Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:49, дипломная работа
ЦЕЛЬ исследования - проанализировать имеющиеся научные изыскания в этой области, а также отечественный и зарубежный опыт реабилитационной работы и на этой основе выработать методику оказания психологической помощи пациентам госпиталей, получившим боевые ранения.
Исходя из этого, предполагалось подтвердить следующие ГИПОТЕЗЫ:
- применение психотерапевтических методик параллельно с хирургическим лечением содействует эффективному заживлению боевых ранений;
- процесс психологической реабилитации проходит более эффективно, когда пострадавший находиться среди таких же, как и он, участников боевых действий, имеющих тяжелые боевые ранения.
Введение
1. Причины и факторы, оказывающие стрессовое влияние на участников боевых действий в Чечне, и классификация признаков зависимости психических состояний военнослужащих от времени пребывания в зоне боевых действий.
2. Современные научные представления о психологических последствиях боевых действий.
3. Диагностика психологических последствий участия в боевых действиях и некоторые техники психотерапии на этапе госпитализации.
3.1. Диагностика психических состояний военнослужащих, получивших психотравму в зоне боевых действий.
3.2. Анализ существующих психотерапевтических взглядов на проблему ПТС реакций и некоторые техники воздействия на психику раненных военнослужащих, страдающих от болей нарушений сна паталогических воспоминаний и негативной самооценки.
4. Примерная программа (вариант) психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими, получившими боевую психическую травму.
Заключение.
Литература.
В
настоящее время
Это может достигаться при помощи различных видов психотерапии (психодинамической, поведенческой, когнитивной, гештальттерапии, суггестивной, трансмедитативной и др.), а также форм психотерапии (индивидуальной, групповой, семейной). Психологическая помощь участникам боевых действий может носить срочный характер, иметь ограниченный срок или быть рассчитанной на длительный период.
Срочная психотерапия проводится в ближайший срок после получения психической травмы, (как правило, в непосредственной близости к району боевых действий) с целью восстановления внутреннего психического равновесия и недопущения дезадаптивной реорганизации личности.
В рамках проводимого нами исследования цель ее расширялась, включая и локализацию болей. Несмотря на то, что психотерапевтическая работа проводилась в условиях Главного военного клинического госпиталя внутренних войск, вдалеке от района проведения контртеррористических операций, все военнослужащие, ставшие объектом исследования, получили ранения различной тяжести и были эвакуированы самолетами спецавиации в Москву непосредственно из Чечни. Кроме того, для многих из них ожидание предстоящей хирургической операции и ее результатов было равносильно по стрессовому воздействию участию в боевых действиях. Большинство (те, кто находился в сознании) мучались мыслью: "Удастся ли спасти покалеченную руку, ногу, буду ли я видеть и так далее".
Для достижения поставленной цели было решено использовать комплексное психотерапевтическое воздействие, в основу которого была положена гипнотерапия в сочетании с НЛП, а также приемы гештальттерапии и групповой терапии. Работа велась при участи и под контролем психотерапевтов госпиталя.
Типовая схема работы делилась на два этапа и выглядела таким образом:
Первый этап:
1. Общее знакомство с пациентами в палате, непринужденная групповая беседа на волнующие их темы, (как правило, в начальный период - это рассказы о войне, в дальнейшем - о том, кто их посетил: например, вчера был концерт прямо в палате, а сегодня приходил Л.Якубович из "Поля чудес", подарил плеер и пригласил на свою программу, в конце - как дальше жить после госпиталя и как вообще относиться к этой войне).
В это время решались следующие задачи:
- завоевать доверие у клиентов;
- дать людям выговориться, "излить душу" новому человеку;
2. Индивидуальная диагностическая беседа, основная задача которой - определить реальное состояние клиента и степень нанесенной ему психотравмы.
3. Групповой
сеанс оздоровительного
4. Работа с применением трансовых техник:
- ресурсный транс «Любимый уголок природы»;
- ресурсный транс «Идентификация с природой».
Это позволило снизить у пострадавших уровень тревожности, депрессивности, уменьшить повторяемость навязчивых переживаний, дать дополнительный ресурс и мобилизовать защитные силы организма.
В дальнейшем эти техники сочетались с методами гештальта и библиотерапии, которые помогали более глубокому переосмыслению психотравмирующего события и влияния его на жизнь в настоящий период, а также формированию новой модели поведения, построению будущего.
Второй этап:
1. Психологическая разминка: выполнение проективных тестов, тренировка в осознании своего состояния "здесь и теперь", использование метафоры и т.д.
Основная задача
- повышение эмоциональной
2. Индивидуальная
работа по постепенной
3. Групповая работа с применением методов библиотерапии и коллективного обсуждения будущего.
Существенным моментом в работе с пострадавшими, получившими боевые ранения, было то, что они находились в одной палате, где сложились неформальные группы единомышленников, прошедших войну, объединенных единой целью выздороветь и активно содействующих в этом друг другу, давая эмоциональную поддержку.
Применение групповой психотерапии в сочетании с вышеуказанными психотехниками позволило пострадавшим решить следующие проблемы:
- преодолеть чувство неполноценности и восстановить чувство собственного достоинства;
- переработать
боевой травматический опыт
- преодолеть чувство изолированности через ощущение общности с другими пострадавшими, эмоциональный комфорт и поддержку;
- эмоционально раскрепоститься.
Таким образом, мы получили подтверждение гипотезы о том, что процесс переработки боевого травматического опыта происходит наиболее эффективно в окружении соратников по оружию.
Результаты наблюдения за состоянием пострадавших в процессе работы с ними позволяют сделать следующие выводы:
1. Несмотря на
первоначально сдержанное
2.
В четырех палатах, где
3. Наиболее эффективными в подавлении болей, заживлении боевых ранений, нормализации сна оказались трансовые психотехники, НЛП и более того, мобилизация с их помощью защитных сил организма, даже при тяжелых ранениях, способствовала тому, что в указанных палатах не было ни одного случая нагноения боевых ран;
4. Проведенная
работа способствовала
5. На психотерапевтическую помощь в условиях госпиталя существует совершенно определенный запрос со стороны раненных, находящихся на излечении. Это подтверждает тот факт, что, узнав о работе группы психологов, к нам обращались пострадавшие из других палат, с просьбой о помощи.
Таким образом,
мы получили подтверждение гипотезы о
том, что оказание психотерапевтической
помощи пострадавшим в условиях госпиталя
содействует хирургическому лечению и
позволяет перерабатывать боевой психотравмирующий
опыт.
РАЗДЕЛ 4. Примерная программа психологических реабилитационных мероприятий с военнослужащими,
получившими
боевую психическую
травму
Опыт проводимой реабилитационной работы подсказывает, что на современном этапе она имеет ряд принципиальных особенностей. Основными из них являются:
1. Своевременность. Психореабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий.
2. Сохранение состава подразделений, боевых групп. Недопустимо исключение из состава коллективов, сложившихся за время выполнения служебно-боевых задач, отдельных военнослужащих (за исключением случаев госпитализации при ранении) и разрушения сформировавшихся в них связей и взаимоотношений. Тем более недопустимо их расформирование до полного восстановления боеспособности основного числа военнослужащих. В случае госпитализации комплекс реабилитационных мероприятий может проводиться в рамках сформированной в палате группы объединенной общей проблемой - последствия боевого ранения.
3. Сохранение
всего уклада повседневной
4. Ориентация в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств, даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.
5. Создание атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения.
В рамках рассматриваемой нами проблемы представляет интерес программа психологической реабилитации.
При наличии в части, или медицинском учреждении специалистов из числа психологов она может быть проведена сразу же после окончания выполнения служебно-боевых задач.
Примерная программа
психокорекционно-
Общая продолжительность цикла – 10 занятий.
Периодичность - ежедневно, с перерывом на воскресенье, во время которого проводится совместный отдых.
Время одного занятия - 2-2,5 часа.
Занятие 1
Цели: - Познакомить участников с целями тренинга, основными нормами, принципами и порядком проведения тренинга.
- познакомить участников друг с другом;
- активизировать
познавательный интерес
- способствовать
созданию доброжелательной
1.1. Приветствие. Ведущий просит участников расположиться поудобнее, рассмотреть присутствующих, мысленно поприветствовать друг друга, постараться ощутить радость принадлежности к группе и улыбнуться друг другу.
1.2. Информация ведущего. Ведущий в популярной форме излагает цели тренинга и основные нормы-принципы, которыми целесообразно руководствоваться участникам в процессе занятий. В качестве наиболее значимых норм совместной деятельности в группе рассматривались:
- доброжелательное
и уважительное отношение
- взаимная помощь в осознании и преодолении имеющихся психологических проблем, трудностей в общении;
- готовность к доброжелательной, но искренней обратной связи;
- активное участие в совместной групповой работе;
- стремление
каждого участника к
- стремление
к спонтанности, непосредственности
и эмоциональной
- осторожное
и бережное отношение к
- сохранение групповой тайны.
Каждая из этих норм разъясняется ведущим. К ним может быть добавлено пожелание обязательного посещения всех занятий. Ведущий также отвечает на вопросы, интересующие участников.
1.3.. Выбор формы обращения участников друг к другу. Участникам предлагается выбрать форму обращения друг к другу в процессе занятий. Желательно обращение по имени и на "ты".
1.4. Упражнение и дальнейшее обсуждение в группе:
Мотив «Луг»
1.5. Ресурсный транс.
1.6. Обратная информация: ведущий просит участников высказаться о том, что им понравилось и что не понравилось в процессе занятий и в действиях ведущего; затем ведущий просит каждого участника пантомимой выразить свое отношение к тренингу. После каждой пантомимы ведущий просит кого-нибудь из участников прокомментировать увиденное. Ведущий сопоставляет вербальную и невербальную информацию участников.
Данная процедура способствует большей открытости между ведущим и группой, получению ведущим необходимой информации о своих действиях и позволяет их своевременно корректировать. Использование пантомимы способствует развитию у участников умения невербально выражать свои чувства и отношения, а также адекватно воспринимать невербальную информацию партнера.