Работа с детьми изгоями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ - ИЗГОИ. Психологическая работа с проблемой..doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мерцали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Индивидуальные занятия  с отвергаемыми детьми

После того как в классе выявлен  отвергаемый или непопулярный ребенок, следует познакомиться с ним поближе.

На первом этапе работы мы проводим диагностику личностных особенностей ребенка. Ниже представлены методики, наиболее часто используемые для этой цели.

1. Методика самооценки по Дембо—Рубинштейн  и ее вариант, модифицированный А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых (лесенки для дошкольников и первоклассников, шкалы для более старших учащихся). Эта методика позволяет выявить и обсудить не только реальную, но и желаемую самооценку ребенка, а также то, что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, на шкалах ребенок отмечает, как, по его мнению, его оценивают родные и учителя. С помощью развернутой самооценки удается выявить неуверенность в себе и позицию окружающих, какой она представляется ребенку.

2. Незаконченные предложения (модифицированный  вариант методики Д. В. Лубовского). Учащиеся 2-5 классов письменно завершают 20 предложений, выявляющих отношения ребенка к школе, к сверстникам, к родным, к самому себе, а также связанных с его интересами, страхами и мечтами.

3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (используются для выявления уровня  притязаний). Ребенку предлагают  на выбор решить несколько  задач разной степени сложности.  Анализируется, как ребенок реагирует на свои неудачи и удачи; насколько сложные задачи выбирает в начале задания и в конце. Это позволяет сделать вывод о степени адекватности его притязаний (насколько выбор задач соответствует успешности их решения).

4. Тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает определить общий уровень тревожности ребенка и отследить травмирующие ситуации в его повседневной жизни.

5. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» помогает определить, какая сфера школьной жизни является наиболее травмирующей для ребенка.

6. Детский тест «Рисуночной фрустрации»  С. Розенцвейга (вариант, адаптированный  Е.Е. Даниловой) помогает отследить  стратегии поведения ребенка и тип реагирования на травмирующие ситуации.

Кроме того, я наблюдаю за ребенком в классе на уроках и перемене. И  конечно, важной составляющей работы является беседа с ребенком. Мы обсуждаем  его интересы, беседуем о ситуации в классе, о проблемах взаимодействия. Я стараюсь дать ребенку возможность выговориться. Если получается встречаться раз в неделю, то мы разбираем различные ситуации из жизни и возможные стратегии поведения в них. Обычно когда ребенок приходит, я прошу его рассказать о самом приятном и самом неприятном происшествии в его жизни за последнюю неделю. Это позволяет выявить актуальную проблему, обсудить ее. Не всегда дети готовы говорить об обидах и обидчиках. Чаше рассказывают о проблемах с родителями или учебных неудачах. Я не настаиваю. Важно, чтобы разговор состоялся по инициативе самого ребенка.

Однажды с пятиклассником Димой  мы начали говорить о том, как ему  не нравятся одноклассники, какие они  плохие: делают все, чтобы ему насолить, завидуют ему. Но этот разговор стал возможным лишь потому, что он пришел взбудораженный после очередного конфликта. Отвечая на мои вопросы о случившемся, Дима стал яростно бросать в мишень-липучку шарики.

 Постепенно его эмоции сошли на нет, он смог сесть и согласился поговорить, о том, что может не нравиться одноклассникам в его поведении. Потом Дима вспомнил несколько случаев, когда ребята из класса приходили к нему на помощь, защищали его. Получилось, что ситуация в классе не такая уж плохая, не всем он неприятен.

Индивидуальная работа с отвергаемым ребенком помогает не только мне как психологу лучше разобраться в причинах происходящего. Такие встречи имеют большое значение для самого ребенка. Благодаря нашим беседам он перестает чувствовать себя одиноким и никому не нужным в школе. По мере сил я стараюсь оказать такому ребенку поддержку, помочь ему взглянуть на свое поведение со стороны. Но одними индивидуальными занятиями в ситуации отвержения помочь невозможно — ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими. Для этого нужны занятия в группе.

Групповые занятия с  отвергаемыми детьми

Групповые занятия — очень эффективная  форма работы с непопулярными  детьми. Однажды в очень недружном  втором классе я попыталась поработать с группой самых неблагополучных в плане общения со сверстниками детей. Вместе с учителем мы выбрали четверых мальчиков. Они дрались по любому поводу, обижались, приставали, могли назло нарушить игру, если что-то было не по ним, и каждый был очень одинок. Среди них были непопулярный ребенок и ребенок-задира. Всего я провела 10 занятий. Мы занимались в игровой комнате, где были ковер и игрушки. С разрешения администрации я забирала ребят раз в неделю во время урока ритмики, на котором они особенно хулиганили.

Игры и упражнения.

Каждое занятие включает в себя 7-8 упражнений.

1. Упражнения на совместную  деятельность

Упражнения этого типа позволяют  почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого, что необходимо подстраиваться, искать компромисс.

«Зеркало». Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.

После завершения упражнения все садятся  на ковер, проводится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы:

-   С кем было лучше работать? Почему?

-  С кем не очень понравилось?  Почему?

«Паровоз». Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики«-. Все закрывают глаза, кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает в какой-нибудь угол. Задача детей, не открывая глаз, угадать, где оказался поезд. Задача «паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем проводится обсуждение, дети решают, кто был лучшим паровозом.

«Велосипед». Дети работают в парах. Лежа на спине, соединяют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медленно. Задача — не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения упражнения следует обсудить ход работы.

 «Машина». Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на счет. Задача — не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем — труднее.

«Слепой и поводырь». Работа в парах. Ребенок должен провести партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препятствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меняются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже.

«Путаница». Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают в круг, берутся за руки и запутываются, не разнимая рук. Задача ведущего — распутать получившийся «клубок», а игроков — запутаться так, чтобы не покалечить.

друг друга.

«Скульптура». Выполняется в парах. Каждый должен слепить из другого какую-либо фигуру, а затем занять его место — почувствовать то же, что чувствует партнер. Затем дети образуют новую пару. Следует дать возможность каждому поработать со всеми членами группы. Затем проводится обсуждение упражнения.

«Памятник». Задание — всем вместе изобразить машину, лошадь, телевизор и т.д.

2. Упражнения на произвольность

Такие упражнения способствуют формированию произвольной регуляции деятельности, снижают импульсивность.

«Кидай—говори». Игра с мячом. Все встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, задавая вопросы или отвечая на них. Можно давать детям определенное задание, например: «Говори наоборот» (дети должны называть слова-антонимы). Важно проследить, чтобы мяч побывал у каждого ребенка. Психолог участвует в игре, помогает организовать процесс.

«Запретное  число». Участники считают по порядку, не называя определенные числа (например, заканчивающиеся на цифру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять какое-нибудь движение.

«Запретное  движение». Участники повторяют за ведущим все движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Заморозить—разморозить». Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замороженному». Потом меняются ролями. По результатам игры выбирают самого стойкого участника.

«Замри—отомри». Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по сигналу ведущего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто не успел замереть или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из игры.

«Сядьте—встаньте». Участники превращаются в роботов, которые понимают и выполняют лишь две команды; «Сядьте!» и «Встаньте!». Ведущий командует, постепенно увеличивая темп, а потом вдруг произносит новую команду, например, «Попрыгайте!». Тех, кто не смог удержаться от выполнения этой команды, «отправляют в ремонт».

«Холодно — горячо». Ведущий прячет вещь, а участники ищут ее по указаниям ведущего. Можно играть в парах-тройках, каждая из которых ищет свой предмет и слушается своего ведущего.

3. Упражнения на знакомство

Эти упражнения помогают детям лучше  узнать друг друга, обратить внимание на особенности каждого участника.

«Снежный ком  с жестами». Психолог принимает участие в этом упражнении. Все встают в круг, каждый участник придумывает себе жест. Затем все по очереди называют имя и показывают жест, остальные повторяют жест — тренируются. После этого первый участник представляется, второй называет имя предыдущего и повторяет его жест, затем называет свое имя и показывает свой жест. Следующий участник должен назвать уже двоих предыдущих и изобразить их жесты, а затем представиться сам. И так пока все дети не выполнят задание. С этого упражнения лучше начинать занятие, а в конце можно предложить участникам вспомнить, у кого какой жест. Вопрос следует задавать лично кому-то из ребят («Коля, какой жест показывал Вася?»). Сам Вася при этом не подсказывает, но если Коля затрудняется с ответом, ему могут помочь другие участники. Выявляется самый наблюдательный ученик.

«Качество на букву». Каждый называет какое-нибудь качество, присущее ему и начинающееся на первую букву его имени, например, «Слава — смелый». Упражнение можно проводить по принципу «снежного кома». В конце занятия дети должны вспомнить, кто какое качество называл.

«Любимое животное». Каждый из участников показывает любимое животное и отвечает на вопросы: «Почему тебе нравится именно это животное? Чем оно похоже на тебя?» В конце занятия дети вспоминают, кто кого показывал.

Также можно предложить участникам по очереди высказаться на темы: «Мое самое большое впечатление  на каникулах», «Что я больше всего  ценю в людях» и т.п. Основной принцип  этого блока — вернуться к  сказанному участниками по ходу занятия в конце встречи и вспомнить, кто что называл или показывал. Это помогает обратить внимание всех участников друг на друга, научить их присматриваться и прислушиваться друг к другу. Этого навыка часто недостает ребятам, имеющим проблемы в общении.

4. Упражнения-обсуждения

Цель этих упражнений — дать возможность  высказаться каждому ребенку, научить прислушиваться к мнению другого.

Можно предложить участнику рассказать, как бы он повел себя, если бы получил  двойку, что бы делал, что думал. Можно  разыграть ситуацию в виде сценки.

Темы для обсуждения и разыгрывания сценок:

— Что может исправить мое  плохое настроение?

— Что меня злит в школе?

— Одноклассники не принимают в  игру...

— Что можно подарить маме?

— Тебе не разрешают ...

— Торопишься по делам, а друг рассказывает что-то важное

для него.

Следует дать высказаться каждому  ребенку и, может быть, выработать общий ответ.

5. Упражнения-впечатления

Выполняя эти упражнения, ребенок  сможет узнать, как выглядят со стороны его действия (услышать и критику, и поощрение).

«Приглядывание». Каждый получает карточку с именем одного из участников (важно проследить, чтобы не попалось собственное имя). В течение занятия ребенок должен незаметно приглядываться к тому участнику, чье имя ему досталось. А в конце занятия все по очереди изображают того, за кем наблюдали (используя, например, характерный жест или часто повторяемое слово). Остальные должны догадаться — кто это.

Это упражнение помогает участникам самостоятельно выделить что-то особенное в товарище. Лучше проводить его в середине курса, когда ребята уже достаточно хорошо узнали друг друга.

«Подарок». Дети вытягивают карточки с именами участников группы. Каждый должен придумать и написать, какое бы качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими.

«Поддержка». Получив карточки с именами, надо написать несколько поощряющих слов, похвалить за что-то доставшегося участника или пожелать ему что-то хорошее на каникулы.

Информация о работе Работа с детьми изгоями