Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)

    Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. 
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.). 
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. 
   В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. 
Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил [10, С.116].

    Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисунка, лепки, аппликации, которое вызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше. Необходимо замотивировать ребёнка так, чтобы ему была интересна работа, и он стремился выполнить её до конца. Например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом, с присущими только ему выразительными чертами. Это может быть дача для детского сада или здание новой школы, дом для зайчика или для Снегурочки и т. д. Дом получает характеристику, свой индивидуальный облик.  
   Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе [30, С.46].

     Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения произвольно регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания). Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью.

     Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое и волевое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе [11, С.226-260].

     Следующим видом специально организованной учебной деятельности является физкультура. Физкультура – учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание начинается с первых же дней после рождения нового человека. В процессе двигательной деятельности под влиянием педагогических воздействий создаются благоприятные условия для проявления и развития у детей старшего дошкольного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость. При выполнении физических упражнений целенаправленность и настойчивость взаимообусловлены,  они выражаются в умении концентрировать внимание на поставленной цели,  мобилизовать свои силы  на длительное выполнение действий,  связанных с  преодолением трудностей объективного и субъективного  характера. Для оценки волевых качеств детей 5-6 лет в условиях двигательной деятельности целесообразно использовать  физические упражнения,  основанные на длительной и многократно повторении однотипных двигательных действий. При этом возникает необходимость  проявлять волевые усилия для преодоления постепенно  нарастающего физического и эмоционального напряжения. Основными показателями проявления волевых качеств являются длительность, объем  (число повторений)  и интенсивность выполнения физической работы. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста  (5-6 лет)  характеризуется,  во-первых,  отсутствием   значимых различий в  средних значениях показателей целенаправленности и настойчивости мальчиков и девочек,  во-вторых,  наличием ярко выраженных индивидуальных различий в проявлении этих качеств у детей. Особенности развития целенаправленности и настойчивости у старших дошкольников является их независимость от степени развития скоростно-силовых качеств детей этого возраста. В то же время выявлена взаимосвязь между показателями качеств воли и одним из параметров состояния здоровья детей – частотой заболеваний. Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения, выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного характера. Ведущим методом при воспитании волевых качеств является метод упражнения, основанный на повторении двигательных действий, побуждающих детей к сознательному и активному выполнению двигательных заданий. Для стимуляции волевых усилий детей важно использовать приемы самоконтроля и учёта степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и соревновательные формы выполнения движений, пример, поощрения. Для достижения положительных результатов в развитии волевых качеств важно, чтобы  выбор движения определенной группы физических упражнений отвечал необходимым педагогическим требованиям: упражнения должны быть хорошо знакомы по способу выполнения, достаточно освоены детьми;  их целесообразно использовать на этапе совершенствования двигательных навыков, чтобы можно было проводить упражнения как в игровой, так и соревновательной форме. Важными критериями отбора упражнений явилось соответствие результатов выполнения физических упражнений основным показателям проявления изучаемых качеств воли в условиях двигательной деятельности. Основным методом воспитания волевых качеств является метод упражнений. Многократное повторение двигательных действий осуществляется при этом в двух режимах работы –  непрерывном и интервальном. Для повышения активного и сознательного отношения к проявлению волевых качеств наиболее эффективными являются приемы,  направленные на достижение умственной и моральной основы волевых действий. Обнаружено, что дети 5-ти лет способны воспринимать общую и конкретные цели занятий физическими упражнениями, если расширить их представления и знания о пользе этих занятий, о разных параметрах движений. Большое значение в обеспечении успешной работы имеет применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий, как контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений и др. В зависимости от уровня развития волевых качеств целесообразно использовать разные формы организации детей на занятиях. Для повышения заинтересованности детей к выполнению упражнений, формирования уверенности в своих силах в условиях преодоления  трудностей в детском коллективе  необходимо создавать положительную, доброжелательную атмосферу сотрудничества, уважения и поддержки друг к другу [8, С.189].

     Из вышесказанного следует, что специально организованная учебная деятельность является обязательной составляющей в развитии ребёнка не только в волевом плане, но и в его общем развитии. На занятиях физкультурой  особо тщательно формируется целенаправленность, настойчивость, выраженные в мобилизации сил, связанных с преодолением трудностей объективного и субъективного характера. В изобразительной деятельности главным является  образное отражение действительности, но для реализации этой цели необходимо приложить много волевых усилий: требуется усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое до конца, сосредоточенность и целенаправленность, внимание, упорство, выдержка и многое другое. Данные качества необходимы в любой деятельности и значимы в формировании воли ребёнка.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исследование  развития волевой  деятельности детей старшего дошкольного возраста
 

2.1. Изучение уровня  развития волевой  деятельности детей  старшего дошкольного  возраста 

     На основании изученного теоретического материала была выдвинута задача констатирующей части исследования – изучить уровень развития  воли у детей старшего дошкольного возраста.

     Исследование осуществлялось на базе ДОУ №10 «Рябинка», в старшей группе «№ 51».

    Экспериментальная и контрольная группы включали в себя по 10 человек. Группы подобраны на основании свободной выборки.

     Исследование уровня развития воли осуществлялось в соответствии со следующими  показателями, уровнями и критериями.

Таблица 2.1. Показатели, уровни и критерии развития воли.

Уровни Показатели Критерии
 
 
Высокий
Степень волевой  активности. 

Зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации деятельности.

Ребёнок доводит  начатое дело до конца без напоминания  взрослых; осознанно мотивирует собственную  деятельность; преодолевает трудности  самостоятельно.
 
 
 
Средний
Степень волевой  активности. 

Зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации деятельности.

Ребёнок частично доводит начатое дело до конца  при напоминании взрослых; мотивация  деятельности только в несложных  случаях; трудности преодолевает только с помощью взрослого.
 
Низкий
Степень волевой  активности. 

Зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации деятельности.

Ребёнок не доводит  начатое дело до конца даже при  напоминании взрослых; мотивация  деятельности отсутствует; трудности  не преодолевает.
 

В процессе исследования воли старшего дошкольника были использованы следующие методики:

  • тест «Разложи фишки», автор А.Карстен;
  • тест «Подарок к празднику», автор Я.З.Неверович;
  • тест «Напои куклу чаем», автор Н.А.Самарина;
  • тест «Найди кружок», автор Ш.Н.Чхартшвили;
  • тест «Образец и правило, автор А.Л.Венгер.

    С целью изучения степени волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях была использована методика «Разложи фишки», автор А. Карстен.

     В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал – шахматная доска; 64 коричневых и 49 белых фишек.

Оценка результатов  исследования осуществлялась в соответствии со следующими критериями:

     - высокий уровень –  10 баллов - ребёнок выкладывает все предложенные ему фишки, легко преодолевает трудности и достигает поставленную  цель в неблагоприятных условиях (однообразие выполняемой работы, блеклость цветов);

    - средний уровень – 8 баллов - ребёнок выкладывает 2/3 предложенных фишек, частично преодолевает трудности и достигает поставленную цель в неблагоприятных условиях;

    - низкий уровень – 5 баллов – ребёнок выкладывает 1/3 предложенных ему фишек, не выполняет работу, полностью отходя от цели и не доводит начатое до конца.

    Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

    В начале выполнения задания детям была предложена следующая инструкция: «Перед тобой шахматная доска и фишки коричневого цвета. Разложи все фишки по клеткам доски. Когда они закончатся, посчитай пустые клетки».

Такое же задание дети выполняли с белыми фишками.

    Инструкция была понятна детям, они активно приступали к заданию, считая, что это игра. Отхода от цели ни у одного ребёнка не наблюдалось.

     В  соответствии с предложенными критериями оценки в контрольной группе было выявлено, что 40 % детей относятся к высокому уровню развития; 50 % детей относятся к среднему, 10 % детей относятся к низкому; в экспериментальной группе 50 % детей относятся к высокому уровню развития; 40 % детей относятся к среднему, 10 % детей относятся к низкому.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.1.

         Контрольная группа                             Экспериментальная группа  

Рис. 2.1. Сравнительный график уровня развития воли контрольной и экспериментальной группы по методике Карстена «Разложи фишки».

    С целью выяснения влияния цели и мотивов на формирование волевого поведения ребёнка при выполнении заданий была использована методика «Подарок к празднику», автор –  Я.З. Неверович.

    В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал – клей, ножницы, ткань, деревянные заготовки палочек, нитки, иголки, карандаши.

    Оценка результатов осуществлялась в соответствии со следующими критериями:

    - высокий уровень – 15 баллов – цель полностью принята ребёнком, мотив осознан, достигает конечного результата;

    - средний уровень –  10 баллов – цель полностью принята ребёнком, мотив не осознан, конечный результат достигнут;

    - низкий уровень –  5 баллов – цель принята ребёнком, мотив не осознан, конечный результат частично достигнут.

     Методика проводилась в два этапа: первый – дети делали в подарок на восьмое марта по четыре салфетки каждый, второй – каждый ребёнок делал в подарок соседним группам по четыре флажка. Исследование проходило с двумя подгруппами. В начале выполнения первого этапа задания, детям была дана инструкция: «Ребята, скоро праздник – 8 марта, а наши дорогие мамы, бабушки, тёти и крёстные пока без подарка. Сделаем им по салфетке». Перед выполнением второго этапа задания была дана иная инструкция: «В соседних группах ребята собираются устраивать «весёлые старты», но у них недостаточно флажков. Давайте поможем им, сделаем каждый по четыре флажка».

     Инструкция была понятна детям, они ответственно подошли к делу и усиленно старались довести начатое до конца.

    В соответствии с предложенными критериями оценки было выявлено, что в контрольной группе 30 % детей относятся к высокому уровню развития;

50 % детей  относятся к среднему, 20 % детей относятся к низкому уровню; в экспериментальной группе 30 % детей относятся к высокому уровню развития; 60 % детей относятся к среднему, 10 % детей относятся к низкому.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.2.

Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности