Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:49, дипломная работа
ЦЕЛЬ исследования - проанализировать имеющиеся научные изыскания в этой области, а также отечественный и зарубежный опыт реабилитационной работы и на этой основе выработать методику оказания психологической помощи пациентам госпиталей, получившим боевые ранения.
Исходя из этого, предполагалось подтвердить следующие ГИПОТЕЗЫ:
- применение психотерапевтических методик параллельно с хирургическим лечением содействует эффективному заживлению боевых ранений;
- процесс психологической реабилитации проходит более эффективно, когда пострадавший находиться среди таких же, как и он, участников боевых действий, имеющих тяжелые боевые ранения.
Введение
1. Причины и факторы, оказывающие стрессовое влияние на участников боевых действий в Чечне, и классификация признаков зависимости психических состояний военнослужащих от времени пребывания в зоне боевых действий.
2. Современные научные представления о психологических последствиях боевых действий.
3. Диагностика психологических последствий участия в боевых действиях и некоторые техники психотерапии на этапе госпитализации.
3.1. Диагностика психических состояний военнослужащих, получивших психотравму в зоне боевых действий.
3.2. Анализ существующих психотерапевтических взглядов на проблему ПТС реакций и некоторые техники воздействия на психику раненных военнослужащих, страдающих от болей нарушений сна паталогических воспоминаний и негативной самооценки.
4. Примерная программа (вариант) психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими, получившими боевую психическую травму.
Заключение.
Литература.
Подобное влияние оказывает экстремальность и на самосознание личности (Я-концепцию). Если при нормальном развитии все составляющие "Я-концепции" (Я-реальное, Я-динамическое, Я-идеальное и Я-фантастическое) последовательно стремятся друг к другу, гармонично обогащая Я-образ, то в экстремальной ситуации картина полностью меняется. Наибольшее экстремальное влияние боевой обстановки приходится на Я-реальное личности. Преодоление опасной ситуации приводит к росту самооценки, личность "растет в собственных глазах". Экстремальные условия могут проявлять в личности такие черты, о которых она даже и не подозревала. Не последнюю роль здесь играет и сам факт участия в событиях, о которых знает вся страна, а то и весь мир, и сам выход победителем из экстремальной ситуации. Самоощущение своего реального состояния может быть настолько высоким, что оно способно достигнуть уровня Я-идеального. Человек начинает считать, что он и есть тот идеальный образ героя, смело идущего через все испытания, о котором он много читал и слышал от других людей. Скачок Я-реального на уровень Я-идеального имеет ряд последствий для личности.
Во-первых, утрачивает свое значение Я-динамическое, как образ того, каким хотел стать человек до экстремальности. Это приводит к потере потребности в самоизменении, а следовательно, и в саморазвитии.
Во-вторых, теряет
свое значение Я-идеальное, как образ,
соответствующий моральным
В-третьих, Я-фантастическое,
в связи с дезактуализацией Я-идеального,
также теряет свои нравственные ориентиры.
Это значит, что становиться
В-четвертых, в связи с невозможностью обратного развития образа Я-реального гармонизация развития самосознания после экстремальных воздействий может заключаться только в развитии Я-динамического и Я-идеального.
Таким образом, мы видим, что в условиях воздействия на психику экстремальных факторов боевой обстановки элементы сознания развиваются дисгармонично, хотя это и не осознается человеком. Именно тут кроются корни нереализованного чувства собственной значимости при выходе из зоны боевых действий, а память проживания триумфа в момент подмены Я-идеального Я-реальным очень просто объясняет одну из причин того, что многие люди, отвоевав в Чечне установленный период, возвращаются туда снова и снова, ибо в мирной жизни, тем более в условиях критической оценки самого факта этой войны, признания собственной значимости они не находят. Тут же лежат корни завышенной самооценки и сверхтребовательности к окружающим по обслуживанию своего Я-реального в Я-идеальном исполнении.
Однако и на
этом процесс психотравмирующего воздействия
на психику не заканчивается. С течением
времени происходит адаптация психики
к условиям боевой обстановки, происходящее
вокруг становится не таким страшным,
как в первые дни, а в дальнейшем в зависимости
от индивидуальных особенностей психики.
РАЗДЕЛ 3. Диагностика
психологических
последствий участия
в боевых действиях
и некоторые техники
психотерапии на этапе
госпитализации
3.1.
Диагностика психических
состояний военнослужащих,
получивших психотравму
в зоне боевых действий
В ходе работы с пациентами госпиталя применялось интервью, которое включало следующие разделы:
1. Обстоятельства жизни до армии.
2. Обстоятельства призыва в армию.
3. Военная подготовка до службы в зоне боевых действий.
4. Служба в зоне боевых действий:
а) получение известия о направлении в зону боевых действий; б) убытие из пункта постоянно дислокации; в) прибытие в зону боевых действий; г) военная специальность и служебно-боевые задачи, выполнявшиеся в зоне боевых действий; д) основные места службы в зоне боевых действий и хронология; е) изменения в звании и должности; ж) отношения с начальниками; з) боевые действия; и) особенности службы тех, кто не участвовал в боевых действиях, но получил шальное ранение; к) участие в главных операциях; л) служба вне боевых действий; м) отношение с местным населением; н) изменение в отношении к службе и поведении в армии; о) отношение к имеющим место уникальным особенностям войны; п) стрессы и конфликты на национальной почве; р) специфические психотравмирующие события; с) положительные переживания, связанные со службой в зоне боевых действий; т) употребление алкоголя и наркотиков; у) возможность отдыха и восстановления сил; ф) имевшие место случаи командировок домой; х) моральные и ценностные конфликты, обусловленные специфическими особенностями войны; ц) особенности службы в период, близкий к возвращению на родину; ч) подготовка к возвращению; ш) возвращение на родину;
5.Обстоятельства
ранения, как попал в
6. Особенности
адаптации к своему
Эти вопросы использовались в ходе диагностической беседы с 22 пациентами хирургического отделения Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД России.
Чтобы получить более полную картину психического состояния, можно эффективно использовать для изучения актуальных психических реакций на имевшееся в прошлом психотравмирующее воздействие следующие диагностические инструменты:
- шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-administred PTSD Scale - CAPS), которая позволяет оценить частоту встречаемости и интенсивность проявления индивидуальных симптомов расстройства, а также степень их влияния на социальную активность и продуктивность деятельности пациента;
- миссисипская
шкала для оценки
- шкала для
оценки степени воздействия
- опросник SCL-90-R, с помощью которого можно выявить выраженность отдельных симптомов ПТСР.
В результате проведенного исследования было выявлено, что у более 80% участников боевых действий воспоминания, разговоры, просмотр телепередач и кинофильмов о событиях в Чечне вызывают острые эмоциональные переживания, причем среди солдат этот процент выше, чем среди офицеров (ШВТС, миссисипская шкала).
По данным, полученным с помощью опросника SCL-90-R, многие участники боевых действий отмечают повторяющиеся случаи (средний показатель у солдат и офицеров):
- ухудшения настроения - 18%
- возникновения необоснованной ненависти к окружающим - 65 %.
- проявления
различного рода фобических
Кроме того, по данным
полученным с помощью миссисипской
шкалы и шкалы влияния
Обобщенные результаты проведенной диагностики сведены в таблицу 1:
Таблица 1
Основные
проявления трудностей
адаптации к мирной
жизни, отмечаемые участниками
боевых действий в Чечне
(в процентах)
Характер проявления затруднения | Офицеры
n=11 |
Солдаты
n=11 |
Повышенная
внутренняя напряженность
(шкала CAPS) |
57,2 | 82,4 |
Повышенная
раздражительность
(шкала CAPS) |
56,8 | 84,5 |
Проявление
несдержанности в общении
(миссисипская шкала) |
42,7 | 71,2 |
Затруднение самоконтроля в фрустрирующих ситуациях (миссисипская шкала) | 44,6 | 67,9 |
Повышение
утомляемости (в т.ч. в общении)
(опросник SCL-90-R) |
12,7 | 22,3 |
Острые эмоциональные переживания при разговорах или просмотре передач о боевых действиях в Чечне(ШВТС) | 65,7 | 72,4 |
Стремление
избегать рассказывать о своих переживаниях
(особенно посторонним) по поводу боевых
действий в Чечне
(ШВТС) |
87,5 | 76,0 |
Ощущение
отсутствия взаимопонимания со
стороны окружающих по вопросам, связанным с войной в Чечне (миссисипская шкала) |
78,2 | 86,1 |
n - количество
обследуемых
Проведенное тестирование с помощью проективных методик показало наличие целого ряда признаков, характеризующих наличие ПТСР. Так, обследование с помощью методики "несуществующее животное" показало наличие следующих признаков :
- Эгоцентризм
- Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе
- Высокая самооценка, недовольство собственным положением, недостаток внимания со стороны окружающих (младшего медперсонала), тенденция к самоутверждению
- Страх
- Тревожность
- Демонстративность
- Положительная оценка своих действий
- Агрессивность
- Подозрительность
Среди показателей теста отобраны те, которые наиболее характерны для большинства испытуемых участников боевых действий в Чечне.
3.2.
Анализ существующих
психотерапевтических
взглядов на проблему
коррекции ПТС реакций
и некоторые техники
воздействия на психику
раненых военнослужащих,
страдающих от болей,
нарушений сна, патологических
воспоминаний и негативной
самооценки
Переходя к
рассмотрению различных методов
психологической помощи участникам
боевых действий, можно сказать несколько
слов о некоторых
Во время Великой
Отечественной войны
Как известно, в годы войны отечественными психологами проводилась большая работа по восстановлению функций конечностей у раненных солдат (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец) восстановлению памяти, речи и письма после боевых травм и ранений (Б.Г.Ананьев, Э.Бейн, А.В.Занков, А.Р.Лурия). В основе их работы лежал принцип деятельностного подхода, позволивший эффективно решать задачи функциональной психотерапии.
В процессе оказания психотерапевтической помощи американским солдатам во время Второй мировой войны, Р.Гринкер и Д.Шпигель разработали систему комплексного психотерапевтического воздействия. Составными элементами этой системы были: наркосинтетический метод - (использование снотворных для облегчения достижения катарсиса), психотерапия с ограниченным количеством сессий, судорожная шоковая терапия, терапия длительным сном, трудотерапия, групповая психотерапия и общая атмосфера психологического комфорта для пациентов.