Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа
Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы
В конце игры педагог
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Педагогические условия развития внимания детей дошкольного возраста:
Главная задача дошкольного
Рассмотрим связь
В средней группе можно
Игра «Чудесный мешочек» с
указанной дидактической
С детьми старшего дошкольного
возраста широко используются
словесные игры, требующие большого
внимания и умственного
В подготовительной к школе
группе после прямой подачи
детям знаний на занятиях об
овощах и фруктах,
При организации дидактических
игр на внимание необходимы
особые формы руководства ими
со стороны взрослого. На
Постепенно воспитатель
К четырем годам дети
На пятом году жизни дети
могут участвовать в
Дети пятого года жизни могут принимать правила игр без сюжетного их оформления.
Для участия в совместных
Выигрыш для детей этого
По мере овладения детьми
Наибольшую сложность для
Очень важно стимулировать
И так, для более успешного
умственного развития
1. Разнообразить выбор
2. Проводить игры и упражнения с логическими картинками.
3. Использовать в работе загадки на развитие внимания.
4. Проводить консультации для воспитателей.
5. Проводить работу с родителями.
Выводы по первой главе
В ходе анализа состояния проблемы в психолого-педагогической теории нам удалось сделать следующие выводы:
1. Внимание – это и психический процесс и особая характеристика психической деятельности, которая является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
2. На протяжении всего дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижении в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, развиваются распределение и переключение внимания, увеличивается его объем.
3.
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания
у детей младшего дошкольного возраста
Предисловие
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Необходимое условие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Без устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его, ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала провели занятие по физкультуре, а потом, решили поиграть в игры, требующие концентрации внимания, то он не сможет вам хорошо отвечать или выполнять задания. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Подобные недостатки внимания могут быть устранены в результате специально организованной работы с детьми включающей подбор игр и игровых упражнений «на внимание».
Необходимость использования игровых упражнений как средства обучения детей и психического развития в дошкольный период определяется рядом причин: