Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:49, дипломная работа
ЦЕЛЬ исследования - проанализировать имеющиеся научные изыскания в этой области, а также отечественный и зарубежный опыт реабилитационной работы и на этой основе выработать методику оказания психологической помощи пациентам госпиталей, получившим боевые ранения.
Исходя из этого, предполагалось подтвердить следующие ГИПОТЕЗЫ:
- применение психотерапевтических методик параллельно с хирургическим лечением содействует эффективному заживлению боевых ранений;
- процесс психологической реабилитации проходит более эффективно, когда пострадавший находиться среди таких же, как и он, участников боевых действий, имеющих тяжелые боевые ранения.
Введение
1. Причины и факторы, оказывающие стрессовое влияние на участников боевых действий в Чечне, и классификация признаков зависимости психических состояний военнослужащих от времени пребывания в зоне боевых действий.
2. Современные научные представления о психологических последствиях боевых действий.
3. Диагностика психологических последствий участия в боевых действиях и некоторые техники психотерапии на этапе госпитализации.
3.1. Диагностика психических состояний военнослужащих, получивших психотравму в зоне боевых действий.
3.2. Анализ существующих психотерапевтических взглядов на проблему ПТС реакций и некоторые техники воздействия на психику раненных военнослужащих, страдающих от болей нарушений сна паталогических воспоминаний и негативной самооценки.
4. Примерная программа (вариант) психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими, получившими боевую психическую травму.
Заключение.
Литература.
Первый - действие на первый попавшийся случайный объект (немотивированная агрессия в отношении случайных людей, очень часто в отношении родных и близких или людей, от которых хоть в малейшей степени зависим. Приведу такой пример. С января 2003 года на излечении в Главном военном клиническом госпитале внутренних войск МВД России находились военнослужащие, получившие тяжелые ранения, ожоги и увечья во время проведения контртеррористических операций в Чечне. Для большинства из них, особенно для солдат и сержантов, были характерны взрывные приступы немотивированной агрессии. Так, например, если медсестра не прибывала по вызову в течение одной минуты, на неё обрушивался поток отборной брани, а иногда могли бросить любым попавшимся под руку предметом. При этом совершенно не принималось в расчет то, что медсестер на этаже дежурит только две, а в каждой палате лежат по 6-8 таких же тяжелораненых. В беседе о причинах такого поведения один из военнослужащих ответил так: "Мы свое т а м отдали, теперь пусть вокруг нас шуршат...".
Приступы необоснованной, немотивированной агрессии, могут проявляться и в боевой обстановке, что является следствием страха, озлобленности. Так, Леонид Китаев-Смык, исследовавший особенности изменения психики военнослужащих в Чечне в январе-апреле 1995 года, в своей статье "Побеждающие побеждаемые" приводит такой пример: "Женщины, только что вышедшие из Самашек, рассказывают, что после артподготовки на БТРах проехали солдаты. Они кричали: "Уходите! Бегите! За нами идет ОМОН! Не сидите в подвалах!" Омоновцы прошли по четырем улицам села (которых всего десять), где живет тейп (род) Дудаева. В подвал бросали гранаты. Если там раздавались крики - пускали струю из огнемета."
Второй - действие
пружины в противоположном
Третий - пружина может просто лопнуть (формирование психического расстройства и необходимость психиатрической помощи военнослужащему).
Четвертый - наиболее приемлемый с точки зрений психотерапии, ориентированной на человека - психореабилитация. Пружина, в данном случае с посторонней помощью извне, разжимается плавно и постепенно, не нанося вреда как окружающим, так и самому военнослужащему.
Хотелось бы обратить внимание на то, что рассматриваемый наш временной период - декабрь 2001 - январь 2003 годов - приходится на завершение активной фазы боевых действий в Чечне, на дагестанской границе, а соответственно и совпадает с первым этапом оговоренной нами периодизации этапов зависимости степени психологического стресса от времени пребывания в боевой обстановке. Этот факт усугубляется еще несколькими факторами.
Во-первых, большинство военнослужащих, прежде всего солдат и сержантов, попало в условия боевой обстановки, не имея соответствующей морально-психологической подготовки, а командование группировки не располагало обобщенной информативной базой и квалифицированными кадрами для организации такой подготовки. Надо сказать, что в настоящее время по-прежнему в войсках остро ощущается дефицит подготовленных специалистов, способных организовать психологическую подготовку военнослужащих к вступлению в боевые действия, их психологическое сопровождение и психотерапевтическую помощь, как в период непосредственно после боя, так и на этапе реабилитации. Разработанные в главных управлениях планы реабилитационной работы сводятся к организации досуга, банно-прачечного и медицинского обслуживания.
Во-вторых, в связи с увольнением в запас военнослужащих второго года службы во многих экипажах боевых машин находятся молодые солдаты, не имеющие профессионального опыта, не притершиеся друг к другу. Понятно, что отсутствие психологической совместимости в таких экипажах усиливает отрицательное воздействие на военнослужащих стрессовых ситуаций в боевой обстановке.
В-третьих, сильным стрессовым фактором для личного состава ряда подразделений стала недостаточная информированность о характере предстоящих задач. Например, военнослужащие одной из частей предполагали, что их направляют охранять блокпосты на границе Чечни с Дагестаном, а о том, что придется участвовать в специальных операциях в горно-лесистой местности и в населенных пунктах, где скрываются недобитые бандгруппы, стало известно непосредственно перед убытием из пункта постоянной дислокации.
В-четвертых, наряду с опытными, бывалыми военнослужащими, прошедшими первую чеченскую кампанию, в командировки на территорию Северо-Кавказского региона выезжает молодежь, никогда не участвовавшая в боевых операциях. Многие солдаты, сержанты, а зачастую и молодые офицеры недостаточно подготовлены к действиям в условиях, сопряженных с риском для жизни. Отсюда подверженность их психики травматическому срыву (журнал «На боевом посту» внутренних войск МВД России).
Таким образом,
мы видим, что воздействие боевой обстановки
на психику человека приводит как к видимым
последствиям, проявляющимся непосредственно
в условиях экстремальной ситуации, так
и к скрытым, которые в явном виде могут
проявиться уже через несколько месяцев,
после окончания действия экстремальности.
Расширяется круг жертв этих расстройств:
в их число попадают не только непосредственные
участники боевых действий, но и их ближайшие
родственники, свидетели трагических
событий. Особенно тяжело посттравматическая
фаза протекает у людей, потерявших близких.
Но еще более тяжелые случаи, когда травма
накладывается на физические увечья, полученные
в бою.
РАЗДЕЛ
2. Современные научные
представления о психологических
последствиях боевых
действий
Проблемы, рассматриваемые в предыдущей главе, достаточно хорошо обосновывают актуальность реабилитационной работы с людьми, побывавшими в экстремальных ситуациях, а тем более подвергшимся воздействию боевого стресса.
В отечественной литературе проблемы психологических последствий участия в боевых действиях анализируются с позиции динамики психопатологических проявлений. Так, например, в книге коллектива авторов под редакцией Ю.А.Александровского "Психогении в экстремальных условиях" находим классификацию проявлений психических расстройств, ставших результатом воздействия экстремальных условий на психику человека.
Основными клиническими проявлениями разных этапов психогенных психических расстройств являются следующие:
1. При непатологических
невротических проявлениях:
2. При невротических реакциях: контролируемое чувство тревоги и страха, полиформные невротические расстройства, декомпенсация личностно-типологических особенностей.
3. При неврозах: стабилизированные и клинически оформившиеся невротические состояния, преобладания депрессивных, неврастенических расстройств и навязчивостей, выраженные психосоматические расстройства.
4. При патологическом развитии личности: стабилизация и развитие личностных изменений, потеря связи невротических расстройств с вызывающими их причинами.
5. При реактивных психозах и аффективно-шоковых реакциях: чувство страха, достигающее ощущения сиюминутной гибели, дезорганизация поведения (беспорядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор), нарушение осознания окружающего, восприятия и осмысления, некритичность к своему состоянию.
Несколько иная точка зрения на этот вопрос оформилась у большинства зарубежных специалистов в области психотерапии, которые склонны выделять специфический синдром, отличный от обычных проявлений психотравмы. Чаще всего его называют "боевая стрессовая реакция" или "невроз боевой обстановки". Исследовательская работа с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях во Вьетнаме и Корее, привела к выделению особой диагностической категории - "посттравматических стрессовых расстройств".
К основним симптомам этой категории относятся:
1. нарушения сна;
2. патологические воспоминания (навязчивый возврат в экстремальную ситуацию);
3. неспособность вспоминать - амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);
4. сверхчувствительность
(повышенная бдительность к
5. сверхвозбудимость (неадекватная гипермобилизация);
Такие расстройства могут носить острый, хронический или отсроченный характер. Для их лечения применяются самые различные методы в зависимости от научной ориентации специалиста. Существуют психоаналитические, бихевиористические, гуманистические, суггестивные методы и т.д. Однако большинство специалистов на сегодняшний день утверждают, что для эффективного лечения необходимы три условия:
1. позитивное отношение к пострадавшим со стороны общества;
2. положительная оценка их в семье;
3. возможность
рассказать кому-нибудь о
К компетенции психолога относиться третье условие и частично второе - с помощью методов семейной психотерапии. На первое же условие психотерапия повлиять бессильна, так как отношение общества к пострадавшим является проекцией его отношения в целом к данному экстремальному событию. Очень часто эти события получают резко отрицательную оценку в стране (Афганистан, Чечня).
Один из ведущих западных специалистов в области психотерапии постстрессовых состояний М.Горовиц считает, что человек находиться в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается. При этом эмоции рассматриваются как ответ на понятийные несоответствия и как мотивы к "защитному, контролирующему и совпадающему поведению". В процессе ответной реакции на стрессовые события (см. схему) М. Горовиц выделяет:
Стрессовое событие Эмоциональная реакция
- фазу первичной эмоциональной реакции;
- фазу "отрицания", выражающуюся в эмоциональном оцепенении, подавлении и избегании мыслей о случившемся, избегании ситуаций, напоминающих о психотравмирующем событии;
-фазу чередования "отрицания и вторжения". Вторжение проявляется в прорывающихся воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии, повышенном уровне реагирования на все что напоминает о психотравмирующем событии;
- фазу дальнейшей
интеллектуальной и
Анализируя влияние
экстремальных условий на сознание
человека, можно сравнить несколько
показателей его
Сталкиваясь лицом к лицу с угрозой собственной смерти, видя смерть других людей, человек как бы искусственно переноситься в ситуацию своей старости, когда ожидается естественная встреча со смертью. Экстремальные условия приобретают судьбоносный смысл. Возникает ситуация "подведения итогов": "Так ли я жил? Все ли успел сделать в своей жизни?" Возникает ситуация, когда человек как бы живет наперед, что несвойственно нормальному состоянию сознания.