Психолого-акмеологический аспект публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Современный стиль профессиональной деятельности, ориентированный как на конкуренцию, так и на сотрудничество, кооперацию, требует умений и навыков в сфере деловых коммуникаций, особенно речевых. (По данным социологических опросов, 95% государственных служащих считают речевые коммуникационные умения необходимыми в их профессиональной деятельности и готовы учиться, чтобы овладеть ими). В нашей стране в течение долгого времени психолого-акмеологическим технологиям делового общения уделяли недостаточно внимания. Сейчас значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы, выступать публично с максимальной эффективностью.

Содержание

Введение………………………..……………………….…...стр. 3
Глава 1.
Теоретические основы процесса делового общения
1.1 Сущностные характеристики и содержание
процесса общения…………………………………………….стр. 7
1.2 Сущностные характеристики и содержание
процесса делового общения………………………………….стр. 20
Глава 2.
Психолого-акиеологические технологии проведения
деловых переговоров и публичного выступления.
2.1 Деловые переговоры как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
проведения деловых переговоров……………………………стр. 27
2.2 Публичное выступлении как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
публичного выступления………………………...……………стр. 44
Заключение……………………………………………………стр. 55
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Перцепции свойственны:                                                                                           - эмпатия;                                                                                                                      - обратная связь;                                                                                                               - рефлексия;                                                                                                                       - стереотипизация;                                                                                                                 - идентификация.                                                                                                              При восприятии одним из важнейших элементов является первое впечатление. При этом наиболее частыми ошибками восприятия являются:                 - фактор превосходства;                                                                                                      - фактор привлекательности;                                                                                                  - эффект ореола.                                                                                                 Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.  Такая структура общения наиболее часто встречается в научной литературе.                                                                                                             Рассмотрим так же структуру общения, которую даёт А. Н. Леонтьев.                                  Согласно его концепции основные структурные компоненты общения это:                   - предмет общения – 1.человек, в отношении которого инициируется общение, партнер по общению; 2. Ценностно-смысловые позиции  партнеров по общению, в  отношении которых осуществляются определенные действия общения (прояснение, дополнение, развитие и т.п.);                                                                                                                                      -  потребности в общении многообразны, это и стремление поделиться или получить информацию, и потребность в эмоциональном контакте, и возможность подтвердить свой статус,  и управление другим человеком, демонстрация собственных границ, и оценка собственных усилий и качеств других людей, и потребность «просто поговорить» и т.п.;                                             -   коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение, «я это делаю, потому что..»;                                                                                                      - действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные): «сообщение информации - отношение к ней», «вопрос-ответ», «побуждение к действию - действие»;                                                                                                                                  - задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;                                                                                       - средства общения можно определить как способы, при помощи которых осуществляется совместная деятельность в процессе общения;                                          - продукт общения - образования материального и духовного характера, создаваемые участниками в процессе и итоге общения.                                                                                                              

       Ввиду сложности и емкости феномена общения, толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общения выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.                                                                            По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения—об общей культуре и грамотности. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций функций общения. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения. (Г.М.Андреева). [3] (Соотношение понятий: коммуникация, социальная коммуникация, общение и деловое общение мы рассмотрим в параграфе 1.2).                                                                                                                        

Общение является сложным, многоуровневым, многоплановым, последовательным процессом установления и развития контактов между слюдьми, порождаемым потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Это процесс реализации тех или иных отношений.

Свойства  вербального общения.

       При взаимодействии речь является орудием мышления, позволяя переходить от подсознательных процессов к осознанным. Она связана не только с мышлением, но и сознанием в целом (С. Л. Рубинштейн). Перечислим свойства вербального общения.                                                                                                       1. Абстрактность - возможность передачи сообщения в отсутствие коммуникатора (пересказ, письменный текст), возможность выхода в другой смысл, контекст, возможность оперирования абстрактными понятиями.                                                                                                                     2. Дискретность - возможность выделить элементы сообщения (буквы, слова)                                                                                                                                    3. Линейная временная последовательность - расположение слов в определенной последовательности и последовательным декодированием.            4. Осознанность, произвольность. Вербальные сообщения, в большинстве своем, осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.                                                                                                          5. Организованный процесс обучения языку, культуре речи.

Свойства  невербального общения.

       Невербальное  общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника. В параграфе 2.2 рассмотрим невербальное общение более подробно. Перечислим свойства невербального общения.                                    1. Конкретность - возможность передачи сообщения в отсутствие коммуникатора затруднена, либо невозможна.                                                                2. Использование абстрактных понятий затруднено.                                                      3. Континуальность - элементы трудно выделяемы.                                                      4. Пространственно - временная целостностность (коммуникатор может передавать несколько невербальных сообщений одновременно).                            5. Неосознанность, непроизвольность, спонтанность движений, жестов, мимики.                                                                                                                                6. Спонтанное изучение (социокультурные программы).

Психологические механизмы воздействия.                                                                        

       Прежде  чем говорить о механизмах воздействия, разберёмся в понятии воздействие. Психологическое воздействие—способ достижения определённых изменений в сознании и поведении участников коммуникативного взаимодействия. А. В. Кириченко установил, что существует три вида фильтров, которые на социально-психологическом уровне регулируют взаимодействие между партнёрами. Они помогают защитить человека на психологическом уровне от того, что может представлять угрозу для личной безопасности, ограждают личность от переизбытка психологических контактов, помогают найти людей для доверительного общения. Психологическое воздействие - это воздействие с помощью исключительно психологических средств: вербальных и невербальных. Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям.                                                                                                                          1. По характеру воздействия различают                                                                             - простое воздействие и                                                                                                      - сложное.                                                                                                               Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели.                                                                                                                              2. По направленности воздействия оно может быть                                                                             - индивидуальным;                              и                                                                                - социально-психологическим.                                                                                     Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей. Например, работа должностных лиц может быть связана с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.                                                                                                                           3. Форма осуществления психологического воздействия может быть:                           - открытой;                                                                                                                             - закрытой (неочевидной);                                                                                                    - комбинированной.                                                                                                    Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания.                                                                                       Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. Перечислим их.                                              1.Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению психолога Б. Д. Парыгина, психического настроя. Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения". Передаваться это состояние может произвольно и непроизвольно.[34]                                         2.Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему- либо или предрасположенности к определенным действиям.                           3.Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Имеет своей целью изменение суждения, намерения или решения.     4.Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.   5.Пробуждение импульса к подражанию - способность вызвать стремление быть подобным себе. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать также может быть произвольным и непроизвольным.               6.Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений иоб адресате, подражания ему или оказания ему услуги.                         7.Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.                                             8.Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств.                                                                                     9.Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений  о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку сохранить лицо, отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя.                                                                                                           10.  Манипулятивное поведение – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Сознательное или неосознанное использование некорректных и нечестных способов поведения инициатора воздействия по отношению к адресату.[43]

         Создание необходимых  предпосылок и условий для  психологического воздействия реализуется  множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких. Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий коммуникации (эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП) и др.).

         Смысл этих методов заключается в том, что происходит подстройка или создание подсознательного доверия – инициатор воздействия как бы настраивается на «волну» «объекта» и общается с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов, темпе мыслительного процесса, преодолевая неизбежные в ситуации делового взаимодействия  коммуникативные барьеры.

Это достигается  следующими приемами:

1. Подстройка к позе. Следует сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера. Это и называется подстройкой, отражением, присоединением, настройкой, отзеркаливанием. Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного создания подсознательного доверия;

2. Подстройка к дыханию. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию тоже бывает прямой и непрямой. Первая - дышать так же, как дышит партнер, в том же темпе. Вторая - согласование с ритмом дыхания партнера какой-то другой части своего поведения; например, можно качать рукой в такт дыханию партнера или говорить в такт, т.е. на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании связи с партнером;

3. Подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от допрашивающего требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность, чтобы партнер не смог осознать его действия. Это могут быть любые движения: макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).

         В результате качественного  выполнения данных приемов у человека возникает слегка измененное состояние  сознания, которое в теории эриксоновского гипноза получило название «транс».

 Виды общения.

1. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.                                                                                                                   2. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Взаимодействие осуществляется по оси «Я – ты». Общение может быть спонтанно и определяется личностным ресурсом участников общения. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель—ученик, начальник—подчиненный). В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.                                 3. Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе создаются определенные условия для передачи особо значимой информации. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. А конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.                    4. Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое общение — это процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. О нём мы поговорим более подробно в параграфе 1.2.                                                                                           5. Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение людей друг с другом. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Функции общения: 

-  информационно-коммуникативная,  направлена на обеспечение процессов  приема — передачи информации;

- регуляционно-коммуникативная,  связана с лично-ориентированной и  взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности;

- аффективно-коммуникативная,  отражает необходимость обеспечения  взаимодействия в эмоциональной  сфере человека и отвечающая  потребностям в изменении своего  эмоционального состояния. (Б.Ф.Ломов)[8] 

1.2 Сущностные характеристики и содержание процесса

  «деловое общение».

       В сфере социально-гуманитарных наук содержания понятий  коммуникация (communicatio, communico – делаю общим, связываюсь) и общение имеют много общего и в некоторых источниках отождествляются,  однако существуют научные подходы, разграничивающие данные понятия, выделяющие их специфику, в соответствии данной позицией общение имеет и практический,  материальный и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда, как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений.                                        Итак, что представляет собой деловое общение? Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.                                                                                                                                Прежде чем раскрыть понятие деловое общение рассмотрим следующую схему. 
 
 
 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ,

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 
КОММУНИКАЦИЯ

информационный  обмен как процесс

   
СОЦИАЛЬНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ

информационный  обмен в обществе

 
     
ОБЩЕНИЕ

разновидность социальной коммуникации, осуществляемой

на вербальном уровне обмена информацией в обществе

   
       
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

специфический вид общения, характеризуемый определенными  критериями, условиями, профессиональными  целями

     

Информация о работе Психолого-акмеологический аспект публичного выступления