Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа
Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различия лежат два разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека.
Следует отметить, что интерпретация полученной структуры является достаточно трудной, неформальной задачей и во многом определяется знаниями и интуицией экспериментатора. Для облегчения и в какой-то степени формализации этого этапа в литературе приводятся лишь самые общие соображения и рекомендации [Петренко, 1997].
Часто при интерпретации прибегают к групповому методу (методу независимых судей), когда суждения о содержании факторов высказывают независимо друг от друга несколько специалистов в исследуемой содержательной области. После выдвижения предварительной гипотезы о содержании факторов можно дополнить исходный набор объектов рядом эталонных (метод "введения эталонных объектов"), явно связанных по содержанию с предполагаемой гипотезой, то есть заведомо имеющих высокую нагрузку по гипотетическому фактору, и - в случае получения ими высоких нагрузок по этому фактору или вхождения их в анализируемый кластер - получить подтверждение исходной гипотезы. Используют также пары объектов, резко контрастирующих поданному содержанию (фактору), - это метод максимального контраста. Наконец, можно проводить проверку эмпирической валидности, сопоставляя полученные факторы с ранее выделенными и интерпретированными структурами (тестами).
Следующие
два раздела посвящены первым
двум этапам построения семантического
пространства, причем при изложении
материала основные акценты сделаны
на практическом представлении
Для
более детального знакомства с экспериментальной
психосемантикой следует
2.2.
Технологічні засоби
формування експериментально-
В
ходе психосемантически
субъективное шкалирование;
ранжирование;
сортировка;
ассоциативный эксперимент;
семантический дифференциал;
репертуарные решетки.
Рассмотрим последовательно эти процедуры.
Субъективное шкалирование - это такой технологический прием, который состоит в оценке испытуемым некоторых объектов по шкалам. Различия между конкретными методиками, относящимися к методу субъективного шкалирования, детерминированы тем, является ли набор объектов шкалирования 1) фиксированным, заранее определенным; 2) определяемым экспериментатором до обследования; 3) определяемым экспериментатором в диалоге с испытуемым во время обследования. Кроме того, несходства связаны с наличием или отсутствием априорных ограничений на природу шкалируемых объектов, а также со способами, используемыми для шкалирования [Зеличенко и др., ред., 1989].
Психодиагностические методики, в основе которых лежит метод субъективного шкалирования, по своему психометрическому статусу относятся к классу "субъектных техник" (А. Анастази, 1982, 2001) называет их феноменологическими), для которых характерно наличие исходного методологического принципа при довольно большой свободе модификаций процедуры и способов интерпретации результатов. Кроме того, в своем большинстве эти техники могут быть отнесены к классу описательных методов, диагностирующих не степень выраженности общих для всех людей свойств, а набор индивидуальных особенностей, характерных именно для данного испытуемого, и в этом смысле определяющих специфику его индивидуальности (индивидуальности его "образа мира").
Таким образом, при работе с этими техниками необходимо сначала определить задачу исследования, провести при необходимости модификацию стандартного варианта методики в соответствии с задачей, так чтобы результаты можно было интерпретировать в интересующем психолога направлении, и только затем переходить к процедуре исследования. Поэтому требования к квалификации психолога, использующего "субъектные техники", обычно существенно выше, чем в случае использования традиционных тестов.
Ниже представлены примеры конкретных психодиагностических методик, в основе которых лежит принцип субъективного шкалирования.
К
методикам субъективного
Классическим примером субъективного шкалирования является "Методика самооценки Дембо-Рубинштейн" [Рубинштейн, 1970, 1998]. В ходе эксперимента испытуемому предлагаются одна задругой несколько графических шкал, ориентированных вертикально (это принципиально, так как "верх" и "низ" у каждого человека семантически маркированы, ассоциативно наполнены определенным смыслом) (рис. 2.1). Инструкция испытуемому: "Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) - самые здоровые, а здесь внизу (показ) - самые больные. Как вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку - черту в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь" [Рубинштейн, 1998, с. 136]. Далее испытуемому
Рис. 2.1. Графическое субъективное шкалирование. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн предлагается оценить свой "ум", "характер", "счастье" по аналогичной системе. Затем следует этап экспериментально спровоцированной беседы. В зависимости оттого, где поставил черточку испытуемый, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит. Затем экспериментатор таким же образом беседует с больным относительно трех первых показателей.
Анализ
экспериментальных данных должен проводиться
не только по расположению отметок
на линии, но и по обсуждению этих отметок,
что соответствует
Примерами
методик субъективного
Названные выше психодиагностические методики самооценки психического (функционального и эмоционального) состояния, построенные по принципу субъективного шкалирования, обладают определенным, заранее фиксированным набором шкал и фиксированным объектом оценивания, в роли которого выступает сам испытуемый (его психическое состояние). Это сближает рассмотренные методики с "контрольными списками" и опросниками по степени возможности использования психосемантического подхода к анализу и интерпретации результатов.
В общем виде процедуру субъективного шкалирования можно представить следующим образом.
1. Составляется набор объектов. Здесь возможны два варианта: либо берется заранее определенный набор, либо набор объектов определяется экспериментатором в процессе интервью.
2.
Испытуемому дается задание:
3.
Экспериментально-
Здесь dij - степень субъективного сходства /-го объекта с j-м.
4.
Эта матрица подлежит
Так, например, она может быть подвергнута одному из методов анализа данных - многомерному шкалированию - для того, чтобы построить геометрическое пространство минимально возможной размерности, в котором расстояние между координатными точками, соответствующими анализируемым объектам, подобны или
Рис. 2.2. Графическое представление результатов процедуры многомерного шкалирования соответствуют субъективным оценкам матрицы сходства, то есть элементам матрицы D (рис. 2.2). Def Многомерное шкалирование - это процедура технологии анализа данных для построения геометрического пространства минимально возможной размерности, в котором расстояние между координатными точками подобны или соответствуют субъектным оценкам матрицы сходства.
Другой возможностью обработки матрицы D является использование факторного анализа. В этом случае от матрицы субъективного сходства D переходят к матрице корреляций либо путем нормирования коэффициентов субъективного сходства, либо путем вычисления коэффициентов корреляции каждой пары объектов на основе их субъективного сходства.
Примером
использования процедуры
Рис.
2.3. Пример шкалирования "птиц"
матрицы
данных (рис. 2.3). Горизонтальную ось семантического
пространства - Ф1 - авторы интерпретировали
как фактор "размер" (орел, гусь, малиновка,
воробей, голубой попугайчик), а вертикальную
- Ф2 - как фактор "дикость" (орел, сойка,
воробей, малиновка) в противоположность
домашним животным (курица, утка, гусь).
2.2.2.
Ранжування
Ранжирование, по сути, представляет собой одну из многочисленных модификаций субъективного шкалирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задача - расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака, заданного критерия.
Типичным примером ранжирования является выполнение экспериментального задания в "Цветовом тесте" Люшера, когда испытуемый раскладывает цветные квадраты в порядке убывания их привлекательности. Процедура ранжирования положена в основу ряда психодиагностических методик, направленных на изучение ценностных ориентации, например, "Теста ценностных предпочтений", "Методики ценностных ориентации", "Методики изучения ценностных ориентации" [Зеличенкои др., ред., 1989; Rokeach, 1973]. Сферой применения методик, построенных на технике ранжирования, является также самосознание, самоотношение, самооценка. Этот технологический прием используется в методике "Q-сортировка" [Stephenson, 1956], а также в "Методике косвенного измерения системы самооценок" (КИСС) [Федотова, 1987; Соколова, 1989].
Еще один вариант ранжирования - парное сравнение объектов [Шмелев, 1996]. Различают парное сравнение по предпочтению и по сходству. Первое является более трудоемким и надежным вариантом ранжирования. Когда испытуемый сравнивает все пары объектов - каждый с каждым, возникает возможность получения ценной дополнительной информации о противоречиях в системе предпочтений, отраженной в так называемых "нетранзитивных тройках". Например, испытуемый предпочитает красный цвет синему, синий - зеленому, а зеленый предпочитает красному.
Информация о работе Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик