Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования – развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных индивидуально-групповых занятий и дидактических игр.
Цель экспериментально-исследовательской работы – выявить и апробировать современные методы формирования воли в процессе специально организованной деятельности старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Исследование проблемы влияния учебной деятельности на
развитие волевой сферы дошкольника 5
1.1. Воля и её значение в развитии личностных качеств человека 5
1.2. Особенности развития воли в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Специально-организованная учебная деятельность и её влияние на
развитие волевых качеств дошкольника 16
2. Исследование развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития волевой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 23
2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 32
2.3. Анализ результативности апробированной серии индивидуально-групповых занятий и дидактических игр в развитии волевых процессов старших дошкольников 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Контрольная группа                                      Экспериментальная группа

Рис. 2.2. Сравнительный график уровня развития воли контрольной и экспериментальной группы по методике Неверовича «Подарок маме».

    Для выявления зависимости волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки использовалась методика «Напои куклу чаем», автор Н.А.Самарина.

     В ходе проведения исследования был использован следующий стимульный материал – по три чашки и блюдца из кукольного набора, кукла и мягкие игрушки за детским столом.

Оценка  результатов исследования осуществлялась в соответствии со следующими критериями:

    - высокий уровень – 12 – 10 баллов – ребёнок выполняет задание с желанием, целеустремлённость в достижение цели, самостоятельность, минимальное время переноса кубиков;

    - средний уровень – 10 – 8 баллов – ребёнок выполняет задание с желанием, но не доводит начатое дело до конца, применяет большее количество попыток;

    - низкий уровень – 8 – 6 баллов – ребёнок выполняет задание без желания, не доводит начатое до конца, не применяет усилий и повторных попыток.

    Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком.

    В начале выполнения задания детям была дана инструкция: «Кукла собралась принимать гостей, но чашек с блюдцами у неё на всех не хватает. На подоконнике стоят недостающие столовые приборы, помоги кукле подготовится к приёму гостей – перенеси чашки и блюдца ей на стол». Инструкция была понятна детям, они с желанием приступали к выполнению задания. Роняя посуду, поднимали и продолжали путь.

В соответствии с предложенными критериями оценки в контрольной и экспериментальной группах было выявлено, что к высокому уровню развития воли относятся 30% детей , к среднему – 40%, к низкому уровню развития воли – 10%.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.3. 
 

Контрольная группа                               Экспериментальная группа

Рис. 2.3. Сравнительный график уровня развития воли контрольной и экспериментальной группы по методике Н.А.Самариной «Напои куклу чаем».

     Для оценки степени волевой активности детей при выполнении задания, была использована методика «Найди кружок», автор Ш.Н.Чхартшвили.

В ходе проведения исследования был использован данный стимульный материал: альбом с картинками и кружочками.

Оценка  результатов исследования осуществлялась в соответствии со следующими критериями:

    - высокий уровень – 10 баллов –  ребёнок выполнил требование, характер поведения – напряжённо, старательно, не прибегая к вспомогательным средствам;

    - средний уровень – 8 баллов –  ребёнок выполнил требование частично, характер поведения – старательно с применением вспомогательных средств, заслоняя рукой лицо, отворачиваясь от картинки;

   - низкий уровень – 6 баллов –ребёнок не выполнил требование, характер поведения – не старательно.

    Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком.

    Перед выполнением задания детям была дана инструкция: «Вот альбом, в нём есть картинки и кружочки. Нужно внимательно смотреть поочерёдно на каждый кружок, сначала на верхний, затем на нижний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя». Задание давалось индивидуально. Инструкция была понятна детям, но не понятна была суть запрета. Некоторые дети не старались скрыть интереса к картинкам, не забывая смотреть и на кружочки. Большинство детей прилагали усилия и пользовались вспомогательными средствами для достижение поставленной задачи.

    На основе предложенных критериев был осуществлён анализ и сделаны следующие выводы, что в контрольной и экспериментальной группах 30 % детей относятся к высокому уровню развития, 30 % детей относятся к среднему и 40 % детей относятся к низкому уровню развития.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.4.

       Контрольная группа                           Экспериментальная группа

 

Рис. 2.4. Сравнительный график уровня развития воли контрольной и экспериментальной группы по методике Ш.Н.Чхартшвили «Найди кружок».

    С целью выявления умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, использовалась методика «Образец и правило», автор А.Л.Венгер.

    В ходе проведения был использован следующий стимульный материал: книжечки с заданиями, карандаши.

Оценка  осуществлялась на основании следующих  критериев:

    - высокий уровень развития – 9 –12 баллов – ребёнок не нарушает правил, при выполнении работы внимателен и проявляет самостоятельность.

    - средний уровень развития – 6 – 9 баллов – ребёнок нарушил правила или часть работы выполнил неправильно.

    - низкий уровень развития – 3 – 6 баллов – ребёнок выполнил работ не правильно, при выслушивании инструкции или выполнении работы был невнимателен.

    Исследование проводилось с подгруппами детей в количестве 5 человек. В начале выполнения работы детям была предложена следующая инструкция: «У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице). Их соединили так, чтобы получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указывает точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные? Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками или двумя крестиками, или между треугольничками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеется в виду проверяющий или ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигуру, перевернете страницу, и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками. Лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

    На основе предложенных критериев был осуществлён анализ и сделаны следующие выводы: в контрольной группе 20 % детей относятся к высокому уровню развития, 40 % детей относятся к среднему, 40 % детей относятся к низкому; в экспериментальной группе 30 % детей относятся к высокому уровню развития, 40 % детей относятся к среднему, 30 % детей относятся к низкому уровню развития.

Результаты  исследования представлены на рис. 2.5. 
 

Контрольная группа                                Экспериментальная группа

Рис. 2.5. Сравнительный график уровня развития воли контрольной и экспериментальной группы по методике Л.А.Венгера «Образец и правило».

По окончании  констатирующей части исследования было осуществлено обобщение полученных результатов, которые представлены в таблице 2.2.

          Таблица 2.2. Сравнительные результаты развития воли детей в контрольной и экспериментальной группах.

Уровень развития волевого действия Экспериментальная группа Контрольная группа
Степень волевой активности. Зависимость волевого усилия от степени осознанности и  мотивации деятельности. Средний показатель

уровня  развития волевых действий.

Степень волевой  активности. Зависимость волевого усилия от степени осознанности и  мотивации деятельности. Средний показатель

уровня  развития волевых действий.

Высокий 50% 30% 40% 40% 30% 35%
Средний 40% 40% 40% 50% 40% 45%
Низкий 10% 30% 20% 10% 30% 20%
 

     На основании анализа полученных результатов следует отметить, что средние показатели развития уровня волевого усилия почти одинаковы в контрольной и экспериментальной группах, они приближены к среднему показателю. Следовательно, в процессе проведения формирующей части исследования особое внимание необходимо уделить повышению волевого управления действиями со среднего уровня на высокий. 

2.2. Развитие воли детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуально-групповых занятий и дидактических игр 

     На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать серию индивидуальных занятий и дидактических игр, активизирующих волевое поведение ребёнка.     

    В соответствии с задачами экспериментально-исследовательской работы и на основе анализа результатов, полученных в констатирующем эксперименте, были подобраны и апробированы индивидуальные занятия и дидактические игры, состоящие из двух блоков, при этом определён характер деятельности, направленной на развитие отдельных волевых характеристик:

1 –  индивидуально-групповые занятия и дидактические игры, развивающие степень волевой активности;

2 –  индивидуально-групповые занятия и игры, направленные на развитие степени осознанности и мотивации волевой деятельности.

       Характеристики особенностей деятельности, развивающих отдельные волевые процессы, представлены в таблице 2.3.

                                                  Таблица 2.3. Характеристика деятельности и волевых процессов.

Волевой процесс Характеристика  особенностей деятельности
Волевая активность Ребёнок, осуществляя  деятельность, стремится, завершить её как можно быстрее и качественнее
Степень осознанности и мотивации волевой  деятельности Ребенок, осуществляя  деятельность, чётко понимает поставленную цель и осознаёт значимость достижения результата
 

     Каждый блок включает в себя по шесть видов деятельности, что представляет собой отдельные занятия. Игры и занятия при проведении чередовались по целям развития волевых процессов дошкольников.

    В первом блоке проводились следующие игры – «Собери пазл», «Найди пару часам», «Дни недели», «Найди спрятанное на картинке», «Фрукты-овощи», «Собери инструменты к профессии».

     Во втором блоке использовались такие игры, как «Времена года», «Посади цветок», и такие виды занятий, как графический диктант, занятия оригами, занятия по рисованию и аппликации.

Информация о работе Развитие волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности