Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Психолог сам раздает карточки и следит за тем, чтобы послания не были грубыми или обидными, чтобы не оставалось незаполненных писем. Пожелания можно писать анонимно. Выяснения отношений следует сразу же пресекать. При необходимости (например, дети не всегда правильно понимают смысл пожелания или критики) можно обсудить с ребенком после занятий полученное им послание. Это упражнение также лучше проводить в середине цикла занятий.

6. Упражнения -творчество

Эти упражнения дают возможность выразить себя, придумать что-то новое и  интересное.

«Глина». Сидя в кругу, дети передают воображаемый кусок глины друг другу, слепив из него что-то; сосед должен угадать, что это. Психолог участвует в упражнении.

 «Море волнуется». Эта всем известная игра помогает расслабиться, настроиться на доброжелательный лад. Психолог ведет игру, ребята изображают заданное.

«Превращение предмета». Водящий показывает с помощью пластиковой бутылки или надутого шарика действие с каким-либо предметом (например, причесывается), участники должны угадать, что за предмет изображается. Угадавший предлагает свое задание и т.д. Желательно, чтобы в роли водящего побывал каждый участник.

Особенности работы

В группе должно быть четное количество ребят: учеников младших классов  — не более 6 человек (чтобы была возможность поддерживать дисциплину и работать с каждым), старшеклассников — 10-12 человек.

В некоторых упражнениях психологу  необходимо участвовать постоянно  в качестве организатора и направляющей силы. Иногда бывает достаточно принять участие в игре или упражнении только на первых двух занятиях, затем ребята уже действуют самостоятельно.

Необходимо давать возможность  каждому участнику поработать со всеми — и симпатичными, и неприятными ему — партнерами. Начинать каждое занятие лучше с упражнений на знакомство, затем переходить к подвижным играм или упражнениям на произвольность. После этого можно провести упражнение на совместную деятельность с обсуждением, а затем — разыгрывание и обсуждение сценок, и наконец, предложить что-нибудь веселое, для всех приятное, позволяющее выразить себя.

Следует включать в занятия упражнения с мячом, так как для их выполнения участникам необходимо подстроиться друг под друга, «сыграться» (например, понять, что не следует кидать мяч слишком сильно). Эти упражнения следует предварять срабатыванием — тренировочным перекидыванием мяча друг другу. Можно договориться, что если кто-то не поймал мяч, виноват кидавший — плохо кинул.

Обязательна обратная связь — каждый участник может дать оценку действиям  другого — и покритиковать, и  похвалить.

Такие занятия дают возможность непопулярному ребенку проявить себя, одноклассники видят его по-новому, в непривычной, нестандартной ситуации и начинают относиться к нему более снисходительно и заинтересованно. Как правило, ребята ходят на занятия очень охотно.

Однако такая форма работы имеет свои минусы.

• Негативное отношение к занятиям некоторых родителей. Ярыми противниками занятий оказались родители именно тех детей, которые были склонны  преследовать одноклассников. Их основной аргумент: «Вы хотите искусственно сдружить наших детей, мы против этой дружбы!»

• Отношение одноклассников к занимающимся детям как к избранным. Освобождение от уроков воспринималось ребятами как  награда для избранных. При этом некоторые одноклассники считали, что эта избранность незаслуженная, и это могло ухудшить отношения к участникам группы со стороны одноклассников. Лучше всего проводить подобные занятия с группой ребят из параллельных классов со сходными проблемами, и не во время, а после уроков.

Кроме того, десяти встреч все же недостаточно, желательно работать с группой на протяжении хотя бы одного полугодия, а лучше — всего учебного года.

Существуют и другие формы групповой  работы с отвергаемыми детьми. Здесь я хотела бы привести пример совместной работы психологов и учителей со смешанной группой детей, в которую входят, помимо ребенка-аутсайдера, несколько его одноклассников. Подобный опыт описан в книге немецких психодраматистов В. Холла и А. Айхингера «Психодрама в детском саду и школе».

Два психотерапевта совместно с  учителем используют символические игры, чтобы помочь детям, оказавшимся в классе аутсайдерами, сделать первые шаги на пути преодоления этой ситуации. Игра проводится с небольшой группой детей, в которую входят: мальчик, отвергаемый одноклассниками, основные его преследователи и несколько детей, относящихся к нему доброжелательно или нейтрально. Ниже приводится описание такой игры от лица одного из психотерапевтов — А. Айхингера.

Исследователи моря спасают водолазов  от гигантского спрута

Ларе был среди одноклассников аутсайдером, «мальчиком для битья». Чаще всего ему доставалось от Юсуфа. Виталия и Хакана. Мы с классной руководительницей обсудили эту проблему и решили включить в группу, помимо этих четверых мальчиков, также и других, которые относились к Ларсу доброжелательно и при этом имели влияние в классе. Классная руководительница рекомендовала старосту класса Сальваторе и двух спокойных, дружелюбных мальчиков — Мартина и Рольфа. Этих семерых ребят вместе с классной руководительницей мы пригласили на символическую игру.

Мы предложили разыграть следующую  историю: в открытом море в непосредственной близости друг от друга находятся  два судна с водолазами. Одна группа водолазов ищет утонувший «Титаник», чтобы извлечь из него сокровища, другая группа хочет отыскать в глубинах моря гигантского спрута, чтобы изучить это малоизвестное животное.

Юсуф, Виталий и Хакан решили заняться исследованием спрута (роль которого исполнял я). Классная руководительница стала ассистенткой на их корабле. Остальные мальчики захотели поднимать сокровища с «Титаника». Чтобы иметь возможность для поддерживающего дублирования Ларса, В. Холл принял роль техника, отвечающего за работу водолазного снаряжения.

После сооружения декораций я в  роли гигантского спрута укрылся в корпусе «Титаника». Таким образом, обе группы водолазов были вынуждены работать в непосредственной близости друг от друга.

Трое агрессивных мальчиков  быстро перешли от исследования спрута к охоте на него. Спрут пытался  схватить водолазов-исследователей своими длинными щупальцами (которые изображались платками), а водолазы старались их обрубить. Эта игра доставляла мальчикам большое удовольствие.

Между тем и другая команда водолазов  обнаружила «Титаник» и отыскала в нем первые сокровища. Выйдя  из роли спрута и ненадолго прервав игру, я спросил: «Могло ли быть так, что спруту удалось запереть исследователей в утонувшем судне и обвить их щупальцами, но искатели сокровищ найдут и спасут их еще до того, как у них закончится кислород?» Все согласились с этой игровой идеей, и мы приступили к инсценированию второй части игры.

В то время как искатели сокровищ поднимали найденные драгоценности на корабль, я в роли спрута оттеснил трех водолазов-исследователей в угол «Титаника» и обвил их своими длинными щупальцами (мальчикам это явно нравилось). Из последних сил водолазы подали сигналы бедствия своей ассистентке, которая сразу запросила по радио помощь у соседнего корабля.

Четверо других водолазов стали  нырять на глубину, пытаясь освободить исследователей от щупальцев спрута, причем Ларе боролся со мной особенно упорно. Затем искатели сокровищ доставили потерявших сознание водолазов на их корабль, где учительница в роли ассистентки стала приводить пострадавших в чувство. После того как исследователи пришли в себя и подкрепились едой, которую приготовила им ассистентка, В. Холл <...> залатал все дыры, которые спрут проделал в водолазном снаряжении. При этом он громко разговаривал сам с собой: «Вот было бы здорово изловить этого гигантского спрута живьем! Еще никому никогда не удавалось поймать такое чудовище и показать его людям. Это стало бы сенсацией!»

Трое исследователей ухватились за эту идею и захотели тут же погрузиться  на глубину. В. Холл в роли техника  спросил их: «Может, лучше будет, если и другая водолазная команда станет участвовать в охоте на этого опасного спрута? Иначе я просто не представляю себе, как вы втроем поднимите такое тяжелое животное на корабль». Юсуф, Виталий и Хакан согласились с этими соображениями и пригласили искателей сокровищ нырять вместе с ними. С помощью такой поддерживающей интервенции В. Холл смог помочь Ларсу участвовать и в этом приключении. Обе группы водолазов окружили спрута и долго боролись с ним. В конце концов, им удалось оглушить его. Мальчики совместными усилиями втянули спрута на палубу и гордо продемонстрировали свою находку тележурналистам со всего мира, которые прилетели к месту- сенсации на вертолете (журналистов играли изменившие свои роли классная руководительница и В. Холл).

В заключительном круге, давая обратную связь, участники игры говорили, что им очень понравилось содержание игры и то, как они играли все вместе.

Когда дети вернулись после игры в класс, учительница усадила  Ларса и трех «искателей сокровищ за один четырехместный стол. Этим шагом она способствовала тому, что Ларе стал постепенно выходить из позиции аутсайдера и интегрироваться в коллектив класса. Юсуф, Виталий и Хакан прекратили терроризировать своего одноклассника.

В символической игре школьники  переживают ситуации, в которых они  могут вести себя социально. Они  вступают в переговоры, договариваются друг с другом и принимают совместные решения, начинают помогать друг другу, внимательно слушать других, просить прощения и т.д. На уроках в случае возникновения или обострения конфликта учителя могут, обращаясь к проигранным на сессиях сценам, разрабатывать с детьми стратегии решения этих конфликтов.

Конструктивный подход к проблемам  и конфликтам сохраняется у школьников и впоследствии: старшие школьники, принимавшие участие в проекте несколько лет назад, предпочитают обсуждать друг с другом возникающие конфликты и стараются находить совместные решения.

Школьные учителя с каждым последующим  участием в проекте чувствуют себя в игре все более уверенно и становятся равноправными партнерами детей и ведущих. В одних играх учителя могут занимать слабую, подчиненную позицию, а в других — окружать заботой и вниманием «больного» или «раненого» ребенка. Все это оказывает благоприятное влияние на детей, они начинают доверять учителям.

Благодаря опыту доверия, полученному  при взаимодействии с учителями во время психодраматических сессий, школьники на занятиях легче принимают указания и правила, исходящие от учителя. В повседневной жизни школы после проведения психодраматических инсценировок возникает более дружелюбная атмосфера, тон обращения друг с другом становится мягче.

Конечно, такая работа требует специальной  подготовки и высокой квалификации, поэтому ее могут проводить только психотерапевты, однако можно организовывать с детьми игры, используя основные идеи и принципы символических инсценировок, направленных на помощь отвергаемым детям:

— Группы должны быть небольшими и  включать в себя, помимо отвергаемого ребенка, его преследователей и доброжелательно настроенных детей.

— Идея игры согласовывается с  детьми; дети самостоятельно выбирают для себя роли.

— Учитель обязательно принимает  участие в играх.

— Для проработки конфликта можно  использовать прием «введение внешнего врага». В таких случаях психотерапевты (или психологи) берут на себя роль «врага», находясь в которой они могут направлять агрессию детей на себя, одновременно отвлекая ее от группы. Угроза, исходящая извне, объединяет детей, групповое сплочение растет, а напряжение в группе уменьшается. Конструктивные взаимодействия между детьми, вначале являвшиеся лишь ответными действиями на внешнюю угрозу, приобретают устойчивость и развиваются.

Во время игры взрослые должны оказывать  детям дополнительную поддержку, чтобы они учились без применения силы урегулировать конфликт.

После окончания игры учителям необходимо поддерживать и закреплять возникающие в ходе игры положительные изменения.

Работа с классом (группой)

Для преодоления негативного отношения  одноклассников к отвергаемым детям  недостаточно одной лишь работы с  аутсайдерами. Необходимо «лечить» весь коллектив. На мой взгляд, основным направлением психологической работы с недружным классом, группой должны быть мероприятия по развитию терпимости. Именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

Проводя тематические занятия в  классах, я стараюсь вовлекать отвергаемых детей в процесс урока, поощрять их активность. Подобные занятия позволяют выделить детей, обычно пассивных, не обращавших на себя внимания, показать с выгодной стороны непопулярного ребенка. Иногда для непопулярного ребенка именно мои уроки становились первой возможностью почувствовать себя успешным и значимым.

Замкнутый, отвергаемый не только одноклассниками, но и учителями (хоть и не явно, но ощутимо) второклассник однажды с искренней радостью бросился мне навстречу: «Посмотрите, какую игрушку мне подарили!» Он стремился продемонстрировать свой новогодний подарок именно мне, потому что я не раз приветливо обращалась к нему, встретив на перемене, и не упускала случая похвалить на своих уроках (хотя он очень редко давал для этого повод). Я для него стала тем человеком в школе, встреча с которым доставляет положительные эмоции.

Информация о работе Работа с детьми изгоями