Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различия лежат два разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека.

Работа содержит 1 файл

компьютерная психодиагностика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     В исследованиях Ч. Осгуда семантическое пространство строилось на базе шкалирования понятий из самых разных понятийных классов (например, "пламя", "мать", "ураган", "радость" и т. д.).

     Как показали многочисленные факторно-аналитические  исследования [Артемьева, 1980; Шмелев, 1983; Петренко, 1988; Snider, Osgood, 1969], большинство оценочных шкал объединяются в три сводные  
 

     Рис. 2.4. Семантический профиль шкалирования объектов "Солнце" и "Земля" 

     Рис. 2.5. Семантическое пространство шкалирования объектов "Солнце" и "Земля" оценочные шкалы: "хороший - плохой", "сильный - слабый", "активный-пассивный". На основании этого была предложена трехфакторная модель СД (рис. 2.6). В ее основе заложены факторы, объединяющие от 50 до 65% дисперсии оценок. Это факторы "Оценка", "Сила", "Активность". В результате подсчета каждый объект шкалирования получает значения по трем главным семантическим факторам и может быть отображен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве "Оценка - Сила - Активность". Положение точки в СП характеризуется двумя показателями: 1) направленностью от начала координат, то есть от  

     Рис. 2.6. Трехфакторная модель семантического дифференциала нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика) и 2) удаленностью от начала координат ("интенсивность", "поляризация" - количественная характеристика) [Федорова, 1978]. Чем больше точка СП удалена от начала координат или, иначе, чем длиннее вектор, тем интенсивнее реакция и, следовательно, тем более значимо для испытуемого оцениваемое понятие.

     Близость  определенных точек в семантическом пространстве отражает сходство отдельных объектов шкалирования в сознании испытуемого. Благодаря этому можно получить представление о субъективном восприятии подобия или различия. Степень такого подобия или различия можно представить количественно, исходя из модели семантического пространства по семантическому расстоянию между соответствующими точками объектов в СП. Семантическое расстояние (D) вычисляется по формуле обобщенного Евклидового расстояния [Федорова, 1978; Бурлачук, Морозов, 1999]. Эта формула используется для: определения D между значениями различных понятий у одного лица или группы; определения D одного понятия для нескольких испытуемых или групп; определения динамики D у одного испытуемого или у группы лиц, например, значение "Я" до и после лечения.

     Как отмечает Петренко (1997), математическое построение семантического пространства является переходом от базиса большей  размерности (признаков, заданных шкалами) к базису меньшей размерности (категориям-факторам). Содержательно фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания шкал, входящих в фактор, и в этом смысле факторы представляют собой форму обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строится СД. При этом сам переход от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к описанию объектов с помощью факторов, являющихся смысловыми инвариантами, связан с потерей информации об объектах, так как из содержания шкалы в факторе отображается только та информация, которая инвариантна всей совокупности входящих в фактор шкал. Этим инвариантом оказывается эмоциональный тон или образное переживание, лежащие в основе коннотативного значения. Именно поэтому СД позволяет оценивать не значение как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабоструктурированными и малоосознаваемыми формами обобщения.

     Исследования  показали универсальность выделенных факторных структур по отношению  к испытуемым. Так, была показана идентичность факторных структур у представителей различных языковых культур, у испытуемых с различным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми. Это не означает, конечно, что все испытуемые оценивают объекты сходным образом. Единство факторных структур показывает, что неизменными остаются семантические связи между различными шкалами при шкалировании объектов, и если какой-нибудь испытуемый оценивает "порок" как "хороший", то он для него и "сладкий", и "желанный" [Петренко, 1997. С. 78-79].

     Универсальность факторных структур порождает одно важное следствие. Поскольку структура  семантических пространств идентична  для различных испытуемых, то результаты факторизации, полученные в одной  группе, можно использовать для проведения исследований с помощью семантического дифференциала на другой группе испытуемых. Это означает, что для испытуемых одной языковой культуры трех-факторный (универсальный) семантический дифференциал не надо каждый раз строить заново, а можно, не проводя факторизации, использовать уже полученные результаты группировки шкал в факторы.

     Построение  СД на базе оценок отдельных семантических  классов - частных семантических  пространств - выявило новые факторы, специфичные именно для этих понятийных классов [Петренко, 1997]. Например, при шкалировании политической терминологии было обнаружено, что три обычно независимых фактора ("Оценка", "Сила", "Активность") стали коррелировать и слились в один, который можно описать как "доброжелательный динамизм" в оппозиции к "злобному бессилию".

     В психодиагностическом исследовании с  помощью СД можно получить характеристику индивидуального отношения к  объекту с помощью основных оценочных  факторов, семантических расстояний между значениями объектов, анализа "понятийной структуры" испытуемого. Благодаря этому СД находит широкое применение в различных областях психологии. Возможности метода довольно широко используются в клинике. Особую важность имеет применение СД для исследования значимых отношений личности.

     В исследовании Г. Л. Исуриной (1984) с помощью  СД изучалась система отношений  личности больных неврозами и  ее динамика в процессе психотерапии. Автором было проанализировано 24 понятия, характеризующих основные сферы  отношений личности ("Я как  мужчина (женщина)"); "Я глазами окружающих"; "Моя болезнь"; "Мой психотерапевт" и т. д.). Исследование показало отчетливую динамику в системе отношений личности больных неврозами в процессе психотерапии, объективированную с помощью количественного и качественного анализа данных СД, применявшегося трижды в процессе лечения и в катамнезе.

     В исследованиях А. М. Якубзона (1990) СД применялся для изучения внутренней картины болезни при неврозах с функциональными сердечно-сосудистыми  расстройствами. Для получения обобщенной структуры оценочного компонента ВКБ были проведены корреляционный и факторный анализы показателя Оценки для 25 понятий. Исследование показало, что оценка своего здоровья у больных истерическим неврозом зависит, главным образом, от отношений в микросоциальном окружении, а для больных неврастенией характерно руководство персонифицированными представлениями, где состояние здоровья выступает одним из условий самореализации.

     Семантический дифференциал предоставляет широкие  возможности для исследования самооценки и самоотношения. Выделяют несколько способов исследования самооценки с помощью СД: 1) оценивание понятия "Я" (или более конкретно - "Мое настоящее Я"); 2) вместе с понятием "Я" оценивается ряд понятий, представляющих различные характеристики личности ("общительность", "активность", "уровень культуры" и т. д.) с последующим определением расстояния между понятием "Я" и личностными особенностями; 3) наряду с "настоящим Я" оцениваются заведомо полярные понятия: "Мое идеальное Я", "Каким я больше всего себе не нравлюсь" [Бурлачук, Морозов, 1999].

     СД  в психологической диагностике  личности может выступать как  особый методический прием анализа  индивидуального сознания, эмоциональных  отношений, установок и т. д. На его  основе могут строиться различные  психодиагностические методики.

     Так, например, в исследовании В. М. Шумакова, В.А.Дегтярева (1985) применение СД позволило  выявить (с использованием значительного  массива стимульного материала) узловые личностные характеристики больных малопрогредиентной шизофренией, совершавших и не совершавших общественно опасные действия, а затем, посредством выделения наиболее информативных стимулов, сформировать алгоритмическую экспресс-диагностическую процедуру. Новая экспресс-методика нашла применение в практической работе по прогнозированию различных форм поведения больных и комплектованию психотерапевтических групп.

     К числу модификаций классического  семантического дифференциала Осгуда относятся "личностные семантические  дифференциалы", составленные из прилагательных, обозначающих черты личности и ориентированные на оценку человеком самого себя или другого человека. Процедура построения личностных СД стандартна. Она сводится к выделению факторных структур, содержащих категории, сквозь призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, то есть отражающих "наивную", обыденную "теорию личности", выработанную житейской практикой испытуемых [Петренко, 1997]. На материале русского языка построение личностного СД осуществлялось несколькими авторами [Бажин, Эткинд, 1983; Петренко, 1983].

     В. Е. Каганом (1991) на основе СД разработан "Половой дифференциал" с целью  диагностики половой идентичности у детей и подростков.

     Методика "Личностный дифференциал" (ЛД), разработанная  в Психоневрологическом институте  им. В. М. Бехтерева [Бажин, Эткинд, 1983], содержит в своей основе три фактора - Оценка, Сила, Активность. Методика представляет собой компактный и валидный инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений и социальной перцепции, который можно использовать как в медико-психологической диагностической работе, так и в социально-психологических исследованиях.

     В результате тщательного отбора шкал (проанализировано 120 слов русского языка, обозначающих черты личности), последующего факторного анализа, проверки надежности и валидности методики и получения средних значений по факторам авторами был предложен окончательный вариант ЛД - инструмент экспресс-психодиагностики в клинике и в консультативной практике.

     ЛД  включает 21 шкалу, образованную парами прилагательных-антонимов, относящихся к характеристикам личности и поведения ("безответственный - добросовестный", "упрямый - уступчивый", "разговорчивый - молчаливый" и т. д.). Процедура исследования и обработка результатов происходит по традиционной для СД схеме. Интерпретация полученных значений факторов Оценки, Силы, Активности проводится с учетом описанных ниже положений в зависимости от объекта оценивания, то есть от того, оценивает ли испытуемый себя или кого-то из членов ближайшего микросоциального окружения.

     При применении ЛД для исследования самооценки значения фактора Оценки свидетельствуют  об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как  личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, удовлетворен собой. Низкие значения фактора Оценки указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

     При использовании ЛД для измерения  оценок других людей фактор Оценки интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом высокие значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, низкие значения - его отвержению.

     Фактор  Силы в самооценках свидетельствует  о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят  об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные  силы в трудных ситуациях. Низкие значения этого фактора свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от окружающих. Особо низкие значения фактора связываются авторами методики с астенизацией и тревожностью.

     В оценках других людей фактор Силы выявляет отношения доминирования - подчинения между субъектом и  объектом оценки.

     Фактор  Активности в самооценках и оценках  других людей интерпретируется как  свидетельство экстравертированности  личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность; низкие значения - на интровертированность, определенную пассивность, уравновешенные эмоциональные реакции.

     1 Синестезия - психологический феномен,  состоящий в возникновении ощущения  одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. 

     2.2.6. Техника репертуарних решіток 

     Более разнообразные и гибкие процедуры  шкалирования по сравнению с СД представлены в психодиагностическом подходе, получившем название "репертуарное матричное тестирование, или техника репертуарных решеток (ТРР)".

Информация о работе Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик