Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:54, дипломная работа
Тема нашей работы определила её цель – разработать систему занятий по внеклассному чтению, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.
Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.
Введение ……………………………………………………………. ..
Теоретическое обоснование развития творческих
способностей учащихся подросткового возраста ……………….
Теоретический анализ проблемы творческих
способностей ………………………………………………..
Особенности развития личности в подростковом
возрасте, влияющие на процесс развития творческих
способностей подростков …………………………………..
Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. ……………………..
Выводы. ………………………………………………………
Методика развития творческих способностей учащихся
5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению ………………
Роль внеклассного чтения в развитии творческих
способностей учащихся …………………………………….
Методы и приёмы развития творческих способностей
учащихся в процессе изучения литературы в школе ……..
Система занятий по внеклассному чтению произведений
В.П. Астафьева в 5 – 7 классах ……………………………..
Методика исследования результативности развития
творческих способностей ……………………………………
Выводы ……………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………..
2.4.
Методика исследования
результативности
развития творческих
способностей учащихся.
Для исследования
развития творческих способностей нами
был проведён формирующий эксперимент.
База эксперимента:
МОУ СОШ №1 7 "а" класс
Эксперимент проводился
в несколько этапов
А)определили цели и задачи исследования творческих способностей подросткового возраста.
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности.
Задачи. Провести тесты-опросы на выявление
эмпирических показателей уровня развития
творческих способностей, проанализировать
результаты опросов.
Б) Произвели подбор критериев и показателей сформированности потенциала развития творческих способностей учащихся.
Для
этого мы использовали критерии и
показатели, предложенные Е.Н. Степановым
в сборнике методических рекомендаций
«Воспитательный процесс: изучение эффективности»[А16.
40] :
Критерии
оценки уровня развития творческих способностей:
Показатели:
3. Направленность
на творчество
- Наличие
положительной самооценки, уверенность
в своих силах и возможностях.
- Стремление
к реализации своих способностей.
В)
Произвели выбор методик изучения уровней
развития творческих способностей учащихся.
Методика
«Чувство новизны» разработана
М.И. Рожковым; методика «Способность преобразовать
структуру объекта», разработана Б.С. Алишевым;
методика «Направленность на творчество»,
разработана Л.А. Воловичем; методика «Критичность»,
разработана Ю.С. Тюнниковым. Все методики
адаптированы Рачковой З.М. преподавателем
кафедры психологии ИГПИ и студентом историко-филологического
факультета группы 4 «Л» ИГПК №1 Колесниковым
Р.А.
А)
реализации путей
развития творческих
способностей учащихся
на уроках внеклассного
чтения в 5 –7 классах.
Реализуя пути развития творческих способностей учащихся 5 – 7 классов, мы создали систему уроков внеклассного чтения по творчеству В. П. Астафьева. Создавая данную систему внеклассных занятий, мы стремились к реализации путей развития творческих способностей учащихся, обозначенным нами в первой главе работы. Для установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента. Эксперимент был проведён на основе одного из компонентов системы (занятие в 7 классе), а так как вся система разработана на одной психолого-педагогической и методической основе, то проведённый эксперимент определяет и эффективность всей системы.
В
седьмом классе мы нашли возможным
заменить Предлагаемую Т.Ф. Курдюмовой
для чтения и обсуждения сказку-быль
А. Платонова «Неизвестный цветок»
на творческое чтение и обсуждение
рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний
остров». Организуя яркий и художественный
процесс восприятия, мы стремились создать
как можно более яркие представления,
пробудить сопереживания подростков,
активизировать воображение, организовать
эмоционально-эстетическое восприятие
произведения. Высокая эстетика литературно-художественного
слова рассказа привлекла нас возможностью
через приобщение к художественной деятельности
развивать художественный вкус учащихся.
Яркость и образность языка произведения
мы рассмотрели как залог развития воображение.
Прибегая к приёмам эмоционально-образного
анализа, к цветовому иллюстрированию,
говоря о средствах изображения, мы стремились
добиться понимания детьми путей и способов
реализации художественного замысла,
стремились к формированию критериев
художественного творчества
Б)
реализации методики
диагностики
Целью которой мы ставили на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности.
Ход проведения. Тестирование и опрос учащихся был проведён дважды. В первом случае перед проведением занятия по внеклассному чтению с целью путём количественного анализа установить существующий уровень развития творческих способностей учащихся. Во втором случае после проведения занятия, был так же проведён количественный анализ результатов, после сравнительного анализа было выявлено количественное изменение показателей уровня развития творческих способностей учащихся.
При анализе оценивание критерия осуществлялось по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявлялась в последнем контрольном опроснике. Самооценка по критерию "чувство новизны" определялась по среднему баллу ответов на вопросы 5.1 – 5.4; по критерию "способность преобразовать структуру объекта" – на вопросы 5.5 – 5.8; по критерию направленность на творчество – на вопросы 5.9 – 5.12; по критерию "критичность" – по вопросам 5.13 – 5.16. Например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В таком случае оценка корректировалась, высчитывался средний результат между оценкой и самооценкой.
Авторы
опросников выделяют три уровня развития
творческих способностей в аспекте сформированности
у учащихся творческой активности: низкий
от 0 до 1 балла; средний – от 1 до 1,5; высокий
– от 1.5 до 2 баллов
1.Опросник.
"Чувство новизны"
Выберите
тот ответ, который соответствовал
бы Вашему поступку в предложенных ниже
ситуациях (заполняется символ ответа
в карточках)
а) оригинальное 2
б) трудное 1
в)
простое 0
а) красивое 1
б) точное 0
в)
необычное 2
а) подбираю слова как можно проще 0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха
и хорошо отражают мои мысли 1
в) стараюсь употребить новые,
оригинальные для меня слова
а) все работали 1
б) было весело 0
в)
было много нового 2
а) хорошее отношение товарищей 0
б) возможность узнать новое («родство душ»») 2
в) взаимопомощь 1
а) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики
получали хорошие оценки и были довольны 0
б) придумывал бы новые уроки и задания 2
в) старался бы хорошо провести урок 1
а) приключенческий роман 0
б) научно-популярную книгу 1
в) фантастический роман о космосе 2
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизвестный маршрут 2
в) маршрут,
который хвалили мои друзья
1
После
проведения данного опроса и анализа
результатов было выявлено, что у 60%
учащихся уровень развития умения и стремления
к познанию близок к среднему, баллы по
критерию «чувство новизны» колебались
от 1,1 до 1,4, что соответствует среднему
уровню развития. У остальных же ребят
по критерию «чувство новизны», а это 40%
от опрошенных, уровень развития умения
и стремления к познанию разделился следующим
образом: у 32% - низкий, у 18% на относительно
высоком уровне развития.
2.
Испытание "Способность
преобразовать структуру
объекта"
Представлена
исходная пара слов, которые находятся
в определённом отношении, и пять других
слов, из которых только одно находится
в таком же отношении к исходному слову
(правильный выбор
оценивается оценкой 2)
1.
Школа - обучение
а) доктор
б) ученик
Больница в) учреждение
2. Песня – глухой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
Найдите
выход из предложенных ниже ситуаций,
(ответ запишите на обороте карточки):
( Для ответа на каждый вопрос даётся 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;