Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:49, дипломная работа
ЦЕЛЬ исследования - проанализировать имеющиеся научные изыскания в этой области, а также отечественный и зарубежный опыт реабилитационной работы и на этой основе выработать методику оказания психологической помощи пациентам госпиталей, получившим боевые ранения.
Исходя из этого, предполагалось подтвердить следующие ГИПОТЕЗЫ:
- применение психотерапевтических методик параллельно с хирургическим лечением содействует эффективному заживлению боевых ранений;
- процесс психологической реабилитации проходит более эффективно, когда пострадавший находиться среди таких же, как и он, участников боевых действий, имеющих тяжелые боевые ранения.
Введение
1. Причины и факторы, оказывающие стрессовое влияние на участников боевых действий в Чечне, и классификация признаков зависимости психических состояний военнослужащих от времени пребывания в зоне боевых действий.
2. Современные научные представления о психологических последствиях боевых действий.
3. Диагностика психологических последствий участия в боевых действиях и некоторые техники психотерапии на этапе госпитализации.
3.1. Диагностика психических состояний военнослужащих, получивших психотравму в зоне боевых действий.
3.2. Анализ существующих психотерапевтических взглядов на проблему ПТС реакций и некоторые техники воздействия на психику раненных военнослужащих, страдающих от болей нарушений сна паталогических воспоминаний и негативной самооценки.
4. Примерная программа (вариант) психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими, получившими боевую психическую травму.
Заключение.
Литература.
1.7. Подведение итогов. Ведущий отмечает, что удалось сделать на его взгляд и что не удалось во время занятий. Высказывает свои пожелания на будущее.
1.8. Домашнее
задание. Ведущий предлагает
Цели:
- способствовать формированию атмосферы взаимной поддержки и доверия друг другу.
- Способствовать
дальнейшему втягиванию
2.1. Приветствие.
Игровая разминка «Испорченный телефон». Ведущий просит невербально передать по цепочке какое-либо чувство. Играющие усаживаются на стульях, образующих круг, и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-то чувство или переживание, после чего закрывает глаза, встает, подходит к соседу и передает ему задуманное чувство через прикосновение, поглаживание. пожатие, любое телесное проявление, тактильный эквивалент задуманного. Затем играющий садится на свое место и глаза уже не закрывает. Сосед старается понять, какое чувство передали, находит свои средства выражения этого чувства через тактильный контакт и передает его следующему из сидящих в круге участников игры. Эстафета завершается на игроке, начавшем передачу чувства. Каждый игрок, передающий чувство по эстафете, глаза уже держит открытыми и видит происходящее.
Эффектом игры в большинстве случаев становится чувство общности, единения с группой, возникающее почти у всех участников.
2.2. Информация
участников о выполнении
2.3. Работа с мандалами. Рисование мандалы «Мое состояние».
Манадалы - это мощный кусок трансперсональной терапии, матрица, накладываемая на хаос, который в голове у человека. Происходит гармонизация между эго и самостью.
2.4. Обратная информация: ведущий просит участников тренинга дать название своей мандале и от имени мандалы написать небольшой рассказ, а затем зачитать его в группе.
2.5. Ресурсный транс.
2.6. Обратная информация (см. занятие 1.6).
2.7. Подведение итогов (см. занятие 1.7).
2.8. Домашнее
задание Ведущий предлагает
Занятие 3
Цель: создание ресурсного состояния.
3.1. Приветствие
и игровая разминка «
Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: «Кто такой - тот человек, который дал тебе лист?». После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит) Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам и они сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходства и различия.
3.2. Обсуждение домашнего задания. Информация участников о выполнении домашнего задания. Рассказы участников позволяют судить о системе значимых отношений.
3.3. Мотив «Убежище».
3.4. Обратная информация: участники рассказывают о том, что они чувствовали в ходе выполнения предыдущего упражнения.
3.5. Ресурсный транс.
3.6. Обратная информация (см. занятие 1).
3.7. Подведение итогов.
Занятие 4
Цели:
- создание ресурсного состояния;
-.формирование взаимопонимания и поддержки в группе.
4.1. Приветствие и игровая разминка «Подарки». Все члены группы дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем.
4.2. Информация участников, участникам предлагается рассказать о своих чувствах и ощущениях после тренинга, о своем актуальном желании участвовать в занятиях. После одного из выступлений ведущий просит кого-либо из участников оценить, насколько вербальная информация участника соответствует его невербальному поведению. Это небольшое дополнение способствует повышению контроля за невербальным поведением, развивает умение считывать невербальную информацию и активизирует межличностное взаимодействие.
4.3. Упражнение "Встреча с другом детства в людном месте". Участникам предлагается встать и представить себе, что они назначили по телефону встречу своему другу детства, которого они не видели со школьной скамьи. Встреча назначена в людном месте. Поэтому, чтобы найти друг друга и не ошибиться, участникам предлагается внимательно изучать лица всех людей, столпившихся в месте встречи. Участники тренинга, имитируя друг для друга толпу ожидающих, начинают прогуливаться по залу и внимательно изучают лица друг друга.
Упражнение предназначено
для уменьшения психологической
дистанции между членами
4.4. Ресурсный транс.
4.5. Обратная информация (см. занятие 1.6).
4.6. Подведение итогов.
Занятие 5
5.1. Приветствие и игровая разминка «Предмет рассказывает о хозяине». Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие «предметы» могут задать участнику вопросы о его хозяине. Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.
5.2. Упражнение "Выражение
невербальной поддержки". Участникам
предлагается встать, прогуливаясь
по залу, поочередно подойти к
каждому члену группы и
5.3. Упражнение
«Скульптура». Участники тренинга
делятся на пары, один выступает
в качестве тренера, а другой
в качестве глины. Тренер «
В ходе упражнения участники с много узнают о себе и получают дополнительные ресурсы.
5.4. Обратная информация.
5.5. Заключительный шеринг.
Занятие 6
6.1. Приветствие
и игровая разминка «
Это упражнение можно использовать в других модальностях.
6.2. Информация
участников о своем
6.3. Библиотерапия. Чтение повести Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон».
6.4. Музыка (10-15 минут).
6.5. Обратная информация.
6.6. Подведение итогов.
6.7. Домашнее
задание. Написать рассказ «
Занятие 7
7.1. Приветствие и игровая разминка «Ресурсы». Ведущий дает задание: «Напиши четыре сильных качества (стороны), изобразит их в виде каких-то символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни».
7.2. Обсуждение
домашнего задания. Чтение
7.3. Информация о самочувствии и настроении.
7.4. Пантомима и обсуждение на тему: "Моя главная психологическая проблема". После того как участники, разбившись на пары, рассядутся, ведущий предлагает каждому из участников рассказать выбранному им в упражнении партнеру о своей самой главной психологической проблеме. После этого участникам предлагается с помощью пантомимы изобразить главную психологическую проблему партнера. Группа должна раскрыть содержание проблемы и после этого обсудить возможные способы ее преодоления. Ведущий подводит итог обсуждению.
7.5. Подведение итогов.
Занятие 8
8.1. Приветствие
и игровая разминка «Закончи
предложение». Участникам предлагается
написать окончание к
- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
- Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…
8.2. Информация о самочувствии и настроении участников между занятиями.
8.3. Представление
участников в образах.
8.4. Обратная информация.
8.5. Подведение итогов.
Занятие 9
9.1. Приветствие и игровая разминка «Пойми фразу». Группа разделяется на две команды. Каждая команда загадывает фразу, а затем поочередно ведет игру. для этого из каждой команды выбирается один из участников. Ему на ушко сообщается фраза, заданная противоположной командой. Этот участник должен теперь показать сообщенную фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенную фразу.
9.2. Информация о самочувствии и настроении участников между занятиями.
9.3. Мотив «Магазин».
9.4. Обратная
информация участники
9.5. Подведение итогов.
Занятие 10
Цель: формирование новых моделей поведения.
10.1. Приветствие
и игровая разминка «Пожелание»
10.2. Коллективное
обсуждение будущего. Написать рассказ
«Что я буду делать в течение
месяца после выписки из
10.3. Упражнение «Я хочу». Чистый лист бумаги разделить пополам. На одной половине написать «Я хочу», на другой - «Я должен». Затем идет обсуждение.
10.4. Упражнение
«Средства передвижения».
Целью этого упражнения является построение будущего.
10.5. Обратная информация.
10.6. Подведение
итогов.
1. Характер последствий боевого стресса у участников боевых действий зависит от факторов, имеющих как универсальный для различных социальных групп, так и специфический для данной социальной группы характер.