Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:50, дипломная работа
Цель исследования: на основании изучения теоретических аспектов развития внимания, разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте.
Изучить понятие «внимание», особенности его развития у детей дошкольного возраста.
Изучить общую характеристику игровых упражнений, методику их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Разработать практическое пособие, способствующие развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Введение
ГЛАВА I. Основные подходы к проблеме внимания в психолого-педагогической литературе
Психологическая характеристика внимания как психического процесса и особой
психической деятельности
1.2. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игровых упражнений, методика их проведения с детьми младшего
дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Организация практического пособия по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста
2.1. Рекомендации по организации и методике проведения игровых упражнений и дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
2.2. Содержание практического пособия «Развиваем внимание младших дошкольников»
Заключение
Список использованной литературы
- создание благоприятных
- тренировка произвольного
Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних упражнениях надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.
Причинами низкой сосредоточенности в дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля. При организации развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
- структура организации
- организация работы (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);
- темп ведения работы (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);
- последовательность и
- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.
Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Таким
образом, на протяжении всего дошкольного
возраста в связи с усложнением деятельности
детей и их продвижении в общем умственном
развитии внимание приобретает большую
сосредоточенность и устойчивость, развиваются
распределение и переключение внимания,
увеличивается его объем.
1.3. Общая характеристика игровых упражнений,
методика их проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Одним из методов обучения и развития дошкольников является упражнение. Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний детей. Игровые упражнения как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Упражнение – это повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение приобретает особое значение в тех учебных дисциплинах, где предусматривается становление навыков и умений.
Игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.
Игровые упражнения - это эффективный метод развития эмоциональной и познавательной сферы детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста: укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции.
Под
упражнением понимается не только то,
что связано лишь с тренировкой,
а любая форма взаимодействия
педагога и ребенка, опосредуемая учебным
материалом и имеющая структуру: постановка
задачи, указание на пути ее решения (опоры,
ориентиры), ее решение и контроль.
Каждое упражнение преследует какую-либо
учебную цель. Цели упражнения зависят
от конечной цели обучения, но они более
конкретны и относятся к конечным целям
как частное к общему. Каждое упражнение
содержит дозу заданий, навыков и умений,
которые в нем отрабатываются. Для упражнения
обязательны и средства обучения. Ведущими
средствами обучения в упражнениях выступают
наглядные материалы, главным образом
в виде картинок и игрушек.
Упражнения различаются по родам, видам и типам. Как известно, род включает несколько видов, поэтому классификация упражнений по родовым признакам помогла бы выделить сначала роды, а затем и виды упражнений. Родовые признаки упражнений, естественно, связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения.
Для того чтобы обозначить типы упражнения, необходимо выделить признаки действий, формирующие навыки и умения. В основе таких действий лежат врожденные рефлексы саморазвития:
- имитативные упражнения;
- трансформационные;
- подстановочные;
- репродуктивные.
- игровые упражнения.
- суггестивные упражнения (упражнения внушения)
- проблемно-поисковые упражнения.
Существует
ряд специальных методических упражнений
речи, цель которых — расширение
лексикона и речевых навыков
детей. Их полезно проводить с
детьми старшего дошкольного возраста
при условии ведения их живо, непринужденно,
с учетом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений.
.[37, с.44-47]
Подбор
эпитетов к предмету. Называется предмет,
допустим собака. Какие бывают собаки?
Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие,
мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые,
старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления
воспитательницы: пастушьи, пожарные.
Узнавание
по эпитетам предмета. Воспитательница
предлагает детям отгадать, что это:
зеленая, - которое росло у дома кудрявая,
стройная, белоствольная, душистая. Дети
отгадывают — береза. В составлении таких
загадок должны участвовать и сами дети.
Подобные упражнения требуют правильного
руководства. Они не должны выливаться
в формальное нанизывание слов. Слова
должны связываться со знакомыми детям
представлениями.
Подбор
к предмету действий (глаголов). Ветер
что делает? Воет, пыль поднимает, листья
срывает, парус надувает, мельничные
колеса вертит, освежает, тучи гоняет.
Лошадь что делает? Собака? Курица? и
т. п.
Подбор
к действиям предмета. На небе сверкает,
землю согревает, тьму разгоняет, освещает.
Что что?—Солнце.
Подбор
к действию объектов. Кто и что
плавает? Кто и что греет? Кто
и что летает? и т.п. Высказывания
детей 6—7 лет: “Летает аэроплан, птица,
бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха,
пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный
шар, листики желтые летят с дерева”.
Подбор
обстоятельств Учиться можно
как?.— хорошо, лениво, прилежно, с
успехом, долго, много и т.п.
Нюансы
смысла слова домик, дом, домище: крохотный
маленький, небольшой; большой, огромный,
громадный. Детям предлагают составить
с этими словами фразы. Высказывания детей
6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва
его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая
девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.
Требования к упражнениям:
Упражнения тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.
Впервые игровые упражнения
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»1.