Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)

     Все виды деятельности чередовались при проведении по задачам и времени. Игры проводились в свободное время, а занятия – с экспериментальной подгруппой во время, отведённое планом работы. Занятия и игры проводились три раза в неделю в течение полутора месяцев, что обеспечивало их плановость и систематичность. План проведения видов деятельности представлен в приложении 3

     Формирующая часть исследования проводилась с детьми экспериментальной группы, состоящей из 10 человек, из них 40% детей относятся к высокому уровню развития воли, 40% детей относятся к среднему уровню и 20% к низкому уровню развития.

      Кроме центральных задач определяемых проблемой исследовательской работы, каждый вид деятельности решал и задачи общего развития волевой сферы дошкольника, в частности ставились цели развития осознания цели и стремления достичь ее, способности к планированию и рассуждению, преодолению внешних препятствий.

    Общей задачей игр первого блока являлась задача повышения степени волевой активности старших дошкольников.

      При проведении игры «Дни недели» были поставлены задачи: поставить дни недели в правильном порядке; соединить части мозаики.

В ходе игры детям давалась карта, разделённая  на семь частей. В каждой части карты  название дня недели и кусочек  мозаики.

     Игра проводилась индивидуально.  Детям необходимо было собрать  дни недели в правильном порядке и проговорить их вслух. Если дни недели собраны правильно, то картинка обретала целостность.

     Условия были понятны детям,  они играли с удовольствием,  но, некоторые из них, стремясь показать свои знания, излишне торопились, что приводило к ошибкам. Приходилось поправлять детей, подталкивать к самостоятельному исправлению.

     Проводя игру «Собери пазл» решались следующие задачи: развитие способности принятия решений, самостоятельного поиска ответа, развитие целеустремлённости и усидчивости, формирование навыков коллективизма.

     В ходе игры небольшой группе  детей, состоящей из 2 – 3 человек,  давалось задание – «Дружно,  всем вместе собрать пазл».  Картинка выбиралась красочная  и интересная детям по содержанию. Ребята учились работать в  команде, не мешая, а помогая друг другу. В начале выполнения задания действия детей были не согласованны, каждый хотел работать самостоятельно, подсказки друг другу носили не сопереживательный, а указательный характер. Постепенно, привыкнув работать вместе, дети с ярко выраженными чертами лидера начали прислушиваться к советам и подсказкам своих напарников по работе. В действиях ребят появилась координированность.

     Для второго блока общей являлась задача развитие степени осознанности и мотивации волевой деятельности.

     При проведении графических диктантов были поставлены следующие задачи – планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность; развивать у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

      В ходе занятия использовались  карандаши для каждого ребёнка  и листы бумаги в клеточку.

      Занятие проводилось индивидуально. Детям были розданы листы бумаги с поставленной точкой (точка начала рисунка). Далее детям диктовалась последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполнял работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. После дети проговаривали скороговорку на тему рисунка.

     Занятие было интересно всем  детям. Особенно детей интересовал необычный метод рисования, сама идея. Возникали трудности с ориентированием на листе бумаги (путали стороны), не дорисовывали границы или наоборот, чертили линии длиннее необходимого. В этих случаях давались дополнительные объяснения.

     При проведении дидактической  игры «Посади цветок» реализовывались  следующие задачи – развитие умения анализировать, выделять главное и частности, усваивать понятие последовательности.

    Задание давалось индивидуально  и заключалось в следующем:  «Расположить картинки в таком порядке, чтобы получилась правильная последовательность действий для выращивания цветка». Детям было интересно выполнять задание, так как оно было для них необычно, картинки были красочные и вызывали у ребят восхищение в связи с тем, что они видели процесс создания рисунков. У некоторых детей правильное составление алгоритма вызывало затруднение, и понимали свои ошибки лишь тогда, когда им задавали 3 – 4 наводящих вопроса. Поняв неправильность своих действий, ребята спешили исправиться и доводили «посадку цветка» до конца.

     Запланированные индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, были проведены. Следовательно, задача формирующей части исследования была решена. 

  • 2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников                                                                                                    
  •    
  •      По окончании проведения формирующей части исследования, была выдвинута задача контрольного эксперимента: проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской работы.

    В контрольном  эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, но была изменена инструкция и стимульный материал:

         - тест «Разложи фишки», автор А.Карстен;

        - тест «Помощь книгам», автор Н.А.Самарина;

        - тест «Найди лису», автор Ш.Н.Чхартшвили;

        - тест «Образец и правило, автор А.Л.Венгер;

        - тест «Подарок к празднику», автор Я.З.Неверович.

         Оценка результатов осуществлялась в соответствии с показателями, уровнями и критериями, разработанными в констатирующей части исследования.

        С целью изучения степени волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях была использована методика «Разложи фишки», автор А.Карстен.

         В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал – таблица с пустыми клетками; карандаш.

        Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

        В начале выполнения задания детям была предложена следующая инструкция: «Перед тобой таблица с пустыми клетками. Карандашом нарисуй в каждой клеточке треугольник».

        Такое же задание дети выполняли на другой доске с 49 клеточками, рисуя кружочки.

          Инструкция была понятна детям, они активно приступали к выполнению, считая, что это задание для школы. Изменилось отношение к поставленной перед детьми задаче – они стали ответственнее и усерднее в выполнении задания. Отхода от цели ни у одного ребёнка не наблюдалось.

         В соответствии с предложенными критериями оценки в экспериментальной группе было выявлено, что 70 % детей относятся к высокому уровню развития, а в контрольной группе – 40 %; к среднему уровню развития в экспериментальной группе относятся 30% детей, а в контрольной – 50%; низкий уровень в экспериментальной группе отсутствует, а в контрольной равен 10 %.

    Результаты  исследования представлены на рис. 2.6.

    Экспериментальная группа                                 Контрольная группа                               

             Рис. 2.6. Уровни развития волевой активности  при достижении результата в

                                             неблагоприятных условиях. 

         Для выявления зависимости волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки использовалась модифицированная методика – «Помощь книгам», автор Н.А.Самарина.

          В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал – стопка книг, клей, ножницы, бумажные полоски.

         Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком.

         В начале выполнения задания детям была дана инструкция: « Книги на полках все порвались и нуждаются в ремонте. Помоги их починить – приноси книги, а я их склею». Инструкция была понятна детям, они с желанием приступали к выполнению задания. Роняя книги – поднимали. Дело доведено до конца.

         В соответствии с предложенными критериями оценки в экспериментальной группе было выявлено, что 80 % детей относятся к высокому уровню развития, а в контрольной группе – 30 %; к среднему уровню развития в экспериментальной группе относятся 20 % детей, в контрольной – 40 %; низкий уровень в экспериментальной группе отсутствует, а в контрольной группе равен 30%.

    Результаты  исследования представлены на рис. 2.7.

    Экспериментальная группа                               Контрольная группа

            Рис. 2.8. Зависимость уровня волевого усилия от степени осознанности

                                                       и мотивации установки.

         Для оценки степени волевой активности детей при выполнении задания, была использована модифицированная методика «Найди лису», автор Ш.Н.Чхартишвили.

         В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал: книга сказок с яркими иллюстрациями.

         Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Перед выполнением задания детям была дана инструкция: «Перед тобой книга, в ней много ярких картинок. Тебе задание – сосчитай, сколько в этой книге изображений лисы. Разглядывать картинки долго нельзя». Задание давалось индивидуально. Инструкция была понятна детям, но не понятна была суть запрета. Некоторые дети не старались скрыть интереса к картинкам, иногда разглядывая их дольше положенного. Некоторые дети прилагали усилия и пользовались вспомогательными средствами для достижения поставленной задачи.

          На основе предложенных критериев был осуществлён анализ и сделаны следующие выводы, что в экспериментальной группе было выявлено, что

    40 % детей  относятся к высокому уровню  развития, а в контрольной группе  – 30 %;  к среднему уровню развития в экспериментальной группе относятся

    30 % детей,  в контрольной – 30 %; низкий  уровень в экспериментальной  группе составляет 30%, а в контрольной группе – 40%..

    Результаты  исследования представлены на рис. 2.8.

    Экспериментальная группа                                 Контрольная группа

    Рис. 2.8. Уровни развития волевой активности при выполнении задания.

         С целью выявления умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, использовалась методика «Образец и правило», автор А.Л.Венгер.

         В ходе проведения был использован следующий стимульный материал: листы бумаги, карандаши.

         Исследование проводилось с подгруппами детей в количестве 2 человек.

    В начале выполнения работы детям была предложена следующая инструкция: «У вас на столе листочки бумаги, на нём поставлено по одной точке. Слушайте мои указания, и у вас получится такая картинка как эта. Поставьте свой карандаш  в нарисованную точку». Далее был дан ряд указаний, какое количество клеток, и в каком направлении, следует прочертить.

    На основе предложенных критериев был осуществлён анализ и сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе было выявлено, что 40 % детей относятся к высокому уровню развития, а в контрольной группе –

    20 %;  к среднему уровню развития в экспериментальной группе относятся

    30 % детей, в контрольной – 40 %; низкий уровень в экспериментальной группе составляет 30%, а в контрольной группе –  40%..

    Результаты  исследования представлены на рис. 2.9.

    Экспериментальная группа                              Контрольная группа

    Рис. 2.9. Уровни развития умения руководствоваться системой условий задачи.

          С целью выяснения влияния цели и мотивов на формирование волевого поведения ребёнка при выполнении заданий была использована методика «Подарок к празднику», автор   Я.З.Неверович.

    Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности