Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Тема нашей работы определила её цель – разработать систему занятий по внеклассному чтению, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.
Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. ..
Теоретическое обоснование развития творческих
способностей учащихся подросткового возраста ……………….
Теоретический анализ проблемы творческих
способностей ………………………………………………..
Особенности развития личности в подростковом
возрасте, влияющие на процесс развития творческих
способностей подростков …………………………………..
Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. ……………………..
Выводы. ………………………………………………………

Методика развития творческих способностей учащихся
5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению ………………
Роль внеклассного чтения в развитии творческих
способностей учащихся …………………………………….
Методы и приёмы развития творческих способностей
учащихся в процессе изучения литературы в школе ……..
Система занятий по внеклассному чтению произведений
В.П. Астафьева в 5 – 7 классах ……………………………..
Методика исследования результативности развития
творческих способностей ……………………………………
Выводы ……………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………..

Работа содержит 6 файлов

1глава.doc

— 180.50 Кб (Открыть, Скачать)

2глава.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      

    2.3. Система занятий по внеклассному чтению произведений В.П. Астафьева в 5 –7 классах.  

    Современная художественная проза занимает немалое  место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося  неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней,  предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

    Один  из ярких деятелей современной литературы, писатель с мировым именем, последний классик современности, как называют его критики –  В.П. Астафьев. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-7 классах. "Васюткино озеро" в 5 классе и глава из первой его книги  "Последний поклон" – "Конь с розовой гривой". Такое  малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-7 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя. На это есть, по-нашему мнению, несколько очевидных и объективных причин.

    Во-первых, это субъективность и автобиографичность его творчества, которая очевидна не только критику, но и любому вдумчивому читателю. В.П. Астафьев – писатель сибиряк, прошедший далеко не лёгкий жизненный путь. Вся его жизнь это неустанная борьба за саму жизнь перед лицом зла, лишений и невзгод ссыльного сиротского детства; ужасов и страхов войны; бедности и тяжести послевоенной жизни, смерти близких и любимых людей. Судьба его нелёгкого детства стала темой целого пласта его творчества. Многие произведения отразили мировоззрение и характер взрослеющего человека, герои их всегда  юные мальчишки, которых из-за сложившихся обстоятельств в их жизни и мальчишками-то не назовёшь. Это и Толя Мазов из повести "Кража", и Илька Верстаков из "Перевала", и Мальчик из "Оды русскому огороду" и, конечно же, Витька Потылицин – герой "Последнего поклона", все названные до этого повести, как отмечает во вступительной статье к многотомнику Астафьева Валентин Курбатов, писались "параллельно с «Поклоном», словно на его полях".

    Герой «Последнего поклона» Витька Потылицын - это художественное переосмысление детства самого писателя. Встречаясь с тяготами и проблемами, Витька поступал, в силу своего характера, зачастую так, как это диктуют обстоятельства, но он нисколько не был расчетлив, «жил, как умел, вывертывался от смерти, и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не пропустить». [38.9.]

    Герой детства В.П. Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.

    Во-вторых, В.П. Астафьев – это великий художник слова, который по-настоящему умеет изобразить красоту окружающего мира так, что это не будет пустыми словами, а заставит ребенка самому пережить описанное. Чтение  и анализ средств выражения в прозе В.П. Астафьева помогают учить детей критериям художественности в литературе, развитию чувства прекрасного (вспомните хотя бы описание звучащей в вечерних сумерках скрипки, которую слышит Витька Потылицын). Многие из его рассказов-миниатюр, являющихся истинными художественными шедеврами, представлены в собрании, названном «Затеси». Кроме того, эти миниатюры концептуальны, т.е. в них отражены глубокие философские, гуманистические и мировоззренческие концепции Астафьева В.П. А так как, по утверждению И. Ю Кулагиной, для этого возраста характерен «интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам», в этом возрасте дети «приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир», эти произведения становятся зачастую не только источником эстетического наслаждения, но и объектом интеллектуальных философских рассуждений, а порой и горячих споров.

    Т.о. произведения В.П. Астафьева помогают формировать у учащихся направленность на творчество; развивать способность к преобразованию структуры объекта; воспитывают в детях высокую оценку уроков литературы и литературного творчества, развивают положительную самооценку подростка, способность к рефлексии; воспитывать чувство прекрасного. Использование произведений В.П. Астафьева на уроках внеклассного чтения помогает воспитывать в детях патриотизм, любовь к природе, человеку, они учат любить и прощать. Поэтому, мы считаем необходимым составить систему внеклассных занятий по литературе, в которой с помощью методов и приемов реализовать заложенный в произведениях В.П. Астафьева потенциал развития творческих способностей учащихся, не упуская при этом возможностей воспитания и влияния на формирование мировоззрения, предполагающихся особенностями астафьевских произведений.

    В разработке нашей системы внеклассных  занятий мы опирались на программу  по литературе, разработанную под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, авторами которой являются Т.Ф. Курдюмова, В.П.  Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева. Целью литературного образования они рассматривали становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребностей личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. В этой программе, как указывают её авторы в пояснительной записке, последовательно осуществляется принцип вариативности, «который дает учителю право выбора авторов и произведений а также путей изучения конкретной темы». Так в этой программе, в средних классах авторами предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения. Они акцентируют внимание на активном включении ученика в творчество на всех этапах литературного образования. И неразрывно связывают его с последовательным усилением самостоятельности творчества от класса к классу. [36.9-10.]

    Творчество  В.П. Астафьева занимает в этой программе  сравнительно немалое место. В 5 классе для чтения и изучения в разделе «Современная литература» предлагается рассказ «Васюткино озеро». При его изучении рекомендуется обратить внимание на биографические факты из детства писателя, рассмотреть это произведение как произведение о формировании характера подростка, как современную «…"робинзонаду" мальчика из семьи рыбаков». Авторы рекомендуют помочь детям увидеть характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам, преодоление чувства страха. В теории литературы изучается понятие «автобиографические произведения», что в дальнейшем для изучения творчества В.П. Астафьева и других писателей весьма значимо, а также имеет большое значение для нашей работы.[36.21] Ребята приобретают опыт восприятия и понимания автобиографичных произведений В.П. Астафьева, знакомятся со спецификой его произведений, со стилем, и слогом. Используя вариативный компонент этой программы, мы, продолжая знакомить детей с творчеством В.П. Астафьева, желая заинтересовать их чтением произведений великого писателя сибиряка, проводим занятие по внеклассному чтению. Для этого мы предлагаем детям для прочтения в классе и совместного творческого осмысления два рассказа-миниатюры из книги В.П. Астафьева «Затеси» - это миниатюры «Дождик» и «Хрустальный звон».[39.64-65] Выбрали мы их по нескольким критериям. Во-первых, это красота и изящность и высокохудожественного слова В.П. Астафьева ярко отразившаяся в них, которая при умелой организации восприятия оказывает немалое эмоциональное воздействие на читателя и слушателя. Во-вторых, их символичность и концептуальность, на которые обращает внимание  литературовед Е.Г. Слобковская в своей статье «В. Астафьев и Сибирь»  в сборнике «Литература и Сибирь», называя эти рассказы «лирико-философскими миниатюрами». В них, как утверждает Е.Г. Слабковская,  «вечное и переменчивое, открытое и тайное Природы "связано" с течением человеческой жизни».[37.111]

