Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

1. Игровая  деятельность является ведущей  в дошкольном детстве.

2. Освоение  учебной деятельности происходит  успешнее, если в нее включены  игровые упражнения.

3. Имеются  возрастные особенности детей,  связанные с недостаточной устойчивостью  и произвольностью внимания, игровые упражнения как раз способствует развитию у детей этого психического процесса.

4. Недостаточно  сформирована познавательная мотивация. 

    Игровые упражнения во многом способствует преодолению  этих трудностей.

    Предложенное  нами пособие состоит из двух разделов. В первом разделе раскрывается роль игровых упражнений в развитии внимания детей младшего возрасти и методика организации игровых упражнений.

    Во  втором разделе предлагается диагностическая  методика для определения уровня развития внимания детей младшего дошкольного возраста и наглядный материал для организации игровых упражнений.   

    Мы  считаем, что данное пособие может  быть использовано студентами педагогического  колледжа, воспитателями ДОУ в  работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию у них внимания. 

Раздел 1. Рекомендации по организации  и методике проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного  возраста

    Основы  всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимости. Все эти новообразования могут сформироваться только благодаря хорошо развитому вниманию.

    «Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н.К. Крупская. Развивающие игры и игровые упражнения как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

    Очень велико значение игровых упражнений для умственного и психического развития детей. В играх и игровых  упражнениях с игрушками и картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Об этом свидетельствуют исследования Тихеевой Е.И., Сорокиной А.И., Удальцовой Е.И., Дрязгуновой В.А.  Рождественской В.И., Радиной Е.И.

    Сенсорное развитие ребенка в игровых упражнениях происходит в неразрывной связи с развитием у него внимания. Внимание  помогает выделить признак или свойство предмета, в речи формируется процесс рассуждения. Развивающие игры и игровые упражнения способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками, обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.

    Увлечение игрой повышает способность к  произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, повышает объем внимания, помогает быстро и прочно сосредоточиться. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует психическому, умственному и общему развитию.

    Каковы  же требования к подбору и использованию  игровых упражнений и дидактических игр. Игровые упражнения организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если игровое упражнение проводится все занятия, то оно должно быть связано по содержанию с предшествующим занятием.

    Руководство играми и игровыми упражнениями требует  большого педагогического мастерства, такта. Решая через игровое упражнение развивающие задачи, воспитатель  должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую развитию психических процессов.

    В ходе проведения игровых упражнений применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Игровое  упражнение кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

    Основные  требования к планированию игровых  упражнений, дидактических игр: выбирая  игру или игровое упражнение, педагог  должен учитывать его содержание, степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

    Чтобы избежать однообразия, в плане указывают  изменения, которые вносятся в различные  варианты одного и того же упражнения.

    В игре и игровом упражнении проявляются  особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игровое упражнение требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как выполнить задание, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

    Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм и игровым  упражнениям (13, 118):

    - Каждое игровое упражнение должно  быть полезно для умственного  развития детей и их воспитания.

    - В игровом упражнении обязательно  наличие увлекательного задания, решение которого требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

    - Дидактизм в игре и игровым упражнении должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

    Остановимся на методике организации и проведении игровых упражнений и дидактических  игр.

    Организация игровых упражнений педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игрового упражнения, его проведение и анализ.

    В подготовку к проведению игрового упражнения входят:

    - отбор упражнения в соответствии  с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

    - установление соответствия отобранной  игрового упражнения программным  требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

    - определение наиболее удобного  времени проведения игрового  упражнения (в процессе организованного  обучения на занятиях или в  свободное от занятий и других  режимных процессов время);

    - выбор места для игрового упражнения, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;

    - определение количества играющих (небольшая подгруппа, индивидуально);

    - подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры;

    - подготовка к игровому упражнению  самого воспитателя: он должен осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игровым упражнением;

    - подготовка к игре детей: обогащение  их знаниями, представлениями о  предметах, необходимыми для решения  игровой задачи.

    При организации игрового упражнения детей от 3-х до 4-х лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться "Я сам". Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается.

    Известные детям игровые упражнения становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более  сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять  игровые упражнения в разных вариантах  с постепенным их усложнением.

    Приемы  начала игры (игрового упражнения) должны заинтересовать ребенка, поэтому лучше  начать с сюрпризного момента  и игровой мотивации.

    При проведении игрового упражнения с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель  задание объясняет по ходу проведения упражнения. Например, внимательно посмотри на картинку. Что нарисовано на верхней картинке? Найди такую же на нижней картинке. После выполнения задания предлагается назвать и сосчитать объекты, нарисованные на нижней картинке.

    Игровые упражнения могут проводиться в этом возрасте утром как вне занятия так и как часть его, и во второй половине дня. Когда дети на занятиях получают знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести игровое упражнение «Назови, из каких фигур состоит домик», «Выбери заданную фигуру на ощупь, достань ее из мешочка и назови». (Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать).

    Каждое  игровое упражнение, которое проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний и развития внимания, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи. Например, сначала предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круг или треугольник), выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур. Ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых заданий, закрепляет представление о форме. Следующее задание на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах.

    Большую требовательность нужно предъявлять  к своим жестам, мимике. Маленький  ребенок чутко реагирует на выражение  глаз, мимику, улыбку воспитателя: педагог  широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему. При объяснении задания воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что ему рассказывают об игре.

    Чтобы игровое упражнение проходило успешнее, педагог готовит детей к нему: обязательно до игры знакомит их с  предметами, которые будут использованы, их свойствами, упражнениями на картинках.

    Подводя итоги проведения игрового упражнения с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительные  стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: "Сегодня мы хорошо играли, а в следующий раз мы возьмем другие картинки (игрушки)». Интерес усиливается, если воспитатель дает возможность детям поиграть с теми игрушками, с которыми проводилось упражнение. 

    2. 2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание у  младших дошкольников»                                                                                          

    Важной  составляющей в работе педагога является диагностика развития детей. Выявить уровень развития внимания детей младшего дошкольного возраста поможет корректурная проба.

    «Корректурная проба»

   Эта методика предназначена для определения  продуктивности и устойчивости внимания детей от 3 до 5 лет. Ребенку показывают рисунок (см. рис.1). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

   Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

   "Сейчас  мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец".

Информация о работе Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений