Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Кроме того, подобные занятия дают возможность приучить класс (группу) к работе в команде, находить компромиссы и быть терпимее друг к другу.

Однажды мне пришлось работать с  группой подростков, две трети которой составляли учащиеся одного класса, а остальные пришли из других школ. Естественно, одноклассники вели себя более раскованно, перемигивались на занятиях, подначивали друг друга и дружно смеялись над промахами как «своих», так и «чужих». Но «свои» эти насмешки переносили спокойно, тогда, как ребята из других классов замыкались. Мы (преподаватели) по мере сил пресекали подобные проявления, старались поддержать остальных участников. В конце концов, одноклассники стали вести себя более сдержанно, а одиночки освоились, сдружились между собой. Но были в этой группе два брата, которые с самого начала выбрали позицию шутов. Они постепенно стали объектами насмешек всей группы, Возможность вместе со всеми посмеяться и поупражняться в остроумии давала остальным детям ощущение единения с коллективом. Группа объединялась против братьев, которые сначала охотно подыгрывали ей, давая повод для очередных насмешек. Постепенно эта ситуация стала тяготить и самих братьев. Тем более что одному из них нравилась девочка из группы, но в ее глазах он был всего лишь шутом.

Преподавателям было очень тяжело работать в группе, где большинство  объединялось против двоих, всячески демонстрируя свое превосходство и подчеркивая их ничтожество. Каждое слово, сказанное братьями, комментировалось, каждое выполняемое ими упражнение сопровождалось смешками. Естественно, ни о какой эффективной групповой работе в такой ситуации не могло быть и речи. Но больше всего нас огорчало то, что братья сами загнали себя в рамки стереотипного поведения и теперь никак не могли его преодолеть, а вся групповая сплоченность сводилась к коллективному издевательству над ними. С классом необходимо было пройти определенную программу — подготовить ребят к участию в олимпиаде и конкурсу рефератов; организовать подготовку к выступлениям на КВН и выпускном вечере, — но пока невозможно было представить себе группу в качестве сплоченной команды на каких-либо мероприятиях. Тогда мы стали четко планировать каждое занятие и, стараясь не отклоняться от «учебного плана», включать в занятия упражнения, помогающие сплотить группу, почувствовать, что только вместе они могут чего-то добиться, а также упражнения, демонстрирующие личностные особенности каждого. Мы «разбивали» все дружеские компании, рассаживая ребят так, чтобы они сидели рядом с теми, с кем обычно не общаются. Особое внимание уделялось разделению группы на команды: мы отслеживали, чтобы изгои не попадали в одну команду с зачинщиками, но и не позволяли нескольким зачинщикам оказываться вместе. В процессе обсуждения мы старались отмечать удачи братьев. Нам удалось преодолеть сложившуюся ситуацию, насмешки постепенно сошли на нет, ребята стали прислушиваться к тому, что говорят братья, а те перестали дурачиться.

Приведу примеры тематических занятий  с классом (группой).

Каждое занятие рассчитано на один урок (45 минут). Работа ведется с целым  классом (в моей практике это 24-27 человек) или подгруппой. На занятии обычно присутствует классный руководитель, который помогает ведущему.

МЛАДШИЕ  ШКОЛЬНИКИ (2 - 3 классы)

Занятие 1. Мы разные

«Наблюдательность». Упражнение дает детям возможность проверить  свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают.

Двое учащихся (например, те, на кого не часто обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос и глаз и т.д.). Все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом». Психологу важно следить, чтобы высказывания детей не были обидными для тех, кого описывают. Случалось, что дети почти ничего не могли вспомнить о своем товарище, настолько мало он их интересовал. Для ребенка такая «забывчивость» одноклассников может быть весьма оскорбительна. Избежать неловкости можно с помощью дополнительного упражнения.

Психолог говорит: «К сожалению, вы очень ненаблюдательны. Ответьте-ка, на сколько ступенек вы поднимаетесь по дороге в класс, какого цвета стены в коридоре (и т.д.)?» Ответы следует записать на доске, а затем всем вместе отправиться проверить правильность сказанного.

Затем ребятам предлагается ответить на вопрос: из чего складывается первое впечатление о человеке?

Можно составить вместе с учащимися на доске памятку со следующими рубриками: внешность (одежда, рост); голос; взгляд; поведение и поступки; общение (отношение окружающих к ребенку, его отношение к окружающим); ситуация знакомства (обстановка); речь (что и как говорится). Желательно каждую запись сопровождать примером. Затем перейти к следующему упражнению.

 «Бяка и Бука». Психолог зачитывает стихотворение Б. Заходера «Бяка и Бука».

Приятная встреча

Встретились Бяка и Бука. Никто  не издал ни звука. Никто не подал и знака — Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный

Бяка...»

Б. Заходер

Потом каждый рисует Бяку и Буку, как  он себе их представляет. Затем все меняются листочками. Смотрят на Бяку глазами Буки, а на Буку — глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать (исходя из обсуждения первого впечатления). Психолог собирает работы и читает их вслух. Интересное наблюдение: обычно у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если автор рисунка изобразил их неагрессивными и симпатичными.

Занятие 2. Мы видим мир по-разному, но между нами много общего

«Дорисуй полукруг». Всем ребятам  раздают одинаковые листочки. На доске нарисован полукруг. Ребята должны представить, на что похож полукруг, и дорисовать его на своих листочках. Затем ведущий собирает все листочки, к ним еще предстоит вернуться в конце урока.

 «Что я люблю, что не люблю». Каждый должен решить, что он больше всего любит и что — не любит, и записать на листочке. Затем все по очереди зачитывают, что написали. А остальные, если согласны с прочитанным, отмечают у себя на листочке каждое совпадение с ответами одноклассников. Когда все ребята озвучат свои ответы, каждый считает количество совпадений.

Вывод: «Вас так много, и вы все  очень разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же, значит, вы похожи, у многих из вас общие интересы. А значит, вам будет легко понять друг друга».

После этого психолог предлагает вернуться к предыдущему заданию и посмотреть, что каждый из детей смог придумать, глядя на полукруг. Обычно получается очень много разных вариантов рисунков, совпадений мало. На это следует обратить внимание учащихся.

Вывод: «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть свои представления. Это здорово и очень интересно!»

МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ (5-6 классы)

Занятие 1. Взаимоотношения  с окружающими

«Закончи предложения». Начать занятие имеет смысл именно с этого упражнения, чтобы обратить внимание учащихся на проблемы взаимоотношений в классе. Цель упражнения — побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.

Ребятам предлагается закончить предложения:

«Я не люблю, когда мои одноклассники...»

«Было бы здорово, если бы ребята в  нашем классе...»

Листы разрешается не подписывать. Ведущий собирает работы и к следующему уроку составляет таблицу ответов, которая вывешивается в классе. Естественно, в таблице не указывается, кто из ребят что написал. Можно будет специально обсудить полученные результаты.

«Как расположить к себе окружающих» (упражнение-обсуждение). Ведущий напоминает ребятам о Золотом правиле нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Далее можно привести примеры из жизни или литературы, когда определенное поведение героя вызывало соответствующее отношение к нему окружающих. На доске записываются те приемы, которые, по мнению ребят, помогают человеку наладить отношения с окружающими (улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы и т.д.).

«Подарок однокласснику». Перед  занятием заготавливаются карточки с именами всех присутствующих в классе. Каждый из учащихся вытягивает карточку с именем одноклассника (важно проследить, чтобы ребенку не досталось собственное имя, можно к тому же рассчитать так, чтобы определенные имена достались конкретным людям). Вытянув карточку, ребята смотрят, кто им достался, не рассказывая об этом окружающим. Затем они должны написать, какое качество подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему было легче взаимодействовать с окружающими. Карточки собираются и раздаются адресатам. Важно проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбительного. По желанию ребята могут сказать, что им подарили и нравится ли им такой подарок. В небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он подарил себе сам, а потом сравнить с полученными подарками.

В заключение следует сказать: «Мы  обсудили с вами сегодня, что помогает наладить отношения с окружающими, вы увидели, чего, по мнению товарищей, вам не хватает для успешного общения с ними. По результатам ваших работ будут составлены таблицы, из которых будет видно, что вам не нравится друг в друге и чего вы ожидаете от одноклассников. Делайте выводы. Именно в ваших силах изменить отношения в классе в лучшую сторону».

Занятие 2. Самооценка и  отношение окружающих

«Рисуем одним карандашом». Все разбиваются на пары. Каждой паре выдается один лист бумаги (формат А4) и один карандаш или ручка. Каждый из учеников придумывает, что бы он хотел нарисовать, но никому не говорит о том, что задумал. По сигналу ребята вдвоем берутся за карандаш и пытаются нарисовать задуманное. Разговаривать нельзя. Потом рисунки собираются, и дети вместе разглядывают их. Можно спросить, что было задумано, довольны ли ребята результатом. В небольших группах обсуждаются тактика рисования (кто поддался, кто добился своего, кто нашел компромисс) и ощущения от упражнения.

«Самооценка». Ребятам предлагается ответить на вопросы: «Что такое самооценка? Что на нее влияет?»

Психолог подводит итог обсуждению, приводит примеры. Можно сказать  следующее: «Самооценка — это  то, как каждый человек оценивает сам себя: свои возможности, особенности, качества. Но складывается она из отношения к человеку окружающих». Затем можно перейти к упражнению.

Каждый получает два листочка, подписывает  их, а затем рисует три шкалы. После этого один из листочков ребята сдают ведущему (он пригодится для следующего упражнения), а на втором оценивают сами себя по выбранным заранее параметрам (например, дружелюбие, надежность, жизнерадостность). Лучше предварительно обсудить с учащимися, что они понимают под выбранными качествами.

«Обратная связь». Раздайте учащимся листочки с именами одноклассников (важно проследить, чтобы не попался  собственный). Задача — оценить данного одноклассника по тем же трем параметрам. После этого листочки надо собрать и раздать хозяевам. Пусть дети сравнят, как оценили себя сами, и как их оценил кто-то из одноклассников. Можно обсудить, согласны ли они с оценкой и почему. Кто кого оценивал, не сообщается.

Вывод: «То, какими мы представляемся сами себе, не всегда совпадает с мнением окружающих. Подумайте, почему так происходит, может быть, стоит что-то изменить в вашем поведении?».

ПОДРОСТКИ (9-11 классы)

Занятие 1. Почувствовать  другого — узнать другого (I)

Занятие рассчитано на 15-20 человек. Все  занятия с подростками начинаются с рассаживания. Ребята сидят в кругу, парты следует отодвинуть к стенам, чтобы освободить пространство. Перед тем как приступить к упражнениям, ведущие просят всех сидящих внимательно, посмотреть на того, кто сидит справа и слева от них, запомнить, кто с какой стороны, а затем на счет «три» сесть так, чтобы и справа, и слева оказались совсем другие люди.

«Поворот на 90 градусов». Это упражнение позволяет проверить «сработанность» команды. Вся группа встает в круг, лицом к центру. Ведущий встает в центр круга и начинает считать (с небольшими паузами): «Один... два... три... и т.д.». На каждый счет каждый участник молча поворачивается на 90 градусов. Задача: не договариваясь, всем повернуться лицом в одну сторону. Ведущий считает до тех пор, пока это условие не будет выполнено. Результат не обсуждается, но вес должны запомнить число, до которого пришлось досчитать ведущему.

«Здравствуйте». Все участники в течение 2-3 минут ходят по классу и, встречаясь с кем-то из группы, должны поздороваться с ним. От встреч уклоняться нельзя. Затем все садятся и по кругу быстро делятся впечатлениями: как чувствовали себя во время упражнения, были такие люди, кому не хотелось говорить «здравствуйте»?

«Животные». Участники вытягивают карточки с названиями животных (например, собака, петух, осел, корова). Всего 4-6 разных названий. Получив карточку, участник не имеет права никому ее показывать или говорить, что на ней написано, но может издавать звуки «своего» животного (лаять, мычать и т.д.). Задача: как можно быстрее найти себе подобных (т.е. тех, кому досталось такое же животное) и объединиться в группу. Какая группа соберется быстрее? Потом ведущий спрашивает по очереди у групп: «Это у нас кто?» И участники хором «отвечают» (мычат или кукарекают).

«Разделиться  на группы». Всем участникам надо за минуту разделиться на группы по разным признакам: по знаку зодиака; по любимому цвету и т.п.

Информация о работе Работа с детьми изгоями