Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа
Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различия лежат два разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека.
Тема __: Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик
Психосемантическая
парадигма конструирования
В рамках традиционной психометрической парадигмы конструирование методик основано на привлечении группы испытуемых или выборки, наличии тестовых норм, при этом испытуемый представляется в ряду других испытуемых как некоторая точка в пространстве признаков, определяемых разрабатываемым тестом.
Психосемантическая парадигма рассматривает индивида как носителя субъективного опыта с собственной системой смыслов. Субъективный опыт представляется в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, используемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов.
Таким образом, оба подхода предполагают построение метрического пространства с помощью технологии анализа данных, только в первом случае точками такого пространства являются испытуемые, а во втором - стимулы или объекты, имеющие тот или иной смысл для конкретного испытуемого.
Психосемантическая
парадигма конструирования
2.1.
Експериментальная
психосемантика
Экспериментальная психосемантика представляет собой направление исследований различных форм существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, коммуникативные и ритуальные действия, а также смысловые понятия). Основными задачами психосемантики являются реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования [Петренко, 1997].
Разработка психосемантического подхода в психодиагностике на этапе становления велась по двум основным направлениям. Первое направление, представленное работами А. Г. Шмелева, включало экспериментальное моделирование семантической системы обыденного сознания в области черт личности ("имплицитной теории личности" [Bruner, Tagiuri, 1954]). Оно имело своей целью раскрытие социокультурных нормативов житейской психологии совокупного носителя русскоязычной культуры и на этой основе построение "Тезауруса личностных черт".
Разработанный тезаурус содержит 1650 лексических единиц, выделенных с помощью автоматической классификации экспертных оценок. Как отмечают авторы-разработчики [Шмелев с соавт., 1988], в словарной статье словаря-тезауруса дается не определение значения слова, как в толковых словарях, а перечень слов, обладающих устойчивыми связями с ключевым словом. Семантическому словарю-тезаурусу сродни ассоциативный словарь, но тезаурус является семантически более рафинированным и структурированным способом представления смысловых связей. Словарная статья словаря-тезауруса помимо синонимов включает в себя антонимы, а также семантически более широкие, чем синонимы и антонимы, "симиляры" и "оппозиты".
Личностные
характеристики, представленные в "Тезаурусе",
могут служить построению репрезентативных
контрольных списков (психосемантических
методик с заданными
Второе направление, представленное работами В. И. Похилько (1987), посвящалось экспериментальному моделированию индивидуального "пространства" личностных конструктов, изучению отображения коллективной системы представлений о личности в индивидуальном сознании. В рамках этого направления появилась первая компьютерная разработка "Теста личностных конструктов", которая позволила приблизиться к решению задач целостной индивидуально-ориентированной психодиагностики, построенной на анализе субъективного значения, придаваемого испытуемым объекту оценивания.
Таким
образом, исследования А. Г. Шмелева
и В. И. Похилько положили начало отечественным
работам в области
Основной особенностью психосемантического подхода является то, что в нем реализуется не "объектная", а "субъектная" парадигма проектирования и анализа данных психодиагностических методик [Шмелев, 1982]. Субъектная парадигма анализа данных в психодиагностике подразумевает то, что исследование личности человека производится без привлечения групповых данных. Как отмечает Шмелев (1982), традиционная психометрическая парадигма приводит в результате исследования к представлению личности в виде вектора (или точки) в некотором пространстве внешних по отношению к ней координат. В отличие от этого, парадигма, лежащая в основе направления, называемого психосемантикой, позволяет рассматривать самого субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений, идентификаций. Анализу в этом случае подвергается индивидуальная структура личности, описываемая на ее собственном языке, в системе собственных конструктов. Исходная информация для такого анализа порождается испытуемым и отражает определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний. "Психосемантический подход позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов" [Петренко, 1997. С. 6].
Преимущества психосемантических методов психодиагностики связывают с их эффективностью и гибкостью в исследовании личности человека, с возможностью строить предсказания и проверять гипотезы сразу же в ходе эксперимента без привлечения групповых статистических норм и громоздких систем толкования [Похилько, Федотова, 1984], а также с их способностью "разводить" получаемые данные по критерию "осознаваемость - неосознаваемость" [Шумаков, Дегтярев, 1985].
Несмотря
на очевидные достоинства и
Центральным
понятием в экспериментальной
Оси пространства образуются с помощью технологии анализа данных и представляют собой обобщенные смысловые основания, которыми стихийно пользуется испытуемый для соотнесения и противопоставления объектов. Образы отдельных объектов представлены в СП в виде точек (векторов), положение которых задано координатными проекциями на оси. Естественно, что значение понятия определяется тем точнее, чем больше число осей задано, то есть чем больше число шкал, по которым это понятие оценивается. Однако на практике для определения семантического пространства достаточно знать его основные измерения. Субъективное семантическое пространство является одним из эвристических методов исследования индивидуальной системы значений и, следовательно, сознания субъекта, а также формой его модельного представления.
Первым
техническим достижением
В
многочисленных экспериментах Ч. Осгуда
и его сотрудников было обнаружено,
что размерность пространства равна
трем, а базисными векторами
Соответствующее
пространство стало стандартной
моделью представления
Расширение
круга экспериментальных
Переход от вербальных стимулов - понятий к стимулам чувственных модальностей (интерьер, текст, картина и т. п.) и даже стимулам - ситуациям был вызван нуждами решения прикладных задач (например, оценки субъективного восприятия освещения помещения, интерьера), исследования единства репрезентации слова и графического знака, систематического исследования разномодальных и разнопри-родных семантик. Нередко в указанных экспериментальных ситуациях одновременно с использованием невербальных стимулов строились и специальные дифференциалы, например, для субъективной оценки живописных полотен, текстов [Артемьева, 1999].
Однако какими бы ни были расширения и видоизменения первоначальных экспериментальных схем Ч. Осгуда посредством введения новых семантических дифференциалов и стимулов новой природы, они, возможно, меняя психологические интерпретации семантического пространства, не изменяют самого смысла экспериментальной модели - представление отношения испытуемых к системе стимулов в виде семантического пространства.
Построение семантического пространства в этом виде включает в себя этапы получения оценок стимулов .(векторов) и проведение математической процедуры определения "осей" (базисных векторов) полученной системы векторов. Кроме того, существуют модели, не являющиеся семантическим пространством в этом понимании, но аналогичные им в том смысле, что тоже позволяют описывать структуру связей между оценками стимулов испытуемыми. Эти модели, апеллирующие к "расстоянию" ("сходству", "различию") между стимулами, входят в методический арсенал экспериментальной психосемантики, позволяя реконструировать взаиморасположение стимульных репрезентаций ("значений" в концепции А. Г. Шмелева) в виде структуры, которая в зависимости от экспериментальной процедуры и способа обработки матрицы расстояний может быть представлена системой координатных осей, кластерами, деревьями, цепочками или семантическими сетями.
В построении семантического пространства Петренко (1997) выделяет три этапа.
Формирование
экспериментально-
Выявление структуры.
Интерпретация выявленной структуры.
Первый
этап - формирование экспериментально-
Результатом первого этапа является построение матрицы сходства анализируемых объектов. Выделить структуры, лежащие в основе этой матрицы, и тем самым эксплицировать структуру семантического пространства - задача второго этапа.
Второй этап - выявление структуры - предполагает использование технологии анализа данных путем применения соответствующего метода исследования структур, лежащих в основе полученной матрицы данных. Этот шаг предусматривает уменьшение числа исследуемых переменных, в качестве которых выступают семантические связи матрицы сходства, сведение их в некоторые обобщенные структуры. Наиболее широко используемыми процедурами упорядочивания исходных данных выступают факторный анализ, метод многомерного шкалирования, кластерный анализ.
Способы построения семантического пространства обладают высокими степенями свободы в плане выбора методов установления семантических связей (первый этап) и способов математической обработки (второй этап). Например, данные, полученные на основе ассоциативного эксперимента, могут быть обработаны и с помощью многомерного шкалирования, и с помощью факторного и кластерного анализа. Этап математической обработки не порождает новое содержание, а позволяет представить исходные данные в компактной, хорошо структурированной форме, удобной для анализа и дальнейшей интерпретации.
Третий этап - интерпретация выявленной структуры - состоит в идентификации, интерпретации выделенных факторных структур, кластеров и т. д. Интерпретация выделенных структур подразумевает выделение некоторого смыслового инварианта объектов, имеющих высокую нагрузку по данным факторам или входящих в данный кластер. Пример интерпретации данных исследования с помощью одного из психосемантических методов диагностики личности - "Теста личностных конструктов" - представлен Н. И. Алешкиным (1997).
Информация о работе Психосемантична парадигма конструювання психодіагностичних методик