Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различия лежат два разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека.

Работа содержит 1 файл

компьютерная психодиагностика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Техника репертуарных решеток представляет собой совокупность методических приемов, обеспечивающих операциональную реализацию индивидуально ориентированного подхода  к субъективному шкалированию. Как и другие психосемантические техники, ТРР не ставит своей целью сравнение оценок и реакций человека с нормированными групповыми данными (хотя это не исключается), но стремится реконструировать индивидуальную систему смысловых связей, субъективных оценок и отношений.

     Возникновение ТРР связано с разработкой  американским психологом Дж. Келли (Kelly, 1955) теории индивидуальных конструктов. Эта теория, относящаяся к числу  когнитивно-ориентированных теорий личности [Холодная, 1997], разрабатывалась  на основе представления о том, что объяснение своеобразия личности следует искать в особенностях понимания человеком происходящего. Келли был одним из первых, кто пытался подойти к анализу личности через характеристику когнитивной сферы как важнейшего компонента индивидуального сознания.

     Согласно  теории Келли, человек воспринимает, интерпретирует и оценивает действительность на основе определенным образом организованного  субъективного опыта, представленного  в виде системы индивидуальных конструктов 1.

     На  основе обобщения положений Келли предлагается следующее определение понятия индивидуального конструкта: "...это особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует свое поведение, "понимает" других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит "образ Я". Это одновременно и способ поведения, и параметр отношений и оценок, и когнитивное смысловое расчленение и противопоставление" [Похилько, Федотова, 1984. С. 151].

     Конструкты  организованы в систему, имеющую  сложную иерархическую организацию  и множество подсистем. В силу социального опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако, поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека. Конструкты, являясь способом дифференциации объектов, могут быть применены к оценке реальных объектов, конкретных ситуаций, другого человека, находящегося в той или иной ролевой позиции [Холодная, 1997]. Таким образом, можно считать, что индивидуальная система конструктов представляет собой дифференцированную систему отношений, оценок и установок человека к миру.

     К понятию индивидуального конструкта оказываются близкими понятия "категориальная структура индивидуального сознания" [Петренко, 1988; 1997], "категориальные установки" [Шмелев, 1983], "субъективные семантики" [Артемьева, 1987], используемые в рамках экспериментальной психосемантики.

     Психосемантический  подход рассматривает построение системы  индивидуальных конструктов как  реконструкцию индивидуальной системы  значений. При этом техника репертуарных решеток выступает как более  общий (по сравнению с традиционными) метод субъективного шкалирования с максимальным числом степеней свободы, обладает чрезвычайной гибкостью, универсальностью и дает широкие конструктивные возможности для того, чтобы увидеть мир "глазами другого человека" [Забродин, Похилько, 1987].

     В общем случае техника может быть применена к объектам любого типа (профессии, товары и т. д.). Этим объясняется  ее широкое распространение в  различных областях науки и практики, связанных с выявлением индивидуальных особенностей отношений человека. Она находит применение в подготовке руководителей и других кадров, в семейном консультировании, педагогике, в психодиагностической и коррекционной работе с больными. При проведении личностной диагностики изучаются отношения личности в формальной и неформальной сферах общения, взаимоотношения в кругу семьи, особенности самооценки и ценностные предпочтения. Техника хорошо отражает эмоциональную устойчивость и коммуникативную компетентность личности, ее творческие проявления. Особым достоинством репертуарных решеток Келли считал высокую чувствительность к индивидуальным особенностям мышления.

     В области личностной диагностики, основанной на технике репертуарных решеток, наиболее известным является разработанный  Келли "Репертуарный тест личностных конструктов" (РТЛК). В основу этого теста лег фундаментальный постулат его теории: "Личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события" [цит. по: Похилько, Федотова, 1984. С. 152]. Это позволило исследовать конструкты посредством их проявления на семантическом уровне, распространяя полученные результаты на все личностные процессы. РТЛК достаточно хорошо известен и описан в литературе [Козлова, 1976; Шмелев, 1983, 1996; Франселла, Баннистер, 1987; Соколова, 1989].

     Процедура репертуарного тестирования включает несколько этапов [Зеличенко и  др., ред., 1989]. На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область  и задать набор объектов (репертуар  элементов). Правильный выбор элементов  во многом зависит от опыта экспериментатора. Необходимо выбрать гомогенную область, правильно оценить ее границы и подобрать элементы таким образом, чтобы они составили репрезентативную выборку [Похилько, 1987]. Элементы могут задаваться несколькими способами. Испытуемый может составлять репертуарный список самостоятельно. Чаще всего ему предлагается назвать персонажи из числа хорошо знакомых ему людей. Элементы могут определяться совместно психологом и испытуемым в процессе беседы, обсуждения выбранной области или темы. В некоторых исследованиях используется наиболее быстрый и простой способ формирования репертуара элементов - экспериментатор сам предлагает его испытуемому [Eastery-Smith, 1981]. В исследовании Е. Ю. Коржовой больных с приобретенными пороками сердца использовался

     стандартный репертуар элементов, характеризующих  сферу "Я". Такой способ оказался наиболее адекватным при работе с  астенизированными больными, отличающимися  трудностями вхождения в контакт  и низкой речевой активностью. Н. А. Алешкиным (1997) предложен примерный перечень персонажей при тестировании подростков: "мать"; "отец"; "брат" ("сестра"); "избранница" ("избранник"); "друг"; "подруга"; "знакомый, который не нравится"; "преподаватель, которого я не ценю"; "преподаватель, которого я ценю"; "младший по возрасту ребенок, которого я не ценю"; "младший по возрасту ребенок, которого я ценю"; "я сейчас", "я в детстве", "я в идеале".

     Количество  элементов может варьировать  в широких пределах. Однако слишком  мало (меньше 8) и слишком много (больше 25) элементов брать нежелательно. В первом случае получаются ненадежные оценки связей между конструктами, а во втором случае процедура заполнения репертуарной решетки может быть утомительной для испытуемого, а по своей информативности не будет значительно отличаться от решетки, имеющей 15 или 20 элементов [Похилько, 1987].

     Второй  этап заключается в определении  системы конструктов для оценки выделенных на первом этапе элементов (объектов, персонажей). Напомним, что  основное отличие ТРР от описанных  ранее процедур шкалирования и стандартизованных психометрических методов заключается в использовании не заданных извне, а собственных, "вызванных" у самого испытуемого конструктов. При составлении репертуарной решетки необходимо учитывать три следующих принципа: принцип биполярности конструкта, принцип диапазона применимости конструкта, принцип индивидуальности [Похилько, 1987].

     Принцип биполярности - один из самых важных и фундаментальных для ТРР. Он требует учета не только феноменов  сходства, группировки и обобщения, но и феноменов противопоставления. Оценки людей и событий через систему оппозиций оказываются максимально информативными для целей предсказания, поскольку позволяют видеть не только нечто данное, но и противоположное ему [Похилько, 1987]. По определению Холодной (1997), конструкт - это биполярная субъективная измерительная шкала, реализующая одновременно две функции: обобщение (установление сходства) и противопоставление (установление различий). Например, других людей человек оценивает с помощью конструктов "добродушный - злобный", "умный - глупый", "легкое общение - трудное общение" и т. д. Петренко (1997) под личностными конструктами понимает систему бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя и других людей. Содержание противопоставления при этом определяется не языковыми

     нормами, а представлениями самого испытуемого, его "имплицитной теорией личности".

     При описании конструкта в биполярных понятиях конструкт становится тем, "чем  два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов" [Франселла, Баннистер, 1987. С. 35]. Биполярность конструкта дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую проводить статистический анализ, который выявляет структуру смысловых связей, лежащих в основе восприятия человеком себя, других людей, объектов действительности.  

     Принцип индивидуальности является следствием представлений Келли о человеке как об "активном исследователе", который не просто усваивает извне готовые средства оценок и предсказаний, но сам производит различения и обобщения, выдвигает гипотезы и проверяет их в реальном поведении. Таким образом, при использовании техники репертуарных решеток ставится задача выявления индивидуальной системы смысловых единиц, то есть уникальных, непохожих на групповые, конструктов. При этом те из создаваемых человеком индивидуальных конструктов, которые позволяют предсказывать и различать события, остаются; те же, которые оказываются неудачными, разрушаются.

     Принцип диапазона применимости конструкта гласит, что каждый конструкт может  быть применен к ограниченному набору объектов (элементов). На этих принципах  построены процедуры "вызывания" собственных индивидуальных конструктов  человека.

     Существует  большое разнообразие техник "вызывания" конструктов [Похилько, Федотова, 1984; Похилько, 1987; Франселла, Баннистер, 1987; Kelly, 1955]. Для "вызывания" конструктов можно использовать любую проективную технику или беседу с испытуемым. Однако более структурированные специально разработанные способы "вызывания" конструктов являются более эффективными, так как облегчают задачу испытуемому и задают конкретный, необходимый именно для данного исследования контекст. Наиболее известные из них: метод триад (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); вариантом метода триад является метод самоперсонификации (в каждую триаду в качестве одного из элементов входит элемент "Я сам", что позволяет выявить наиболее личностно релевантные конструкты); метод полного контекста (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами); методы построения "лестниц" и "пирамид", в которых вызываются конструкты разного уровня обобщения. Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными.

     Как и в случае с репертуарными  элементами, однозначного ответа на вопрос, обязательно ли "вызывать" конструкты или можно использовать готовые, не существует. Келли считал, что конструкты, которые он "вызывает" приведенными выше методами, представляют собой репрезентативную выборку из множества вербальных проявлений глубинных конструктов и оказываются более личностно значимыми [Kelly, 1955]. С другой стороны, это достоинство оборачивается недостатком при работе с испытуемыми с низким уровнем речевого (интеллектуального) развития, так как, например, задача сформулировать сходство и различие предлагаемых объектов требует определенного уровня развития логико-понятийного мышления и речи. Кроме того, как отмечает Петренко (1997), использование для построения семантических пространств индивидуального набора порождаемых испытуемыми шкал делает трудносопоставимыми результаты отдельных испытуемых в силу различия содержания шкал-измерений для индивидуальных семантических пространств. В своих работах этот автор использует компромиссный вариант процедуры построения семантического пространства: получая от испытуемых первичный набор шкал с помощью методики личностных конструктов Келли, затем отбирает единый набор шкал для всех испытуемых с целью проведения оценок объектов методом СД.

     Третий  этап состоит в оценивании объектов по конструктам, то есть в заполнении репертуарной решетки, строки которой  соответствуют конструктам, а столбцы - объектам оценивания (элементам). Оценивание (шкалирование) объектов по конструктам может проводиться по разным схемам. Наиболее распространенным является использование балльных (например, пятибалльных) шкал. При этом крайняя выраженность свойства, выражаемого конструктом, оценивается высшим баллом (например, 5), крайняя выраженность противоположного свойства (противоположного полюса конструкта) - низшим балом (например, 1), а отсутствие выраженности свойства - средним балом (например, 3).

     Широкое применение имеет ранговая решетка (в ней для оценки объектов по конструктам используется как вариант шкалирования ранжирование). После выбора элементов и "вызывания" конструктов испытуемого просят проранжировать элементы от одного полюса конструкта к другому. В матрице, получаемой в результате такой процедуры, на пересечении строк и столбцов стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по каждому конструкту.

     При заполнении оценочной решетки испытуемый оценивает каждый элемент по особым образом градуированной шкале. Простейшим вариантом оценочной решетки является решетка, заполняемая по принципу "галочек и пробелов". Испытуемого просят поставить галочку в столбце, соответствующем определенному элементу, в том случае, если он принадлежит к одному полюсу конструкта, и оставить пробел, если он принадлежит к другому. Решетки этого типа позволяют выявить неинформативные конструкты и конструкты с асимметричным распределением элементов [Похилько, Федотова, 1984].

Информация о работе Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик