Психолого-акмеологический аспект публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Современный стиль профессиональной деятельности, ориентированный как на конкуренцию, так и на сотрудничество, кооперацию, требует умений и навыков в сфере деловых коммуникаций, особенно речевых. (По данным социологических опросов, 95% государственных служащих считают речевые коммуникационные умения необходимыми в их профессиональной деятельности и готовы учиться, чтобы овладеть ими). В нашей стране в течение долгого времени психолого-акмеологическим технологиям делового общения уделяли недостаточно внимания. Сейчас значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы, выступать публично с максимальной эффективностью.

Содержание

Введение………………………..……………………….…...стр. 3
Глава 1.
Теоретические основы процесса делового общения
1.1 Сущностные характеристики и содержание
процесса общения…………………………………………….стр. 7
1.2 Сущностные характеристики и содержание
процесса делового общения………………………………….стр. 20
Глава 2.
Психолого-акиеологические технологии проведения
деловых переговоров и публичного выступления.
2.1 Деловые переговоры как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
проведения деловых переговоров……………………………стр. 27
2.2 Публичное выступлении как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
публичного выступления………………………...……………стр. 44
Заключение……………………………………………………стр. 55
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 338.00 Кб (Скачать)

       Следует знать, что активно слушать человек  может в среднем 15 минут. Затем  необходимо сделать паузу или  небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет до 80% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но если во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, сразу же ощущается "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. Можно привести один интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: "Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?" — "Господин пастор, — ответил старик, — с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!" Этот пример показывает, что когда оратор произносит речь, у него имеются не только слушатели, но и зрители.

       Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?» и «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?». Лучше не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, нельзя научиться пользоваться ими. С помощью рук можно показать размеры предмета и указать на что - либо, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, руками пользуются для создания образа своих идей. [20] При этом необходимо считаться со следующими правилами.                                                1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.   2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3см. от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость авторитета оратора.                                                                                                                       3. Необходимо регулярно тренировать жестикуляцию, так как  это тот язык, который понятен всем.

Невербальные  особенности в  процессе делового общения.

       Люди  могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается  устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Как говорилось выше, психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20—40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже если не осознаём этого.

       Особенностью  невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не только от того, что человек говорит, но и от его невербалики. Именно поэтому особое внимание следует обращать на голос, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Можно понять, как встречено то, что человек сказал, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник, или замкнут, занят самоконтролем или скучает и отвлекается, конгруэнтен он или же нет.

       Знание языка жестов телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Все это позволяет сделать вывод о том, что если нужно достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то необходимо овладеть техникой невербального общением.                                                Ниже следуют признаки некоторых душевных состояний и соответствующие им жесты, позы и мимика.

Признаки  искренности.

Прямой взгляд, руки и ноги слегка разведены, голова поставлена прямо, плечи свободно опущены, доброжелательная улыбка, наклон корпуса в сторону собеседника, свобода и гармоничность движений, ГСД не в зоне 1 и редко в зоне 5. 

Признаки  лживости.

Частичное или  полное закрытие рта пальцами или ладонью, отведённый в сторону взгляд, скрещенные на груди, животе или за спиной руки, натянутая улыбка, стиснутые губы, покашливание, чрезмерная жестикуляция или её полное отсутствие (руки сжимают подлокотники), потирание пальцами век, бровей, прикосновение к носу, щекам, губам, тело направлено от собеседника, ищет опору, оттягивание или поправление воротника, кивок головой при отрицательном ответе или покачивание головой при положительном ответе, частое потирание или вытирание рук, ГСД часто в зонах 1 и 5. 

Признаки  доверия

Удобная поза с  полной обращённостью к партнёру, разомкнутые руки, свобода и гармоничность  движений, доброжелательная улыбка, утвердительные кивки головй. 

Признаки  недоверия.

Отворачивание от собеседника, носок ноги направлен в сторону выхода (готовность уйти), сцепленные пальцы рук, руки скрещены на груди, отрицательное покачивание головой, кривая, натянутая улыбка, прикосновение пальца к носу, губам, оттягивание мочки уха. 

Признаки  уверенности.

Раскованная поза, отсутствие блоков, ноги расставлены (более характерно для мужчин), взгляд сосредоточен на собеседнике, вертикальная жестикуляция, закладывание рук за голову, закладывание больших пальцев за ремень или карманы, положение ладоней и пальцев рук «домиком», возможно вторжение в интимную зону собеседника, указующие жесты. 

Признаки  беспокойства.

Ёрзанье на стуле, опущенная голова и плечи, отведение  глаз в сторону от собеседника  «бегающий взгляд», скрещенные ноги, скрещенные на груди руки с ладонями под мышками, прикосновение к носу, уху, оттягивание воротника, поправление очков, часов, стряхивание ворсинок с одежды, защита рта рукой, нервное покашливание, покусывание ногтей, губ, сцепление пальцев, стремление держаться на некотором расстоянии от собеседника. 

Признаки симпатии.

Общение постепенно переходит в интимную зону, рукопожатие  с использованием второй руки (она  охватывает запястье, локоть, предплечье, плечо или спину), разомкнутые  руки, носок ноги указывает на собеседника, взгляды собеседников часто встречаются, прямой взгляд, улыбка, прихорашивание (мужчины поправляют галстук, воротник, запонки, ремень или волосы; женщины поправляют волосы, одежду, используют косметику. Разворот корпуса в сторону собеседника. 

Признаки  антипатии.

Общение проходит в социальной зоне с тенденцией к увеличению дистанции, отсутствие рукопожатия или вялое рукопожатие, сцепление пальцев рук, сцепление рук на груди, взгляд исподлобья, свысока, незначительный контакт глаз или его отсутствие, взгляд искоса с нахмуренными бровями, отворачивание от собеседника, постукивание ногой, дрожь ноги. 

Признаки  искреннего удивления.

Брови вздёрнуты  вверх, на лбу образуются широкие  морщины, глаза широко открыты, рот  приоткрыт. 

Признаки  искреннего страха.

Брови подняты, растянуты и сведены, короткие морщины на лбу, глаза широко раскрыты,  

Иногда страх  и удивление проявляются одновременно. 

Признаки  искреннего негодования, злости, гнева и  агрессии.

Сжатые кулаки, расширенные ноздри, взгляд исподлобья, защита шеи подбородком, вздувшиеся вены на шее и висках, брови сдвинуты, вертикальные морщины между бровей, на лбу морщин нет, глаза сужены, губы сжаты, иногда проявляется гримаса с обнажением зубов. Если чувство не очень сильно, то индикатором являются только брови. 

Признаки  искреннего отвращения.

Брови опущены, морщины на лбу отсутствуют, на носу присутствуют,  глаза сужены, при сильной степени отвращения открывается рот и высовывается язык. 

Презрение –  близкое к отвращению чувство. Отвращение может сочетаться с удивлением и  страхом. 

Признаки  искренней радости.

Глаза сужаются и блестят, уголки губ поднимаются  кверху, рот растягивается в улыбке. 

Правосторонняя  улыбка – логическая (часто неискренняя), левосторонняя более правдива. Самая  правдивая – симметричная, сочетающаяся с блеском в глазах. 

Признаки искренней грусти, печали, скорби, горя, страдания.

Брови сдвинуты вместе, между бровями небольшие  вертикальные складки,

На середине лба короткие морщины, глаза слегка приоткрыты, уголки рта опущены вниз.[1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Подводя итог данной  работы, можно сделать вывод о том, что поставленные и задачи достигнуты. Осуществлён теоретический анализ научной литературы и выявлены сущностные характеристики и содержание  общения. Выделено три взаимосвязанных аспекта общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный. Рассмотрена, также структура общения, которую даёт А. Н. Леонтьев. Она состоит из следующих структурных компонентов:   предмет общения, потребность в общении,   коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукт общения.            В самом общем виде общения выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение реализуется с использованием речевых  (вербальных) и неречевых  (невербальных) средств. Выявлены виды общения и его функции. Рассмотрены психологические механизмы воздействия. В целом, деловое общение отличается от личного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Общепринятыми формами делового общения являются деловые беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи. Развитие новых экономических отношений в нашей стране, интенсификация, наблюдающаяся на всех уровнях профессиональной коммуникации вследствие эволюции в сфере информатики, порождают необходимость быстрого и беспрепятственного распространения деловой информации, а значит организации и проведения инновационных форм делового общения, таких, как презентации, "круглые столы", пресс-конференции, собрания акционеров, брифинги.                                                          В традиционных жанрах делового общения (публичные речи, интервью, комментарий, консультация) в новых условиях реализуются коммуникативные стратегии деловых партнеров, которые требуют не только навыка самопрезентации, но и представления концепции, миссии, видения компании, организационных ценностей, корпоративной культуры.

Выявлены сущностные характеристики и содержание деловых  переговоров   и публичного выступления. Рассмотрены   технологии, служащие для их оптимизации. Даны определения тем терминам, которые наиболее важны для рассмотрения процесса общения.    

                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Аминов И.И. «Психология делового общения», М. 2009   

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
  2. Андреева Г.М. К проблеме психологии социального познания // Мир психологии, 1999 № 3.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
  4. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М., Экономика, 1988.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. - Я., 1983.
  7. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. 2 т. // Вопросы психологии, 1994 № 1.
  8. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их проявление // Педагогика, 1992 № 5-6.
  9. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996.
  10. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1967.
  12. Бороздина Г.В. Психология делового общения // Учебное пособие. - М., Инфра - 2000.
  13. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии, 1987, т.2.
  14. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л., Лениздат., 1984.
  15. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности// Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.   
  16. 3наков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 2000.
  17. 3олотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов-на-Дону, 1979.
  18. 18.Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии, 1985, № 4.
  19. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.
  20. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Что такое педагогическое общение // дошкольное воспитание, 1985, № 6.
  21. Крижанская Ю.С. Влияние социальных установок на восприятие массовых коммуникаций // Автореф. канд. дис. - Л., 1985.
  22. Крижанская Ю.С. Грамматика общения. - М., Смысл, 1999.
  23. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение // Учебник для вузов. - СПб, Питер, 2001.                                                                                                        
  24. Левитан К.М. Культура педагогического общения. - Иркутск, Издательство Иркутского университета, 1985.
  25. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., Знание, 1979.
  26. Ломов Б.Ф. Общение, как проблема общей психологии // Методическая проблема социальной психики. - М., 1976.
  27. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М., 1987.
  28. Межличностное общение (хрестоматия), СПб, 2001.
  29. Мициг П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.
  30. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб, 2000.
  31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. - М., Педагогика, 1984.
  32. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - М., 1979.
  33. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблема методологии, истории и теории.-СПб, 1999.
  34. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
  35. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально -психологической литературе // под ред. В.А. Фирсова. - Л., 1973.
  36. Реан А.А., КоломенскийЯ.П. Социальная психология общения. - СПб.,Питер, 1999.
  37. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. - Мытищи, 1996.                      
  38. Стеораненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. -М., 1994.                                                                  

Информация о работе Психолого-акмеологический аспект публичного выступления