Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

ГОУ СПО “Троицкий  педагогический колледж” 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа

по  психологии

Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста

посредствам игровых упражнений  
 
 
 
 

      Допущена  к защите:                          Выполнила: Базаркина

      “__”_________  2011                         Мария ,

      ________________                            студентка ДО-41 группы

                                                                    Руководитель:

                                                                    Круглова Светлана  

                                                                    Владимировна                                                               
 
 

Троицк 2011 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                 

ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе

    1. Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой

    психической деятельности                                

    1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

    1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего

           дошкольного возраста

Выводы  по I главе

Глава II. Организация практического  пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста                                                          

    2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста                                                                      

    2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»                                                                                        

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение 
 
 

Введение

      Поток информации, расширение человеческих  контактов, развитие многообразных форм  массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному  человеку.

    Происходящие  изменения в обществе оказывают влияние и на развитие детей, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни. Дошкольное образование рассматривается как первая ступень во всей системе непрерывного  обучения. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформировано внимание у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

    Основная  задача в развитии внимания в дошкольном возрасте лежит на воспитателе детского сада, дошкольное учреждение является тем звеном в воспитании личности ребенка, которое должно обеспечивать необходимое для будущего школьника формирование всех психических процессов. И развитию внимания в этой работе, следует уделять особое место. 

    Вниманию  в своих исследованиях уделяли много времени многочисленные отечественные и зарубежные ученые, каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения. Изучением внимания, как психического процесса занимались такие психологи, как В.Вундт Э.Б. Титченер, В.Джеймс, Т.Рибо, Н.Н.Ланге; их работы называют работами классиков экспериментальной психологии конца XIX начала XX в. Этому вопросу уделяли много внимания в своих исследованиях С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л. С. Выготский и многие другие.

    В настоящий момент существует мнение, что ребенок должен уметь достаточно длительное время задерживаться на восприятии того или иного явления. А это значит, что непроизвольное внимание, присущее детям дошкольного возраста не может удовлетворить, поэтому на основе непроизвольного внимания начинает формироваться произвольное. Однако этот процесс длительный, происходящий не у всех детей равномерно, поэтому дошкольное учреждение одной из своих задач ставит развитие внимания у детей, что в конечном итоге способствует успешному обучению.

    Внимание  дошкольника отражает его интересы по отношению к  окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех  пор,  пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета  вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

      «Делать учение занимательным для ребенка, - говорил К.Д. Ушинский, - оно в то же время должно требовать от детей  точного исполнения и незанимательных  для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному  вниманию и упражняя активное, которое хотя и слабо в ребенке, но может и должно  развиваться и крепнуть от упражнения».

    Основанием  для изучения проблемы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Развитие познавательной сферы, по мнению многих психологов, наилучшим образов осуществляется в процессе развивающих игр и упражнений. Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний. Именно игровое упражнение оказалось тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения и развития. Каждое игровое упражнение содержит дозу заданий, навыков и умений, которые в нем отрабатываются.

    Принимая  во внимание все вышесказанное, тему дипломной  работы мы обозначили как  «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений».

    Объектом исследования является внимание детей младшего дошкольного возраста

    Предметом исследования – игровые упражнения, способствующие развитию внимания детей младшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи  исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
  2. Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
  3. Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
  4. Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

    Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

    Практическая  значимость дипломной работы заключается в том, что практическое пособие, предложенное нами, может быть использовано студентами педагогического колледжа, воспитателями ДОУ в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию у них внимания. 
 

ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в

психолого-педагогической литературе

1.1. Психологическая  характеристика внимания как психического

    процесса  и особой психической деятельности 

    Внимание  всегда есть сосредоточенность на чем  либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть  одновременное  невнимание  к  другому.

    В конце ХIХ и в начале ХХ в. понятие «внимание» привлекает многих психологов. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге (1839-1921), французским психологом Т.Рибо (1839-1916) и рядом других исследователей.

    По  мнению ряда психологов, внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное  на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на  своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

    Внимание  не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

    Внимание  это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении) (Т.Рибо).

    Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

     1) концентрация внимания выражается  в степени сосредоточенности  на объекте;

     2) устойчивость характеризуется  длительностью сосредоточенности,  умением не отвлекаться в течение  определенного периода времени;

     3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

     4) распределение - способность одновременного  выполнения нескольких действий;

     5) переключение - способность менять  направленность внимания, переходить  от одного вида работы к  другому.

    Наиболее  важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

    Психическая деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком  углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется нате предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

    Интересные  и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли  происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

     1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

     2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

     3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

Информация о работе Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений