дошкольников повысится при условии повышении степени волевой активности и осознанности  мотивации волевой деятельности в процессе проведения специальных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.

    В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы – изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

    Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической части, в которой раскрываются специфические особенности волевой деятельности дошкольника, и практической – в которой осуществляется анализ результативности работы по повышению уровня развития воли дошкольника при использовании специальных приёмов. Работа дополнена приложениями и списком литературы. 

  1. Исследование  проблемы влияния  учебной деятельности развития волевой  сферы дошкольника
 
    1. Воля  и её значение в развитии личностных качеств человека
 

     Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

     Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и

деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

     Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни [7, С.49].

    Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого  человека отличают решительность, смелость, самообладание,

уверенность в себе. Такие качества развиваются  обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту [21, С.213].

     По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.   

     Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы  в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости,

с подчинением  этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее

осуществления: инициации деятельности, выбора средств  и способов ее

выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения [4, С.81]. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца [13, С.212]. Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных

Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности