Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

           -  создание благоприятных условий  для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи  и т.д.).  Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

           -  тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того,  чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития.

    Большое значение для развития  целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует  сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних упражнениях надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих –  вовремя  переключать  внимание,  в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо  заметить  и осознать происшедшие изменения.

    Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности.  Главным  показателем  невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

      Причинами низкой сосредоточенности в дошкольном возрасте являются: недостаточная  интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля. При организации развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

           - структура организации деятельности  объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию;

           -  организация  работы  (четкое  начало  и окончание;  наличие необходимых условий для работы и т.д.);

           - темп  ведения  работы  (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки,  при  медленном  –  работа  на  захватывает ребенка);

           - последовательность и систематичность  требований взрослого;

           - смена видов деятельности  (слуховое  сосредоточение  сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так  как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

           -  учет  возрастных  и  индивидуальных   особенностей   внимания ребенка.

    Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего  дошкольника  достигает  достаточно  высокой  степени  развития,  что  обеспечивает ему возможность обучения в школе.

    Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижении в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, развиваются распределение и переключение внимания, увеличивается его объем. 

     

1.3. Общая характеристика игровых упражнений,

методика их проведения с детьми младшего дошкольного возраста

    Одним из методов обучения и развития дошкольников является упражнение. Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний детей. Игровые упражнения как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

    Упражнение – это повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение приобретает особое значение в тех учебных дисциплинах, где предусматривается становление навыков и умений.

    Игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

    Игровые упражнения - это эффективный метод  развития эмоциональной и познавательной сферы детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста: укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции.

    Под упражнением понимается не только то, что связано лишь с тренировкой, а любая форма взаимодействия педагога и ребенка, опосредуемая учебным материалом и имеющая структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль. 
Каждое упражнение преследует какую-либо учебную цель. Цели упражнения зависят от конечной цели обучения, но они более конкретны и относятся к конечным целям как частное к общему. Каждое упражнение содержит дозу заданий, навыков и умений, которые в нем отрабатываются. Для упражнения обязательны и средства обучения. Ведущими средствами обучения в упражнениях выступают наглядные материалы, главным образом в виде картинок и игрушек.

    Упражнения  различаются по родам, видам и  типам. Как известно, род включает несколько видов, поэтому классификация  упражнений по родовым признакам  помогла бы выделить сначала роды, а затем и виды упражнений. Родовые признаки упражнений, естественно, связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения.

    Для того чтобы обозначить типы упражнения, необходимо выделить признаки действий, формирующие навыки и умения. В основе таких действий лежат врожденные рефлексы саморазвития:

  1. рефлекс подражания:

      - имитативные упражнения;

      - трансформационные;

      - подстановочные;

      - репродуктивные.

  1. рефлекс игры:

      - игровые упражнения.

  1. рефлекс свободы:

      - суггестивные упражнения (упражнения внушения) 

  1. исследовательский рефлекс:

      - проблемно-поисковые упражнения.

Существует  ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков  детей. Их полезно проводить с  детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений. .[37, с.44-47] 

Подбор  эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные. 

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница  предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями. 

Подбор  к предмету действий (глаголов). Ветер  что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.  

Подбор  к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что что?—Солнце. 

Подбор  к действию объектов. Кто и что  плавает? Кто и что греет? Кто  и что летает? и т.п. Высказывания детей 6—7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”. 

Подбор  обстоятельств Учиться можно  как?.— хорошо, лениво, прилежно, с  успехом, долго, много и т.п. 

Нюансы  смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.  

Требования  к упражнениям:

  1. упражнение д.б. адекватно задачам, целям, содержанию, условия обучения.
  2. целенаправленность упражнения.
  3. повторяемость языкового и речевого материала.
  4. однотипность материала.
  5. пассивность выполнения.
  6. последовательность в организации упражнения: каждое последующее предложение должно быть подготовлено предыдущим.
  7. соответствие содержания упражнения этапам формирования навыков и умений.

    Упражнения  тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.

    Впервые игровые упражнения

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Дидактическая игра как социокультурный феномен  имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические  игры создавались и создаются  взрослыми для развития детей  с учетом их потребностей, интересов  и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

    Первые  дидактические игры были созданы  народной педагогикой. До сих пор  к числу любимых детьми относятся  народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много  веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

    Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

     В создании современной системы  дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

     В дидактических играх перед  детьми ставятся те или иные  задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

     А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»1.

Информация о работе Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых упражнений