    В 6-ом классе по программе Т.Ф. Курдюмовой, изучается глава из повести В.П. Астафьева «Последний поклон», о которой Валентин Курбатов говорит, что это «последний такой благодарно естественный поклон святому единству жизни во всей её неизъяснимой полноте».[38.8] При изучении главы «Конь с розовой гривой»  Т.Ф. Курдюмова рекомендует уделить внимание изображению быта и жизни сибирской деревни в предвоенные  годы. Нравственным проблемам рассказа (честности, доброте, понятию долга) Рассмотреть образы героев рассказа Саньки Леонтьева, Бабушки Екатерины Петровны. Рассмотреть юмор в рассказе яркость и самобытность народной речи.[36.28] Мы же, проводя занятие по внеклассному чтению, стремимся расширить представления ребят об этом произведении. Для этого мы вспоминаем понятие автобиографичных произведений, рассматриваем повествователя как участника событий, описанных в повести, вспоминающего о своем детстве. Уделяя дополнительное внимание анализу образов произведения, мы акцентируем внимание учащихся на том, что представляются они с точки зрения Витьки Потылицына – теперь уже взрослого человека. Рассматриваем живописный строй авторской речи. Для прочтения мы предлагаем главу из этой же книги «Монах в новых штанах».[40.66] В повести эта глава следует сразу за главой «Конь с розовой гривой», т.о. мы стремимся сохранить у учащихся представления о произведении как о связанном повествовании, стимулируя тем самым стремление к прочтению произведения. Обращая внимание на художественно-эстетические особенности произведения пытаемся развить у учащихся стремление к творчеству, умение и желание реализовать свои возможности и способности, стремимся к формированию художественно-эстетических критериев собственного индивидуального творчества учащихся.

    В 7 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой в разделе «Русская литература ХХ века» для чтения и обсуждения предлагается сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок».[36.36] Основной тематикой обсуждения авторы программы представляют прекрасное в жизни человека. Мы находим возможным заменить данное произведение на чтение и обсуждение рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров».[39.23] При этом не нарушается идейно-тематическое содержание элемента программы и обеспечивается реализация её краевого компонента. Значительное внимание при этом уделяем художественно-эстетическим особенностям изображения необыкновенной действительности в этом произведении, средствам ее изображения. Акцентируя внимание читателя на эмоционально-образном содержании рассказа-миниатюры, стремимся развить представления учащихся об эмоционально-эстетическом потенциале художественного слова, способность к преобразованию структуры объекта, умение видеть новое и необычное в окружающей действительности.

    Занятие по внеклассному чтению в 5 классе имеет  своей целью ознакомление с творчеством В.П. Астафьева, создание и мотивация интереса к самостоятельному чтению его произведений. Дети знакомятся с понятием рассказ-миниатюра. Создавая педагогическую ситуацию, способствующую эмоциональному восприятию произведения, организуя осмысление и понимание идейно-художественного содержания рассказов мы попытались раскрыть перед детьми глубину и красочность выражения человеческой мысли и чувства с помощью литературно-изобразительных средств. Тем самым развивая стремление к творчеству, умение и способность видеть новое, интересное. Ставя перед детьми творческие задачи и проблемные вопросы при осмыслении произведений, стремимся пробудить сотворчество юного читателя, постепенно подготавливая их к самостоятельной литературно-творческой работе на заданную тему. Самостоятельной литературно-творческой работой учащихся в данном случае является составление рассказов-миниатюр о каком-либо необычном явлении в их жизни, которое им видится прекрасным, что соответствует сюжету и тематике данных рассказов-миниатюр В.П. Астафьева. Но мы не ограничиваем этим свободу выбора темы и содержания самостоятельных творческих произведений учащихся, расширяя границы темы до выдуманных ими событий или явлений, оставляя однако обязательной форму рассказа-миниатюры. Также учащимся предлагается выполнить самостоятельную творческую работу в форме рисунка или иллюстрации к произведению.

    Урок  начинается с эмоционального настроя  слушателей. Учитель, усадив учеников, прибегает к помощи яркой образной эмоциональной лексики:

    - Сегодня мы с  вами услышим волшебным  морозным утром необыкновенную музыку и почувствуем внезапную легкую прохладу короткого дождика, который влетит к нам в опаленный зноем двор. Эти удивительные встречи нам подарят рассказы-миниатюры В.П. Астафьева.

    Далее словесник обращается к предыдущему  опыту чтения произведений В.П. Астафьева ребятами, что помогает, как мы уже упоминали, восприятию читаемых на этом занятии литературных миниатюр В.П. Астафьева:

    - Скажите, а с каким произведением этого автора вы встречались ранее? («Васюткино озеро»).

    Учитель подводит детей к пониманию литературного термина «рассказ-миниатюра»:

    - «Васюткино озеро» это большой рассказ, а мы с вами прочтем рассказы-миниатюры. Что такое рассказ? Что такое миниатюра? Что такое рассказ-миниатюра?

Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

методика диагностики.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

список литературы.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению