Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

   На  этом выполнение задания завершится".

   В этой методике ребенок работает 2, 5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".

   Оценка  результатов теста:

   При обработке и оценке результатов  определяется количество предметов  на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время  выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

   S=(0.5N-2.8n)/t;

   S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

   N - количество изображений предметов  на рисунках, просмотренных ребенком  за время работы;

   t - время работы;

   n - количество ошибок, допущенных  за время работы (ошибками считаются  пропущенные

   нужные  или зачеркнутые ненужные изображения.)

   В итоге количественной обработки  психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть  показателей, один - для всего времени  работы над методикой (2, 5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

   По  всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно  судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

  10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1, 25 балла.

  8-9 баллов - показатель S находится в  пределах от 1, 00 до 1, 25 балла

  6-7 баллов - показатель S находится в  интервале от 0, 75 до 1, 00 балла

  4-5 баллов - показатель S находится в  границах от 0, 50 до 0, 75 балла.

  2-3 балла - показатель S находится в  пределах от 0, 24 до 0, 50 балла.

   0-1 балл - показатель S находится в интервале  от 0, 00 до 0, 2 балла.

    Выводы  об уровне развития продуктивности и  устойчивости внимания

  10 баллов - продуктивность внимания  очень высокая, устойчивость внимания  очень высокая.

  8-9 баллов - продуктивность внимания  высокая, устойчивость внимания  высокая.

  4-7 баллов - продуктивность внимания  средняя, устойчивость внимания  средняя.

  2-3 балла - продуктивность внимания  низкая, устойчивость внимания низкая.

  0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

     Рис. 1

Заключение 

Список  использованной литературы  (для пособия)

1. Богусловская  З.М., Смирнова Е.О. Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста. – М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

3. Бочкачера Я. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 7.

4. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.

5. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. - 416 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

8. Научи меня мама: обучающий журнал для детей. – М.: Де Агостина, 2011.

9. Новоселова С. О новой классификации детских игр //Дошкольное воспитание. – М, 1997. - № 3.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

11. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 1976. 
 
 
 
 

Список используемой литературы

  1. Бачурина, В. Новые развивающие игры для дошколят. Игры [Текст]/В.Бачурина; Серия "Учимся играючи". – М.:ООО "ИД РИПОЛ", 2007. – 170,[3]с., [17]л.ил.; 24 см – На обл. авт. не указан. – Библиогр.: с. 165-168. – 5000 экз. – ISBN 978-5-7905-5235-9 (в пер.).
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для педагогических учреждений/ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова; Федеральная целевая программа книгоиздания России. – М.: Издательский центр "Академия", 1997. – 239 с.; 21 см – (Учебное пособие. Дошкольная педагогика.). – Библиогр.: с. 232-233. – Предм.указ.: 234-239. – 7500 экз. – ISBN 5-7695-0038-8 (в пер.).
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для педагогических вузов/ А.М. Бородич; Серия "Дошкольная психология и педагогика". – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.; 21см – (Учебное пособие). – 390000 экз. – ISBN 978-5-91827-010-3(в пер.).
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для педагогов и студентов/ Л.С. Выготский; Хрестоматия по возрастной педагогики и психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 672 с.; 22см – (Учебное пособие). – Библиогр.: с.668-671. – 350000 экз. – ISBN 978-5-17-049975-5.
  5. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет[Текст]: пособие для родителей и педагогов/Т.В.Галанова; Серия "Игра, обучение, развитие, развлечение". – Ярославль: Академия Холдинг:, 2000. – 240 с.; 22 см – (Игры). – Библиогр.: с. 236-239. – 9000 экз. – ISBN 5-9285-0126-9 (в пер.).
  6. Данилова, Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до 7 лет [Текст]/Л. Данилова; Серия "Мамина школа". – М.: ЗАО "ОЛМА Медиа групп", 2007. – 320 с.; 20 см – 3000 экз. – ISBN 978-5-373-01372-7.
  7. Дружинина, В.Н. Психология[Текст]/ В.Н. Дружинина; Серия "Учебник нового века". – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.; ил.; 21 см – (Психология). – Библиогр.: с. 669-671. – 6000 экз. – ISBN 5-8046-0114-8(в пер.).
  8. Земцова, О.Н. Тесты для детей [Текст]: учебное пособие/О.Н.Земцова; Серия "Умные книжки". – М.: Махаон,2010. – 112 с.: ил.; 29 см – На обл. авт. не указан. – Библиогр.: с. 109-112. – 1000 экз. – ISBN 978-5-18-000923-4.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для учащихся педагогических училищ/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова; Федеральная целевая программа книгоиздания России. – М.: Академия, 2001. - 416 с.; ил.; 20см – (Учебное пособие. Педагогика.). – Библиогр.: с.410-415. – 250000 экз. – ISBN 5-7864-0006-9.
  10. Корнева, Т.А. Развиваем внимание [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Корнева; Серия "Умные книжки". – М.: ООО "Издательство"Эксмо", 2010. – 17 с.: ил.; 30 см – 2500 экз. – ISBN 978-5-9692-0847-6.
  11. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся педагогических училищ/ В.А.Крутецкий; Издательская программа "Учебники и учебные пособия для педагогических училищ". – М.: Просвещение, 1980. – 352с.; ил.; 23 см – (Психология). – Библиогр.: с. 348-351. – 100000 экз. – ISBN 978-5-699-38425-9(в пер.).
  12. Крылов, А.А. Психология [Текст]/ А.А.Крылов; Серия "Учебник". – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 584 с.; 21 см – На обл. авт. не указан. – Библиогр.: с.580-583. – 10000 экз. – ISBN 5-7896-0050-6.
  13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Н.Леонтьев; Психология. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.; 29 см – Библиогр.: с. 508-511. 40000 экз. – ISBN 5-89357-015-4.
  14. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.Г. Маклаков; Серия "Учебник нового века". – СПб.: Питер, 2006. – 383 с.; ил.; 21 см – ( Учебник для вузов). – Библиогр.: с. 580-582. – 8000 экз. – ISBN 5-272-00062-5.
  15. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов/ В.С. Мухина; Серия "Психология". – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 456 с.; 22см – 100000 экз. ISBN 5-7695-0408-0(в пер.).
  16. Немов, Р.С. Психология [Текст]. В 3 томах. Т.1. Общие основы психологии/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с. – 23см – 50000 экз. – ISBN 5-09-007334-1.
  17. Немов, Р.С. Психология [Текст]. В 3 томах. Т.2. Психология образования/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. – 23см – 60000 экз. – ISBN 5-09-007335-X.
  18. Петровский, Б.А. Психология[Текст]: учебник для студентов высших педагогических заведений/А.В. Петровский; Серия "Учебники". – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 512 с. – 22 см – Библиогр.: с. 509-511. – 30000 экз. – ISBN 5-7695-0465-X.
  19. Райгородский, Д. Ребенок от рождения до подросткового возраста [Текст]/ Д. Райгородский; Серия "Психология развития". – М.: Издательство "Бахрах-М",2011. – 736 с. – 22см – 3000 экз. – ISBN 978-594648-089-5.
  20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн; Серия "Мастера психологии". – СПб.: ЗАО "Издательство"Питер", 1999. – 720 с. – 27см – Библиогр.: с. 717-720. – 5000 экз. – ISBN 5-314-00016-4.
  21. Сосновский, Б.А. Психология [Текст]: учеб. пособие для педагогических вузов/ Б.А. Сосновский; Серия "Университеты России". – М.: Издательство ЮРАЙТ,2010. – 660с.; 26см – Библиог. : с. 657-660. – 2500 экз. – ISBN 978-5-9916-0566-3.
  22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко; Серия "Учебники". – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 672 с.; 20см – 10000 экз. – ISBN 5-222-00483-X.
  23. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г.А. Урунтаева; Серия "Высшее профессиональное образование". – М.: "Академия", 2009. 368с. – 22см – 2000 экз. – ISBN 978-5-7695-4321-0(в пер.).
  24. Шевелев, К.В. Психология. Развивающие игры для дошкольников [Текст]/ К.В. Шевелев; Серия "Умные книжки". – М.: Издательство института Психотерапии, 2001. – 224 с.; ил.; 23см – Библиогр.: с. 508-511. – 4000 экз. – ISBN 5-89939-048-4.
  25. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин; Серия "Психология". – М.: Синтег, 2003. – 149 с. – 20см – 20000 экз. – ISBN 5-89638-63-1(в пер.).

Информация о работе Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений