Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников «Тюленем» или «Жиртрестом». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.

Вот основные причины обзывания  детьми друг друга:

• Агрессия (сознательное желание  оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

• Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих):

— игра (дразнящий воспринимает обзывания  как забавную игру, привлекая к  себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится  таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);

— шутка (не столько хочет обидеть  товарища, сколько стремится повеселить окружающих);

— самоутверждение (дразнящий сознательно  оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

•  Месть (обиженный или униженный  ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).

Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла — дразнящий не понимает, что другому обидно, он привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Забавный случай произошел однажды  со мной.

В нашей семье было принято называть друг друга «зануда», говорилось это чуть ли не с восхищением, если человек демонстрировал педантичность, аккуратность, ответственность, но призвано было передать некоторую долю утомления от этого всего, мол, слишком ты все аккуратно и точно делаешь... С этим словом у нас было связано много смешных семейных историй, и обидным мы его никогда не считали. А вот когда я назвала так своего нового знакомого, он очень на меня обиделся, так как для него это было ругательством. Пришлось долго объяснять, что ничего плохого сказать я ему не хотела. Этот случай научил меня быть осторожнее со словами.

О внешности и прозвищах

«То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе», — таким видят окружающие героя рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Очень часто обидные прозвища «приклеиваются» к ребенку из-за особенностей его внешности.

Слова, сказанные сверстником в  разгаре ссоры, — «рыжий», «очкарик»  или «носатый» — западают в  душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый...» Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых: родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства. Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».

Хочу рассказать один случай из своей  практики. Я тогда только начинала работать школьным психологом. Одной из моих подопечных была первоклассница Таня, мы занимались с ней развитием внимания. Она появилась в классе через две недели после начала занятий, потому что чем-то болела, кроме того, и в помещении, и на улице она все время ходила в легонькой шапочке, которую ни разу не сняла. Узнать у классной руководительницы, в чем дело, мне не удавалось, а спросить саму девочку было неловко. Однажды я провожала Таню домой после школы, так как ее не смог забрать старший брат, и она мне сказала: «Знаете, Лара хотела сегодня снять с меня шапочку, а я ей сказала, что, там у меня прячется ведьма, которая ее заколдует! И она от меня отстала». (Лара была заводилой и хулиганкой, а Таня производила впечатление тихой, неактивной, слабой девочки.) Не помню, что я ответила Тане, по-моему, похвалила ее за находчивость, Таня оживилась и радостно сказала: «А мне скоро можно будет снять шапочку — волосы уже отросли!» И тут я поняла, в чем дело, — Таня болела стригущим лишаем, и ее пришлось обрить наголо. Чтобы не простудиться и не стесняться ходить в школу, она носила эту шапочку. Конечно, не только меня, но и одноклассников (особенно одноклассниц) интриговала эта никогда не снимаемая шапочка. А Таня по-своему решала эту наверняка травмирующую ее ситуацию, — не важно, сама она придумала ведьму, или родители ей подсказали, — важно, что этот образ работал, он не только помогал Тане смириться со своей непохожестью на остальных, но, как выяснилось, защищал от назойливого любопытства сверстников. Мы дошли до дома, обсуждая Танину болезнь, — она заразилась от кошки, которую удалось спасти. А потом я сказала Тане: «Знаешь, ты похожа на заколдованную принцессу, когда чары разрушатся, ты снимешь шапочку, и все удивятся, какие у тебя красивые волосы». Для меня так оно и было, я вдруг поняла, какая Таня веселая, доброжелательная и обаятельная девочка. И еще мне было очень приятно и радостно, что Таня поделилась со мной своей тайной.

Не стоит навязывать ребенку  в качестве утешения истории о  «Золушке» или «Гадком утенке», но важно, чтобы он имел информацию об успехах людей с нестандартной внешностью (для меня таким примером служат актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и т.д.).

Учимся противостоять

Избежать появления дразнилок  в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять  без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?).

Бывает, ребенок не понимает, что  говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные  слова. Следует объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористической окраской.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации — по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в  коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают  прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники  и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что «трус», «размазня» и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю.Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Когда в шестом классе произошла  очередная драка и завуч спро-. сила: «Ну почему вы деретесь?!» —  один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает "береза лысая"!» У мальчика была фамилия Березин, а у его противника — сложно выговариваемая

грузинская фамилия, звали его  Коба. И завуч в сердцах воскликнула: «Ну и ты его дразни, говори — "Коба лохматая"! Зачем драться-то?!»

Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

Отговориться. Согласно наблюдениям  М.В. Осориной, для 5-9-летних детей очень  важно суметь в ответ на обзывание  выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим. Вот примеры отговорок:

«Черная касса - ключ у меня,

  кто обзывается — сам на себя!»

***

«Чики - траки — стеночка!»

(Ребенок рукой ставит преграду  между собой и обзыванием.)

* * *

«Шел крокодил,

твое слово проглотил,

а моё слово оставил!»

* * *

«Кто обзывается — сам так называется!»

***

«—Дурак!

— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».

  Все отговорки стоит произносить  спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

 

Серьезные последствия

Стремление стать своим в  коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один пример.

Пятиклассник Саша очень страдал от того, что у него не было в классе друзей, часто становился объектом насмешек со стороны одноклассников; сначала он дрался с обидчиками, затем стал специально дурачиться на уроках, чтобы повеселить остальных. Когда в класс пришел Вася, Саша сначала пытался с ним подружится. Но у Васи не сложились отношения с лидерами — Мишей и Филиппом. И тогда те стали подговаривать Сашу делать Васе разные неприятные веши (прятать его портфель, обзывать обидными словами, подбросить ему огрызок на парту). Саша охотно подчинялся ребятам, потому что считал, что таким образом завоевывает их дружбу (естественно, ни Миша, ни Филипп не воспринимали Сашу всерьез). Вася же часто дрался с Сашей, считая его виноватым во всех своих неприятностях. Понятно, что такая ситуация способствует развитию весьма неприятных черт характера всех ее участников. Саша превращается в безвольного исполнителя, в шестерку. Вася перестает доверять окружающим, озлобляется, а Миша и Филипп упиваются собственной безнаказанностью, получают удовольствие, управляя людьми, стравливая двух одноклассников.

Информация о работе Работа с детьми изгоями