Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)

частей  тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли [14, С.183].

      Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их

мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень

занимает  высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям [15, С.118].

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса [22, С.215]. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов [20, С.270].

       Таким образом, на основании вышеизложенного, следует отметить, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы. 

1.2. Особенности развития воли старших дошкольников 

     Важное место в формировании воли дошкольников является развитие таких качеств, как произвольность, самосознание, а также мотивационная деятельность.

     Считается, что в дошкольном возрасте поведение и деятельность приобретают большую произвольность. Но произвольность – это новообразование младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия. Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребёнка задаче, то есть в его способности сосредоточится на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации. К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени, развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся. Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольно запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях – в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия. Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе [9, С.212].

     Важнейший критерий дошкольной зрелости в мотивационной сфере – необходимый уровень развития самостоятельности ребёнка. Как показывают исследования К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности ребёнка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и её выполнения; стремление к применению к себе тех же средств, что используют взрослые по отношению к нему.

    Самостоятельный ребёнок организует взаимодействие с товарищами, соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится качественным приобретением формирующейся личности ребёнка.   

    Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поиске общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла [23, С.190].

    Развитие самосознания и воли имеют четко выраженную связь. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса 7 лет. Однако у некоторых детей  наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, любви и внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная у ребёнка в дошкольном возрасте, может стать причиной его неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своём крайнем выражении – отказ вообще что-либо делать [27, С.49].

   Воля развивается и формируется в процессе жизни, в результате воспитания и обучения. Умение в течение сколько-нибудь длительного времени подчинять свою деятельность  определённой цели также требует продолжительного развития. Более или менее значительная настойчивость – в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента – может проявиться у ребёнка очень рано. Например, в младенчестве, выраженная в желании ребенка придерживаться определённого положения тела. Вместе с тем настойчивость проходит длинный путь развития. Её основа заложена в свойствах темперамента. Но формы, которые она принимает на более поздних ступенях развития, существенно отличаются от её первых проявлений [21, С.218].

     К 7 годам воля дошкольника претерпевает в своём развитии существенные изменения. Дошкольники шести-семи лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход её выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик под впечатлением увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку – «Красную шапочку». Он приходит домой, достаёт альбом, карандаши и краски, наливает воду в стакан и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок не получается – мальчик стирает резинкой неправильные линии и снова рисует девочку и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30-40 минут, мальчик радостно бежит к маме, чтобы показать рисунок. К концу дошкольного возраста у ребёнка в основном сформировано умение контролировать своё поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженное в упрямстве, негативизме. Упрямство – это недостаток воли, проявляющийся в желании ребёнка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм – высшая степень проявления упрямства, проявляется в том, что он в ответ на любую просьбу, совет, требование отвечает противоположным образом [3, С.49].

     С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным занятием для детей. Вместе с тем в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. В этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности ребёнка [11, С.234]. К концу дошкольного возраста и в начале школьного ребёнок обычно делает в волевом развитии крупный шаг вперёд, который является существенным условием возможности школьного обучения. Ребёнок научается принимать на себя задание и действовать из  сознания необходимости его выполнить. Хотя подчинить своё поведение будущему результату, иногда вопреки чувственным, непосредственно влекущим побуждениям, действующим в настоящую минуту, - это для ребёнка трудное умение. В результате он становится способен готовить урок, работать по программе, подчинять своё поведение общим правилам – дисциплине, включаться в общественно-организованную жизнь класса, коллектива, перейти от случайного, игрового восприятия к направленному на определённую цель наблюдению и от случайного, игрового, ненамеренного, непроизвольного запоминания к организованному заучиванию, при котором учебная работа организуется (путём расчленения материала на части, повторения и т.п.) с определённой целью усвоения заданного [21, С.201].

     У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они ещё недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируется у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы, целенаправленность восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Такие же усилия, только в меньшей степени ребёнок проявляет в старшем дошкольном возрасте. Так одновременно с общим психическим развитием старшего дошкольника развивается и его воля. Условия обучения и воспитания в саду предоставляют широкие возможности для успешного формирования у детей воли. Однако как отмечает психолог В.И. Селиванов, волевые действия учеников младших классов развиты всё же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства. В процессе воспитания воли у дошкольников воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так, даже старший дошкольник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность детей. Важным фактором в воспитании воли дошкольника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность дошкольника, воспитывая его волю. Ребёнок подражает лучшим в коллективе, старается не отстать от него, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ребёнка существенно влияет на формирование его воли. Положительные результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом [1, С.92].

     Итак, воля формируется в процессе жизни в результате воспитания и обучения. Следовательно, важно развивать в ребёнке такие качества как произвольность, самосознание,  мотивационную деятельность, т.к. эти качества в совокупности являются основой воли. Старшие дошкольники могут выполнять довольно сложные, целенаправленные действия: ставить задачу, планировать ход её выполнения и решить её в соответствии с планом. К этому возрасту у детей в основном сформировано умение контролировать своё поведение в соответствии с нормами, но встречаются и недостатки воли – упрямство и негативизм. Особенно необходимы волевые качества детям в процессе обучения в школе и старших группах детского сада, где ребёнок должен приложить немалые усилия для достижения успешного результата в учебной деятельности. Так одновременно с общим психическим развитием в старшем дошкольном возрасте развивается и его воля. 

    1. Специально  организованная учебная деятельность и её влияние на развитие волевых качеств дошкольника
 

     Специально организованная учебная деятельность – система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе, позволяет дошкольникам работать в условиях своего актуального развития и создает возможность их дальнейшего индивидуального продвижения.

     Одним из видов данной учебной деятельности является изобразительная деятельность [28, С.58]. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, т.к. существует для детей как специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [12, С.71]. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей. 
    Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству. Это требует определённого уровня сформированности волевых процессов. 
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность [19, С.161].

Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности