Психотерапия болевых и осттравматических состояний военнослужащих, получивших ранения, травмы и увечья в ходе боевых действий в Чечне

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:49, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования - проанализировать имеющиеся научные изыскания в этой области, а также отечественный и зарубежный опыт реабилитационной работы и на этой основе выработать методику оказания психологической помощи пациентам госпиталей, получившим боевые ранения.
Исходя из этого, предполагалось подтвердить следующие ГИПОТЕЗЫ:
- применение психотерапевтических методик параллельно с хирургическим лечением содействует эффективному заживлению боевых ранений;
- процесс психологической реабилитации проходит более эффективно, когда пострадавший находиться среди таких же, как и он, участников боевых действий, имеющих тяжелые боевые ранения.

Содержание

Введение
1. Причины и факторы, оказывающие стрессовое влияние на участников боевых действий в Чечне, и классификация признаков зависимости психических состояний военнослужащих от времени пребывания в зоне боевых действий.
2. Современные научные представления о психологических последствиях боевых действий.
3. Диагностика психологических последствий участия в боевых действиях и некоторые техники психотерапии на этапе госпитализации.
3.1. Диагностика психических состояний военнослужащих, получивших психотравму в зоне боевых действий.
3.2. Анализ существующих психотерапевтических взглядов на проблему ПТС реакций и некоторые техники воздействия на психику раненных военнослужащих, страдающих от болей нарушений сна паталогических воспоминаний и негативной самооценки.
4. Примерная программа (вариант) психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими, получившими боевую психическую травму.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Психотерапия болевых и посттравматических состояний военнослужащих.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время психологическая  помощь в преодолении отсроченных реакций на воздействие стресс-факторов боевой обстановки основывается на концепции ПТСР (посттравматических стрессовых реакций). Центральной задачей психотерапевта, в данном случае, является создание условий для постепенной ассимиляции психотравмирующего опыта.

Это может достигаться  при помощи различных видов психотерапии (психодинамической, поведенческой, когнитивной, гештальттерапии, суггестивной, трансмедитативной и др.), а также форм психотерапии (индивидуальной, групповой, семейной). Психологическая помощь участникам боевых действий может носить срочный характер, иметь ограниченный срок или быть рассчитанной на длительный период.

Срочная психотерапия проводится в ближайший срок после  получения психической травмы, (как  правило, в непосредственной близости к району боевых действий) с целью восстановления внутреннего психического равновесия и недопущения дезадаптивной реорганизации личности.

В рамках проводимого  нами исследования цель ее расширялась, включая и локализацию болей. Несмотря на то, что психотерапевтическая работа проводилась в условиях Главного военного клинического госпиталя внутренних войск, вдалеке от района проведения контртеррористических операций, все военнослужащие, ставшие объектом исследования, получили ранения различной тяжести и были эвакуированы самолетами спецавиации в Москву непосредственно из Чечни. Кроме того, для многих из них ожидание предстоящей хирургической операции и ее результатов было равносильно по стрессовому воздействию участию в боевых действиях. Большинство (те, кто находился в сознании) мучались мыслью: "Удастся ли спасти покалеченную руку, ногу, буду ли я видеть и так далее".

Для достижения поставленной цели было решено использовать комплексное психотерапевтическое воздействие, в основу которого была положена гипнотерапия в сочетании с НЛП, а также приемы гештальттерапии и групповой терапии. Работа велась при участи и под контролем психотерапевтов госпиталя.

Типовая схема  работы делилась на два этапа и  выглядела таким образом:

Первый этап:

1. Общее знакомство  с пациентами в палате, непринужденная  групповая беседа на волнующие  их темы, (как правило, в начальный  период - это рассказы о войне, в дальнейшем - о том, кто их посетил: например, вчера был концерт прямо в палате, а сегодня приходил Л.Якубович из "Поля чудес", подарил плеер и пригласил на свою программу, в конце - как дальше жить после госпиталя и как вообще относиться к этой войне).

В это время  решались следующие задачи:

- завоевать доверие  у клиентов;

- дать людям  выговориться, "излить душу" новому человеку;

2. Индивидуальная  диагностическая беседа, основная  задача которой - определить реальное состояние клиента и степень нанесенной ему психотравмы.

3. Групповой  сеанс оздоровительного гипноза,  направленный на снятие сильных  болей и мобилизацию потенциальных резервов организма на скорейшее выздоровление. Всего было проведено 8 сеансов в каждой палате.

4. Работа с  применением трансовых техник:

- ресурсный транс  «Любимый уголок природы»;

- ресурсный транс  «Идентификация с природой».

Это позволило снизить у пострадавших уровень тревожности, депрессивности, уменьшить повторяемость навязчивых переживаний, дать дополнительный ресурс и мобилизовать защитные силы организма.

В дальнейшем эти  техники сочетались с методами гештальта  и библиотерапии, которые помогали более глубокому переосмыслению психотравмирующего события и влияния его на жизнь в настоящий период, а также формированию новой модели поведения, построению будущего.

Второй этап:

1. Психологическая  разминка: выполнение проективных  тестов, тренировка в осознании своего состояния "здесь и теперь", использование метафоры и т.д.

Основная задача - повышение эмоциональной чувствительности, наработка навыка осознания "Я-ощущений" и "Я-восприятий" в окружающем мире, так как большинство пострадавших, в силу специфики своей деятельности и ее влияния на характер личности, не в состоянии активно реагировать на предлагаемые психотехники.

2. Индивидуальная  работа по постепенной ассимиляции  психотравмирующего опыта

3. Групповая  работа с применением методов библиотерапии и коллективного обсуждения будущего.

Существенным  моментом в работе с пострадавшими, получившими боевые ранения, было то, что они находились в одной палате, где сложились неформальные группы единомышленников, прошедших войну, объединенных единой целью выздороветь и активно содействующих в этом друг другу, давая эмоциональную поддержку.

Применение групповой  психотерапии в сочетании с вышеуказанными психотехниками позволило пострадавшим решить следующие проблемы:

- преодолеть  чувство неполноценности и восстановить чувство собственного достоинства;

- переработать  боевой травматический опыт среди  людей, способных его понять;

- преодолеть  чувство изолированности через  ощущение общности с другими пострадавшими, эмоциональный комфорт и поддержку;

- эмоционально  раскрепоститься.

Таким образом, мы получили подтверждение гипотезы о том, что процесс переработки  боевого травматического опыта  происходит наиболее эффективно в окружении соратников по оружию.

Результаты наблюдения за состоянием пострадавших в процессе работы с ними позволяют сделать следующие выводы:

1. Несмотря на  первоначально сдержанное отношение  врачей хирургического отделения к психотерапевтической работе, за время работы с пострадавшими получившими боевые ранения не было ни одного случая негативного влияния на состояние больных.

     2. В четырех палатах, где пострадавшим  наряду с хирургическим лечением оказывалась психотерапевтическая помощь, процесс выздоровления проходил быстрее на 10-12 дней;

3. Наиболее эффективными  в подавлении болей, заживлении боевых ранений, нормализации сна оказались трансовые психотехники, НЛП и более того, мобилизация с их помощью защитных сил организма, даже при тяжелых ранениях, способствовала тому, что в указанных палатах не было ни одного случая нагноения боевых ран;

4. Проведенная  работа способствовала эмоциональному  раскрепощению пострадавших, поднятию  настроения, укреплению веры в  себя, переработке боевого травматического опыта в условиях госпитализации;

5. На психотерапевтическую  помощь в условиях госпиталя существует совершенно определенный запрос со стороны раненных, находящихся на излечении. Это подтверждает тот факт, что, узнав о работе группы психологов, к нам обращались пострадавшие из других палат, с просьбой о помощи.

Таким образом, мы получили подтверждение гипотезы о том, что оказание психотерапевтической помощи пострадавшим в условиях госпиталя содействует хирургическому лечению и позволяет перерабатывать боевой психотравмирующий опыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 4. Примерная программа  психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими,

получившими боевую психическую  травму 

Опыт проводимой реабилитационной работы подсказывает, что на современном этапе она имеет ряд принципиальных особенностей. Основными из них являются:

1. Своевременность. Психореабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий.

2. Сохранение  состава подразделений, боевых  групп. Недопустимо исключение из состава коллективов, сложившихся за время выполнения служебно-боевых задач, отдельных военнослужащих (за исключением случаев госпитализации при ранении) и разрушения сформировавшихся в них связей и взаимоотношений. Тем более недопустимо их расформирование до полного восстановления боеспособности основного числа военнослужащих. В случае госпитализации комплекс реабилитационных мероприятий может проводиться в рамках сформированной в палате группы объединенной общей проблемой - последствия боевого ранения.

3. Сохранение  всего уклада повседневной воинской  деятельности.

4. Ориентация  в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств, даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.

5. Создание атмосферы  заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения.

В рамках рассматриваемой  нами проблемы представляет интерес  программа психологической реабилитации.

При наличии  в части, или медицинском учреждении специалистов из числа психологов она может быть проведена сразу же после окончания выполнения служебно-боевых задач.

Примерная программа  психокорекционно-ориентированного тренинга общения с участниками боевых действий в Чечне.

Общая продолжительность  цикла – 10 занятий.

Периодичность - ежедневно, с перерывом на воскресенье, во время которого проводится совместный отдых.

Время одного занятия  - 2-2,5 часа.

Занятие 1

Цели: - Познакомить  участников с целями тренинга, основными  нормами, принципами и порядком проведения тренинга.

- познакомить  участников друг с другом;

- активизировать  познавательный интерес участников  к занятию;

- способствовать  созданию доброжелательной атмосферы  в группе;

1.1. Приветствие.  Ведущий просит участников расположиться поудобнее, рассмотреть присутствующих, мысленно поприветствовать друг друга, постараться ощутить радость принадлежности к группе и улыбнуться друг другу.

1.2. Информация  ведущего. Ведущий в популярной  форме излагает цели тренинга  и основные нормы-принципы, которыми целесообразно руководствоваться участникам в процессе занятий. В качестве наиболее значимых норм совместной деятельности в группе рассматривались:

- доброжелательное  и уважительное отношение членов  группы друг к другу;

- взаимная помощь в осознании и преодолении имеющихся психологических проблем, трудностей в общении;

- готовность  к доброжелательной, но искренней  обратной связи;

- активное участие  в совместной групповой работе;

- стремление  каждого участника к самопознанию  и самосовершенствованию через взаимодействие с другими членами группы;

- стремление  к спонтанности, непосредственности  и эмоциональной раскрепощенности в группе;

- осторожное  и бережное отношение к чувствам  и переживаниям друг друга;

- сохранение  групповой тайны.

Каждая из этих норм разъясняется ведущим. К ним  может быть добавлено пожелание  обязательного посещения всех занятий. Ведущий также отвечает на вопросы, интересующие участников.

1.3.. Выбор формы обращения участников друг к другу. Участникам предлагается выбрать форму обращения друг к другу в процессе занятий. Желательно обращение по имени и на "ты".

1.4. Упражнение  и дальнейшее обсуждение в  группе:

Мотив «Луг»

1.5. Ресурсный  транс. 

1.6. Обратная  информация: ведущий просит участников  высказаться о том, что им понравилось и что не понравилось в процессе занятий и в действиях ведущего; затем ведущий просит каждого участника пантомимой выразить свое отношение к тренингу. После каждой пантомимы ведущий просит кого-нибудь из участников прокомментировать увиденное. Ведущий сопоставляет вербальную и невербальную информацию участников.

Данная процедура  способствует большей открытости между  ведущим и группой, получению  ведущим необходимой информации о своих действиях и позволяет их своевременно корректировать. Использование пантомимы способствует развитию у участников умения невербально выражать свои чувства и отношения, а также адекватно воспринимать невербальную информацию партнера.

Информация о работе Психотерапия болевых и осттравматических состояний военнослужащих, получивших ранения, травмы и увечья в ходе боевых действий в Чечне