Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

    Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

    Внимание  означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность  на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

    Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования Н. Ланге показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.

    Иной  характер носят колебания при  наблюдении более сложных фигур - в них попеременно, то одна, то другая часть будет выступать как  фигура. Такой эффект дает изображение  усеченной пирамиды: если присмотреться  к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания, ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью.

    В настоящее время доказано, что  наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда  поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны,  и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

    Концентрация  внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

    Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

    Еще Вундтом было доказано, что человек  не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно  способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

    Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

    Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

    Понятие «объем внимания» близко к понятию «объем восприятия». Понятия – «поле ясного внимания» и «поле неясного о внимания» очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания, поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

    Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

    Внутренняя  отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

    Физиологической основой внешней отвлекаемости  внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних  раздражителей, не имеющих отношения  к выполняемой деятельности. При  внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

    Таким образом, внимание – это и психический  процесс и особая характеристика психической деятельности, которая является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.    
 

1.2.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте

    Под развитием внимания подразумевается  процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и  др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, тогда  ребенок обладает только непроизвольным вниманием. По мере взросления продолжается развитие внимания все более произвольными видами на основе жизненного опыта.

    Быть  внимательным ребенку необходимо, прежде всего, для успешного познавательного  развития и обучения, но не только. Внимательный человек быстрее и легче справляется с новой задачей, лучше контактирует с людьми. А развивать внимательность, как и любую способность, необходимо с рождения. Итак, развитие внимания в младенчестве.

    В этом возрасте внимание проявляется  как реакция сосредоточения на раздражитель. Сосредоточение обеспечивает ребенку выделение из окружающего мира, прежде всего, человеческого лица, эмоций, речи взрослого, а затем и предметов и действий с ними. Первое сосредоточение отмечается на 2-3 недели жизни, когда новорожденный реагирует на громкий звук и прекращает движения собственного тела. На 3-4 недели жизни ребенок явно прислушивается к речи взрослого и рассматривает его лицо при общении. К концу первого месяца ребенок может сосредотачиваться на новом предмете и достаточно долго его рассматривать.

    Обязательным  условием сосредоточения в младенчестве является общение ребенка с взрослым, т. е. малыш будет рассматривать и прислушиваться гораздо активнее, когда мама показывает предметы, манипулирует с ними, разговаривая с ребенком.

    При постоянном контакте ребенок в 2-3 месяца может длительно сосредотачиваться на лице взрослого и его речи, обращенной к ребенку, при этом малыш переводит взгляд с лица взрослого на предмет, который демонстрирует ему близкий человек.

    Со  второго полугодия жизни сосредоточение переносится еще и на деятельность с предметом, и ребенок сосредотачивается как на действиях взрослого, так и на своих собственных. Накопление ориентировочных действий приводит к тому, что к концу первого года жизни малыш может действовать одновременно с двумя предметами (складывать что-то в коробку). Это говорит о том, что появляется такое свойство внимания, как переключение.

    В раннем детстве продолжают совершенствоваться распределение и переключение внимания. Ребенок может следить одновременно за несколькими объектами, но самое главное – он может воспринимать речь, или указания взрослого и одновременно выполнять действие. Именно с развитием регулирующей функции речи связано развитие внимания в этом возрасте. Основной рекомендацией для развития внимания является четкая, немногословная, точная речь взрослого, который кратко и понятно регулирует все поведение ребенка.

    Ранний  возраст является одним из самых трудных в воспитании внимательности, поскольку в этом возрасте ребенок очень активен, нетерпелив, стремиться к самостоятельности, его поведение порывисто и импульсивно, взрослому бывает нелегко заставить малыша сосредоточиться.

    Однако  ребенок вполне способен выслушать  короткую просьбу или инструкцию и выполнить короткое действие в соответствии с ней и приучать малыша к этому необходимо. Если Вы замечаете в своем ребенке трудности в выполнении ваших указаний, проявите корректную настойчивость. В этом возрасте закладываются основы произвольного внимания, так необходимого ребенку в дальнейшем обучении.

    В свойствах внимания малышей есть свои возрастные особенности, о которых взрослому не следует забывать:

    - Внимание ребенка неустойчиво, и поэтому он быстро прекращает начатое дело.

    - Не ставьте глобальных задач, предлагайте то, что реально за раз выполнить и увидеть результат.

    - Концентрация зависит от эмоциональности, т. е ребенок фиксирует только эмоционально привлекательные объекты.

    - Будьте внимательны к эмоциям ребенка, предлагайте такие предметы и действия, которые вызывают отклик.

    - Способности переключаться и распределять внимание только формируются, поэтому ребенок тяжело оставляет начатое дело, или не реагирует на другие раздражители во время выполнения действия.

    - Стимулировать переключение и распределение внимания надо терпеливо и осторожно, лучше в подвижных играх.

    Младенчество и раннее детство являются очень значимыми в дальнейшем развитии внимания и воспитании внимательности как качества личности. Утерянные в этом возрасте возможности в формировании этого качества бывает непросто восполнить.

    От  младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. По мнению Н.Л. Агеносовой, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 с, в то время как старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении в два-два с половиной раза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.

Информация о работе Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений