Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

В 1981 году американские психологи  Ахенбах и Эдельброк провели  исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и  зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

Ложь и хвастовство

Неуверенность в себе, потребность  привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки — это обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной камлании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было прокатиться на этой «супермашине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком. и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.

В детской художественной литературе описано множество подобных случаев. Приведу пример из собственной практики.

Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказала, что ее сын-третьеклассник, недавно переведенный в нашу школу, уже целую неделю носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он говорил, что взял их, чтобы показать ребятам. Мама не понимала, почему ребят могут интересовать эти фотографии. Надо сказать, что я давно наблюдав за этим классом, и у меня сложилось впечатление, что с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения сверстников, а их «крутость» (это слово они сами употребляли, отвечая на мой вопрос о качествах идеального друга). Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в классе. Мальчик, о котором я рассказываю, очень хотел быть принятым в новый коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэтому он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам побывал в Оксфорде. Это произошло как раз в то время, когда интерес к загранпоездкам был в разгаре. (Я не раз наблюдала, как ребята оживленно рассматривали чьи-нибудь фотографии, интересовавшие их, к сожалению, только с точки зрения «крутости»).

Воровство

Отвергаемый сверстниками ребенок  способен на отчаянные поступки: может  украсть дома деньги, накупить на них  конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказала учительница.

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в 1 классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться, таким образом, правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.

Травля наносит непоправимый ущерб  не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы .способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Преодоление

 Разобраться в причинах явления — сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задействованы и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Переломить сложившийся стереотип отверженного — задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс и даже другую школу. Естественно, правильнее :всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не должны оставаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно /изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.

 

Роль учителей

Вспоминая ситуации из собственной  школьной жизни, я все Время пытаюсь  понять, могли ли окружающие нас  взрослые (в первую очередь учителя) предотвратить все эти ситуации? Неужели, когда в четвертом классе несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал? Нет, когда случались драки, к нам приходили и проводили воспитательные беседы, нас ругали, убеждали и т.д. Но все это было малоэффективно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.

Для того чтобы в классе сложилась  критическая ситуация, необходимы соответствующие  условия. На мой взгляд, появление в классе (группе) отвергаемых детей связано не столько с определенной психологической предрасположенностью к подобному явлению учащихся, но в большей степени — с непростительным попустительством учителей и родителей.

Важные мелочи

Когда я училась во втором классе, некоторые мои одноклассники за что-то невзлюбили одну девочку. Я помню, как несколько человек с воплями гонялись за ней на перемене по школьному стадиону (была весна), стремясь задрать подол школьного платья, а большинство со смехом наблюдали за этим. Девочке удалось убежать от преследователей. После этого случая завуч собрала наш класс на линейку (построила в рекреации на одном из этажей) и долго сердито, очень эмоционально рассказывала о том, как нехорошо так делать, потому что опасно, неприлично, негигиенично. Но ни слова не сказала, как это обидно, унизительно, что чувствует человек, оказавшийся жертвой, как ему страшно. Как отвратительно поведение тех, кто гонял, смеялся, просто наблюдал... Возможно, сравни она наше поведение с фашизмом, это произвело бы на нас большее впечатление, чем медицинские подробности и ее гнев сам по себе.

Я твердо убеждена, что проблемы непопулярных детей должны решать в первую очередь педагога, а родители и психологи — оказывать им посильную помощь. Бывает, что учителя невольно усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе. А иногда своим поведением провоцируют появление насмешек.

Однажды я присутствовала при том, как учительница рассказывала третьеклассникам о результатах их письменной работы. Они должны были ответить на несколько вопросов. Учительница зачитывала наиболее удачные и самые неудачные работы детей, комментировала их, называя фамилии авторов. И вот она со смехом зачитала работу весьма непопулярного мальчика, добавив несколько нелестных комментариев. Остальные дети злорадно подхватили ее смех. Правда, мальчика не было в этот день в классе, тем более непонятно, зачем учителю было лишний раз «натравливать» на него класс?! Все равно принять к сведению замечания учителя ребенок не мог. Зато для его одноклассников эта ситуация послужила своеобразным одобрением насмешливого отношения к сверстнику.

Когда я только начинала работать в школе и вела уроки во вторых классах, я имела неосторожность насмешливо прокомментировать письменные работы своих новых учеников, называя фамилии и указывая на особенно повеселившие меня во время проверки ошибки. Ученики посмеялись вместе со мной. Но после урока присутствовавшая на нем классная руководительница попросила меня никогда не провоцировать детей на насмешки друг над другом и, по возможности, обсуждать результаты работ не называя, фамилии тех, кто ошибся, поработал плохо: «Я не хочу, чтобы они учились злорадствовать».

Специалисты, исследовавшие влияние  учителя на отношения между одноклассниками, отмечают, что в начальной школе  ученики с большей симпатией относятся к детям, которых учитель часто хвалит, и не любят тех, к кому учитель равнодушен, кому делает много замечаний. В старших же классах чрезмерное захваливание отличников порождает их зазнайство и зависть к ним.

В первом классе учительница разработала сложную систему баллов за аккуратную и красивую работу в прописях. Результаты она каждый месяц вывешивает «для родителей» на доске объявлений перед классом. Там указаны общие баллы и конкретные успехи I     каждого ученика. Естественно, не только родители, но и сами дети г     понимали, что Миша, набравший 23 балла, — молодец, а Маша, получившая всего 5, — плохая ученица. И хотя учительница стремится всего лишь дать родителям информацию об успехах и проблемах детей, все эти списки очень расстраивают некоторых детей и их родителей. А мне они напоминают Стенд почета и Стенд позора, которые создавали учителя в моем детстве, вывешивая перед родительским собранием тетради отличников и двоечников. Было стыдно, что все видят твою мятую, исчерканную красными чернилами тетрадь. И вовсе не хотелось исправляться, а хотелось никогда больше не приходить в школу.

Любое противопоставление ребенка  коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый  учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сейчас все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки — в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Таким образом, учитель настраивает детей друг против друга и провоцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних козлами отпущения. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в младшей школе такого педагогического приема, как публичное «обсуждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив».

Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек.

Вот как описывает свое первое появление в классе Лена Бессольцева, героиня повести «Чучело»: «Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота». Получается, что классная руководительница оставила Лену без поддержки, предоставила ей самой строить отношения с ребятами. Возможно, приведи она новенькую в класс, представь ее ребятам, предупреди Лену об отношениях, сложившихся в классе, — и все было бы по-другому.

Не менее важно для благополучия ребенка и то, где и с кем он сидит в классе. Почему-то непринимаемые детей учителя всегда стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем самым их изоляцию. Или сажают с тем, кто не будет активно возмущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвергаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, можно обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка оказать помощь и поддержку новому соседу.

Информация о работе Работа с детьми изгоями