Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:35, курсовая работа
Современный стиль профессиональной деятельности, ориентированный как на конкуренцию, так и на сотрудничество, кооперацию, требует умений и навыков в сфере деловых коммуникаций, особенно речевых. (По данным социологических опросов, 95% государственных служащих считают речевые коммуникационные умения необходимыми в их профессиональной деятельности и готовы учиться, чтобы овладеть ими). В нашей стране в течение долгого времени психолого-акмеологическим технологиям делового общения уделяли недостаточно внимания. Сейчас значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы, выступать публично с максимальной эффективностью.
Введение………………………..……………………….…...стр. 3
Глава 1.
Теоретические основы процесса делового общения
1.1 Сущностные характеристики и содержание
процесса общения…………………………………………….стр. 7
1.2 Сущностные характеристики и содержание
процесса делового общения………………………………….стр. 20
Глава 2.
Психолого-акиеологические технологии проведения
деловых переговоров и публичного выступления.
2.1 Деловые переговоры как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
проведения деловых переговоров……………………………стр. 27
2.2 Публичное выступлении как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
публичного выступления………………………...……………стр. 44
Заключение……………………………………………………стр. 55
Список использованной литературы………
Перцепции свойственны:
Ввиду
сложности и емкости феномена
общения, толкование его как понятия зависит
от исходных теоретических и критериальных
оснований. В самом общем виде общения
выступает как форма жизнедеятельности.
Социальный смысл общения состоит в том,
что оно выступает средством передачи
форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что
в его процессе субъективный мир одного
человека раскрывается для другого. В
общении человек самоопределяется и самопредъявляется,
обнаруживая свои индивидуальные особенности.
Общение является сложным, многоуровневым, многоплановым, последовательным процессом установления и развития контактов между слюдьми, порождаемым потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Это процесс реализации тех или иных отношений.
Свойства вербального общения.
При
взаимодействии речь является орудием
мышления, позволяя переходить от подсознательных
процессов к осознанным. Она связана не
только с мышлением, но и сознанием в целом
(С. Л. Рубинштейн). Перечислим свойства
вербального общения.
Свойства невербального общения.
Невербальное
общение чаще всего используется
для установления эмоционального контакта
с собеседником и поддержания его в процессе
беседы, для фиксации того, насколько хорошо
человек владеет собой, а также для получения
информации о том, что люди владеют собой.
Американский психолог Дж. Трейгер назвал
неречевые средства общения эмоциональным
языком, так как чаще всего они «говорят»
нам именно о чувствах собеседника. В параграфе
2.2 рассмотрим невербальное общение более
подробно. Перечислим свойства невербального
общения.
1. Конкретность - возможность передачи
сообщения в отсутствие коммуникатора
затруднена, либо невозможна.
Психологические
механизмы воздействия.
Прежде
чем говорить о механизмах воздействия,
разберёмся в понятии воздействие. Психологическое
воздействие—способ достижения определённых
изменений в сознании и поведении участников
коммуникативного взаимодействия. А. В.
Кириченко установил, что существует три
вида фильтров, которые на социально-психологическом
уровне регулируют взаимодействие между
партнёрами. Они помогают защитить человека
на психологическом уровне от того, что
может представлять угрозу для личной
безопасности, ограждают личность от переизбытка
психологических контактов, помогают
найти людей для доверительного общения.
Психологическое воздействие - это воздействие
с помощью исключительно психологических
средств: вербальных и невербальных. Психологические
воздействия классифицируются по различным
основаниям.
Создание необходимых предпосылок и условий для психологического воздействия реализуется множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких. Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий коммуникации (эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП) и др.).
Смысл этих методов заключается в том, что происходит подстройка или создание подсознательного доверия – инициатор воздействия как бы настраивается на «волну» «объекта» и общается с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов, темпе мыслительного процесса, преодолевая неизбежные в ситуации делового взаимодействия коммуникативные барьеры.
Это достигается следующими приемами:
1. Подстройка к позе. Следует сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера. Это и называется подстройкой, отражением, присоединением, настройкой, отзеркаливанием. Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного создания подсознательного доверия;
2. Подстройка к дыханию. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию тоже бывает прямой и непрямой. Первая - дышать так же, как дышит партнер, в том же темпе. Вторая - согласование с ритмом дыхания партнера какой-то другой части своего поведения; например, можно качать рукой в такт дыханию партнера или говорить в такт, т.е. на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании связи с партнером;
3. Подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от допрашивающего требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность, чтобы партнер не смог осознать его действия. Это могут быть любые движения: макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).
В результате качественного выполнения данных приемов у человека возникает слегка измененное состояние сознания, которое в теории эриксоновского гипноза получило название «транс».
Виды общения.
1. Различают
межличностное и массовое общение. Межличностное
общение связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах,
постоянных по составу участников. Массовое
общение — это множество непосредственных
контактов незнакомых людей, а также коммуникация,
опосредованная различными видами средств
массовой информации.
Функции
общения:
- информационно-коммуникативная,
- регуляционно-коммуникативная,
связана с лично-
- аффективно-коммуникативная,
отражает необходимость
1.2 Сущностные характеристики и содержание процесса
В
сфере социально-гуманитарных наук
содержания понятий коммуникация (communicatio,
communico – делаю общим, связываюсь) и общение
имеют много общего и в некоторых источниках
отождествляются, однако существуют
научные подходы, разграничивающие данные
понятия, выделяющие их специфику, в соответствии
данной позицией общение имеет и практический,
материальный и духовный, информационный,
и практически-духовный характер, тогда,
как коммуникация является чисто информационным
процессом – передачей тех или иных сообщений.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ,
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ информационный обмен как процесс | ||||||
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ информационный обмен в обществе |
||||||
ОБЩЕНИЕ разновидность социальной коммуникации, осуществляемой на вербальном уровне обмена информацией в обществе |
||||||
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ специфический вид общения, характеризуемый определенными критериями, условиями, профессиональными целями |
Информация о работе Психолого-акмеологический аспект публичного выступления