Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различия лежат два разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека.

Работа содержит 1 файл

компьютерная психодиагностика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     В литературе описываются также импликативная решетка (в ней нет элементов в традиционном смысле, но в качестве имплицитно подразумеваемого элемента используется "Я сам" испытуемого), решетка сопротивления изменениям, решетка зависимости и др. [Похилько, 1987; Франселла, Баннистер, 1987]. Названные виды решеток предоставляют новые возможности для изучения восприятия и понимания людьми друг друга и самих себя. При этом получаемые структуры не всегда осознаются человеком, а построение многомерной модели системы конструктов и элементов открывает глубокие слои переживаний и отношений личности. При изучении межличностных отношений и социальной перцепции используется прием обмена решетками.

     Похилько (1987. С. 238) так описывает эту процедуру. Допустим, нас интересует, насколько  сходным и различным является восприятие людей (например, мужа и жены, двух друзей) в какой-то сфере. Для проведения этой процедуры необходимо, чтобы элементы решетки были знакомы обоим испытуемым. Конструкты "вызываются" индивидуально, после чего: 1) испытуемый А заполняет свою решетку; 2) испытуемый Б заполняет свою решетку; 3) испытуемый Б заполняет решетку А; 4) испытуемый А заполняет решетку Б; 5) испытуемый Б заполняет решетку А так, как ему кажется, это сделал бы испытуемый А; 6) испытуемый А заполняет решетку Б так, как ему кажется это сделал бы испытуемый Б. Сравнение 1 и 3, 2 и 4 позволяет оценить степень сходства, согласия в восприятии и оценках. Сравнение 1 и 5, 2 и 6 позволяет оценить степень понимания испытуемыми друг друга.

     Четвертый этап - обработка решетки. Прежде всего, необходимо отметить, что техника репертуарных решеток ориентирована на работу с компьютером, так как "ручные" способы обработки крайне трудоемки и занимают много времени. Использование компьютера предполагает возможность быстро проводить анализ, выдвигать гипотезы и проверять их, обсуждая с испытуемым результаты исследования с помощью техники репертуарных решеток.

     На  сегодняшний день предложено много  различных алгоритмов математико-статистического  анализа репертуарных решеток. Наиболее известны и широко применяются параметрический и непараметрический факторные анализы, дающие возможность построения совмещенных отображений конструктов и элементов, различные типы кластерного анализа, непараметрическое многомерное шкалирование и другие методы. Описание различных подходов к анализу репертуарных решеток приводится, в частности, в работах P. Slater (1976, 1977).

     В повседневной практической психодиагностической работе наиболее приемлемым и традиционным является факторный анализ репертуарной матрицы по строкам, то есть по конструктам. При этом, как и в семантическом дифференциале, цель подобной обработки результатов - переход от первичного (явного) пространства конструктов относительно большой размерности к вторичному (имплицитному, семантическому) пространству меньшей размерности обобщенных оценочных шкал (обобщенных конструктов), реально ответственных за дифференцировку объектов в индивидуальном сознании.

     Опыт  использования факторного анализа  при обработке репертуарных решеток  показывает, что наряду со значениями факторных нагрузок (корреляциями между вторичными и первичными конструктами), позволяющими интерпретировать факторы, результаты факторного анализа, как правило, содержат и факторные значения - координаты объектов во вторичном пространстве [Зеличенко и др., ред., 1989].

     На  пятом этапе проводится обобщение  результатов исследования. Их можно  разделить на две группы [Похилько, Федотова, 1984]: а) формально-структурные  характеристики системы индивидуальных конструктов (например, степень дифференцированности и интегрированности системы, выраженность первой главной компоненты, число изолированных конструктов); б) содержательно-смысловые характеристики (например, расстояние между элементами "я" и "моя мать" ближе, чем между "я" и "мой отец").

     К важным формальным характеристикам, имеющим четкую психодиагностическую трактовку, относится число независимых факторов (размерность семантического пространства) [Шмелев, 1996,2002]. Как правило, оно указывает на уровень дифференцированности, развитости системы представлений испытуемого в определенной, интересующей исследователя области. Высокая степень сложности индивидуальной когнитивной системы означает, что данный субъект создает многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон. Низкая степень сложности индивидуальной когнитивной системы, напротив, свидетельствует о том, что понимание и интерпретация происходящего в сознании этого субъекта осуществляется в упрощенной форме на основе использования ограниченного набора субъективных измерений [Холодная, 1997].

     Применение  факторного анализа индивидуальных матриц корреляций между конструктами является не вполне удачной мерой  для диагностических выводов  относительно когнитивной сложности  испытуемого, при этом низкая размерность  факторного пространства действительно говорит о "когнитивной простоте", однако высокая размерность однозначно не интерпретируется. Так, например, "Д. Баннистер показал, что высокая размерность наблюдается, в частности, у больных шизофренией, страдающих разорванностью мышления, противоречивостью и несогласованностью его понятийного базиса (системы конструктов)" [цит. по: Шмелев, 2002. С. 84].

     Оценка  когнитивной дифференцированности может производиться по степени "силы связей" между конструктами. Чем выше средняя величина связей между конструктами, тем менее когнитивно дифференцированным является человек. Для оценки степени когнитивной дифференцированности можно использовать меру "интенсивности связей", рассчитываемую по формуле, предложенной Д. Баннистером [Похилько, 1987].

