Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

2. Нравится ли вам психологическая  атмосфера в вашем классе? Почему?

3. Есть ли в классе человек,  которого вы можете назвать  вашим настоящим другом?

4. Как вы думаеге, что нужно  изменить в ваших отношениях внутри класса?

5. Согласились бы вы учиться  в этой же школе, у тех  же учителей, но с другими ребятами? Почему?

Примеры ответов

Считаете ли вы свой класс дружным? Почему?

Да

Нет (не очень)

Все дружат со всеми, несмотря на ссоры.

Делаем почти все сообща.

Мы выиграли у 3 «В».

Все дарят друг другу подарки.

Большая часть класса хорошо ведет себя, доверяет друг другу.

Все друг другу помогают.

Мы все веселились, когда выигрывали, и утешали друг друга, когда проиграли.

Никто не ссорится, вместе играют.

На физкультуре у нас очень дружные команды.

Те, кто друг с другом не дружит, тем не менее живут мирно.

Все умные.

Здесь никто ни за кого не постоит. Очень часто мальчики обижают девочек. Мальчишки дерутся, а девочки сплетничают. Все время какие-то драки, войны.

Постоянно кто-нибудь над кем-нибудь насмехается.

Некоторые мальчики ссорятся между  собой и кричат на девочек.

У нас разные интересы.

Все спорят, ругаются, обзывают друг друга, любят драться, стараются друг другу  нагадить, часто кого-то доводят  до слез.

Разные характеры.

Не уважают друг друга.

Мальчики не дружат с девочками.

Одна девочка делит класс  на две части.

Существуют два типа людей: охотник  и жертва, отсутствуют сочувствие и великодушие.

Все ябеды.

Все дружат группами.

Один мальчик любит всеми  командовать.


Нравится ли вам атмосфера (обстановка) в вашем классе? Из-за кого (чего) она такая?

Да

Нет

И да, и нет

Все наши

одноклассники веселые и

смешные.

Все себя

хорошо

ведут, если

бы один мальчик

«не задирал» другого, то

было бы все

хорошо.

 

Здесь хоро-

шие друзья.

 

Меня почти

никто не обижает.

Из-за некоторых буйных ребят и

немножко из-за меня наш класс  очень

шумный, буйный и бойкий.

Некоторые мальчишки орут в классе,

бьют, мучают и издеваются над другими,

все носятся, утром даже не хочется  входить

в класс.

Из-за тех, кто постоянно грубит, язвит,

ставит себя выше всех, атмосфера  в классе очень напряженная и  озлобленная.

Из-за одной девочки.

 

Из-за некоторых мальчиков все  постоянно

дерутся.

 

Из-за одного мальчика кругом одни враги,

а друзей всего двое-трое.

Дружат не на равных, один правит другим.

Здесь добрая

учительница

и приветливые

дети, но мне

не нравятся

некоторые

девочки.

Все как-то

ссорятся и дружат.

Хорошая из-за

всех, а  плохая

из-за некоторых

мальчиков.

 

То все дружат и

нормально играют,

то кто-то дерется.


Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?

ДА

НЕТ

Если они хорошие.

Но  несколько человек из класса бы взять.

Я привыкла к этим детям, и они  мне ближе.

Смотря какими они будут.

Все другие дети будут хуже.

Я уже знаю своих, они мне нравятся.

Мне нравятся все ребята, не хочу от них уходить.

Мне было бы трудно привыкнуть.

Здесь есть настоящие друзья.

Эти ребята мне уже дороги, для  меня было бы горе их потерять.

Я не люблю переходить из класса в класс.

Было бы скучно.

Я привык настолько, что не хочу.

Люди для меня хорошие, и я  к ним привыкла,

уже подружилась с ними.

Я не знаю характер новых одноклассников.

Привык к своим друзьям, которые  всегда мне помогут и которых  я хорошо знаю.


 

Как вы думаете, что можно изменить в ваших отношениях?

- Надо, чтобы все следили за  собой, а не ябедничали.

- Надо больше уступать, помогать  друг другу и делать хорошие, приятные дела.

- Помочь одному мальчику стать  менее замкнутым.

- Чтобы никто не сидел в  одиночестве.

- Чтобы ребята согласовывали  все друг с другом.

- Чтобы никто не скромничал, все общались.

- Пошутить над некоторыми, чтобы  перестали зазнаваться.

- Все должны быть на одном  уровне.

- Наладить дружбу между некоторыми.

- Чтобы два мальчика не дрались и не кричали на девочек во время игры.

- Я бы перевоспитала некоторых  девочек.

- Чтобы одна девочка ко мне  относилась лучше.

- Чтобы я сидела с одной  девочкой и чтобы на перемене  ребята не сильно кричали.

— Научить обращать внимание не только на себя.

— Убрать некоторых людей из класса.

— Нужно организовать совместные работы, например, выпускать стенгазету, но мы опять можем поссориться из-за названия.

— Распустить всех на все четыре стороны.

— Утихомирить одного мальчика.

— Всем помочь посмотреть на себя со стороны и подумать.

— Поменять свои интересы и хобби.

— Отобрать дружных ребят на «патруль безопасности».

— Я не знаю.

— Меня это не волнует.

Комментарии

Из ответов видно, что большинство  детей осознают, что отношения в их классе далеки от дружеских и что проблему надо решать. Они предлагают пути ее решения, но без участия взрослых — классного руководителя — они ничего не сделают. Следовательно, основная роль все-таки принадлежит учителю, а родители и психолог могут и должны помогать, поддерживать.

Однако как показывает опыт и  результаты опроса, дети, даже страдающие от притеснений, не стремятся к смене  обстановки.

Примеры:

— Наш класс такой недружелюбный, потому что все друг на друга доносят, презирают, идут распри, все считают  друг друга идиотами.

— Мне не то чтобы нравится атмосфера  в нашем классе, но так как я  живу частично личной жизнью, я не концентрирую внимание на нашем классе.

— Друзья есть, но мы с ними и с  ней не очень редко ссоримся.

— Чтобы поменять обстановку, надо много людей выгнать, осталось бы очень мало, поэтому лучше так не делать.

— Я бы не хотела учиться в другом классе — уже привыкла к нашим  идиотским козлам, в другом классе было бы не так приятно.

Приложение 3

Социометрия

Ребятам задают три вопроса:

1. К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью по учебе?

2. Кому доверили бы свой секрет?

3. Кого взяли бы в свою команду  для участия в КВНе, викторине и т.д. (но не спортивном соревновании — это особо оговаривается)?

Я прошу назвать не более трех одноклассников. Правда, часто ребята выпрашивают у меня разрешение указать большее или меньшее количество одноклассников. Но в третьем вопросе должно быть названо не больше и не меньше трех одноклассников (в крайнем случае разрешается в скобках написать четвертого — запасного игрока).

Данное исследование проводится как  минимум два раза в год, начиная  с первого класса, позволяет проследить динамику возникновения симпатий-антипатий  в классе, дает некоторые представления  о взаимоотношениях между учащимися, помогает выделить неформальных лидеров и отследить взаимные предпочтения. Также указывает на возможных аутсайдеров — ребят — которых не выбирают ни по одному из параметров (учеба, секрет, команда).

Каждый параметр может иметь  своих лидеров. Наиболее показательна ситуация, когда ребенок выбирает одних и тех же одноклассников по всем трем параметрам. Самый благоприятный вариант: взаимные выборы по одинаковым параметрам.

Анализировать можно различные  ситуации: в команду возьмет одних, а секрет доверит другим; за помощью  обратится к одним, а общаться и играть будет с другими; он выбрал кого-то, а эти дети его— нет, и т.д.

Интересно, что в классе обязательно  найдется хотя бы один ребенок, который  пишет, что не доверит свои тайны  никому из одноклассников. Обычно это  говорит как о личностных качествах человека (скрытный, самодостаточный и т.д.), так и его «духовном» одиночестве в классе (возможно, есть близкие друзья «на стороне»). По моей просьбе некоторые поясняют такой ответ.

Примеры ответов пятиклассников

Б.С.:   Потому что это очень большой секрет.

К.Т.:   Они не лучшие мои друзья. Мне есть кому доверять вне класса.

Ш.Л.: У моих друзей не закрывается  ротик, если и доверю, то не классным друзьям.

Х.Н.:  Никому — это секрет.

Б.М.: Очень маловероятно, что я  вообще кому-то что-то скажу, а если и скажу, то тем же трем людям.

П.Б.: Только Лене — она мой лучший друг, и больше никому.

С.Л.:   Раз поделился и крепко поплатился.

Иногда ребята пишут фамилию  одного одноклассника, но ставят рядом  с ней знак вопроса и, сдавая работу, поясняют, что они не уверены, стоит ли доверять ему тайну или нет.

В среднем на вопрос о том, кому они доверили бы свой секрет, учащиеся указывают 1—2 одноклассников. Но бывает, что ребята называют больше трех одноклассников — до 6. Это также является довольно характерной особенностью именно этих личностей.

В одном третьем классе мы с классной руководительницей попросили ребят  дополнительно ответить на три вопроса:

1. Есть ли в вашем классе  люди, которым нужна поддержка  и помощь? Кто это?

2. Кому из них вы готовы оказать поддержку и помощь?

3. Как вы думаете, если вам  понадобится поддержка и помощь, кто из одноклассников вам их окажет?

По результатам получилось, что  большинство ребят считают, что  в поддержке и помощи нуждается  пассивно отвергаемый мальчик, но готовы ему помочь только два человека. И никто не ждет помощи от него.

 

Содержание

Введение

Часть 1. Психологические аспекты  проблемы отверженности 

Глава 1. Действующие лица

Зачинщики

Преследователи 

Жертвы 

Глава 2. Истоки неприязни Кого не любят: портретная галерея

Глава 3. Моральное насилие 

Клички и дразнилки 

О внешности и прозвищах 

Учимся противостоять

Глава 4. Серьезные последствия

Ложь и хвастовство

Воровство

Часть 2. Преодоление 

Глава 1. Роль учителей

Важные мелочи.

Как помочь

Глава 2. Помощь родителей

Что делать, если ребенка отвергают 

Несколько слов об уверенности в  себе

Друзья детей 

Глава 3Психологическая работа с проблемой отвержения

Общие особенности отвергаемых  детей 

Индивидуальные занятия 

Групповые занятия с отвергаемыми детьми

Работа с классом (группой)

Профилактика

Заключение

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Информация о работе Работа с детьми изгоями