     Н. И. Алешкиным (1997) приведен ряд положений, касающихся вопроса интерпретации  корреляционной и факторной структуры  решетки, с которыми согласуется  большая часть эмпирических данных, а также приведенные выше представления  о когнитивной дифференцированности испытуемого.

     1. Большое количество пар персонажей  с высокими коэффициентами корреляции  свидетельствует о том, что  испытуемый плохо различает, диффренцирует  персонажи в своем сознании. Увеличение  числа высококоррелирующих конструктов  указывает на нарастание взаимосвязанности в структуре конструктов. Эта взаимосвязанность становится жесткой, ригидной, если к ней присоединяется высокая коррелируемость персонажей, и противоречивой, несбалансированной, дискордантной, если пары конструктов и персонажей с высокими коэффициентами корреляции психологически противоречивы.

     2. Наличие в структуре конструктов  первого фактора с хорошей  информативностью (около 50%) при сбалансированности  фактора и хорошем различении  персонажей говорит о единстве  личности и устойчивом рациональном "Я". Чрезмерная информативность первого фактора наряду со снижением дифференцируемости персонажей указывает на генерализованность конструктов и субъективизм при оценивании. Второй и третий факторы по своему психологическому содержанию могут противоречить первому фактору, обнаруживая конфликт между рациональным и эмоциональным "Я". В этом случае нарастание информативности второго и третьего факторов в сравнении с первым является неблагоприятным признаком, свидетельствующим о нарастании внутриличностного конфликта.

     При содержательном анализе данных наибольшей диагностической информативностью обладают названия выделенных конструктов  и элементов, а также их смысл. Интерпретации подлежат психологические  портреты персонажей, которые состоят  из конструктов с высокими или низкими баллами. По конструктам и портретам можно судить о развитости, неординарности или эгоцентричности суждений испытуемого в отношении других людей. В компонентах "Я-образа" ("Я сейчас", "Я в прошлом", "Я в идеале") проявляется удовлетворенность человека собой и те ориентации, которые он выбирает для своего развития. Материалом для интерпретации также служат взаимозависимости между персонажами и конструктами и группировки персонажей и конструктов, полученные методами корреляционного и факторного анализа. Интерпретация включает оценку структурных особенностей социально-психологического восприятия личности, а именно противоречивость - сбалансированность, ригидность - пластичность, аморфность - структурированность [Алешкин, 1997].

     Техника репертуарных решеток сочетает в себе достоинства стандартизованных методов психодиагностики, позволяющих сравнивать особенности личности испытуемого с "нормативной" личностью, и метода клинической беседы, в которой постигается своеобразие личностных особенностей испытуемого. Эта техника отличается высокой индивидуальной ориентированностью и кросс-культуральной валид-ностью, потому что стимульный материал (элементы и конструкты) выявляются в ходе самого обследования.

     Техника удобна для совмещения диагностики и психологической коррекции, направленной на восприятие личностью других людей и самого себя. Формулируя репертуар элементов и конструкты, испытуемый обнаруживает свои значимые отношения и проблемы, самовыражается, что создает положительный эмоциональный фон. Определение круга людей, объектов и явлений, важных для самого испытуемого, которых он описывает на своем языке, позволяет получить не только ценную диагностическую информацию, но и служит сокращению дистанции в терапевтическом диалоге, так как после этого диалог идет на языке самого испытуемого о понятных ему и значимых для него вещах.

     Решетки трудно фальсифицировать, особенно оценочные  решетки и особенно в тех случаях, когда испытуемый не видит результатов  своих предыдущих оценок. Однако даже при наличии установки на фальсификацию система конструктов воспроизводится, поскольку испытуемый, пытаясь фальсифицировать оценки людей, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной системы смысловых оппозиций, в направлении наиболее значимых смысловых параметров [Похилько, 1987].

     Примерами использования ТРР в клинике  могут служить исследование "Я-образа" больных с сердечно-сосудистой патологией [Коржова, 1994], исследование некоторых  аспектов самоотношения больных  неврозами [Соколова, 1989], исследование эмоциональной и когнитивной сферы больных алкоголизмом с помощью невербальных (цветовых) репертуарных решеток [Крупицкий, Гриненко, 1996] и др.

     Подводя итог, можно сказать, что техника  репертуарных решеток является ярким  и удачным примером использования математических методов для проникновения во внутренний мир человека, в его личные "теории мира" [Kelly, 1955]. Математические зависимости между оценками и суждениями человека (математические зависимости внутри решетки) отражают психологические процессы, лежащие в основе этих суждений (психологические отношения внутри системы конструктов).

     В последнее время растет число  работ, посвященных компьютеризации  репертуарных решеток. Последние компьютерные версии репертуарных тестов позволили  определить требования, которым удовлетворяет хорошая программа [Алешкин, 1997]. К числу известных компьютерных программ, позволяющих строить семантические пространства по индивидуальным конструктам, относится программа ЭКСПЛАН и более специализированная программа КЕЛЛИ, дающая возможность производить процедуру сравнения по тройкам прямо за компьютером (программа КЕЛЛИ распространяется научной фирмой "Гуманитарные технологии"; название новой версии этой программы - КОНСТРУКТОР) [Шмелев, 1996]; компьютерная программа РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ [Алешкин, 1997].  

Література:

  1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).-М.: Фолиум, 1994.-175с.
  2. К.Р. Червинская. Компьтерная психодіагностика. – Спб.: Издательство «Речь», 2004. – 336 с.

Информация о работе Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик