Психолого-акмеологический аспект публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Современный стиль профессиональной деятельности, ориентированный как на конкуренцию, так и на сотрудничество, кооперацию, требует умений и навыков в сфере деловых коммуникаций, особенно речевых. (По данным социологических опросов, 95% государственных служащих считают речевые коммуникационные умения необходимыми в их профессиональной деятельности и готовы учиться, чтобы овладеть ими). В нашей стране в течение долгого времени психолого-акмеологическим технологиям делового общения уделяли недостаточно внимания. Сейчас значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы, выступать публично с максимальной эффективностью.

Содержание

Введение………………………..……………………….…...стр. 3
Глава 1.
Теоретические основы процесса делового общения
1.1 Сущностные характеристики и содержание
процесса общения…………………………………………….стр. 7
1.2 Сущностные характеристики и содержание
процесса делового общения………………………………….стр. 20
Глава 2.
Психолого-акиеологические технологии проведения
деловых переговоров и публичного выступления.
2.1 Деловые переговоры как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
проведения деловых переговоров……………………………стр. 27
2.2 Публичное выступлении как форма делового общения.
Психолого-акмеологические особенности
публичного выступления………………………...……………стр. 44
Заключение……………………………………………………стр. 55
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

КАФЕДРА АКМЕОЛОГИИ  И  ПСИХОЛОГИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

  КУРСОВАЯ РАБОТА

Психолого-акмеологический  аспект публичного выступления.

(Психолого-акмеологические технологии, оптимизирующие процесс делового общения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 курс группа 08-13

Очное отделение

Жариков А.А. 

Научный руководитель:                                                                             

Манолова  О.Н.

К. психол. н., доцент                                            

                                                                 Москва 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………..……………………….…...стр. 3

Глава 1.

Теоретические основы процесса делового общения

1.1 Сущностные характеристики и содержание

процесса общения…………………………………………….стр. 7

1.2 Сущностные характеристики и содержание

процесса делового общения………………………………….стр. 20

Глава 2.

Психолого-акиеологические  технологии проведения

деловых переговоров  и публичного выступления.

2.1 Деловые переговоры как форма делового общения.

Психолого-акмеологические  особенности

проведения деловых переговоров……………………………стр. 27

2.2 Публичное выступлении как форма делового общения.

Психолого-акмеологические  особенности 

публичного выступления………………………...……………стр. 44

Заключение……………………………………………………стр. 55

Список  использованной литературы………………………стр. 57 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования.                                                                                                     

         Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми. В настоящее время происходит выдвижение отношений соревновательности, конкуренции, борьбы за ведущее место в системе социальных отношений в деловом сообществе. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения до управления человеческими ресурсами.

       Современный стиль профессиональной деятельности, ориентированный как на конкуренцию, так и на сотрудничество, кооперацию, требует умений и навыков в сфере деловых коммуникаций, особенно речевых. (По данным социологических опросов, 95% государственных служащих считают речевые коммуникационные умения необходимыми в их профессиональной деятельности и готовы учиться, чтобы овладеть ими). В нашей стране в течение долгого времени психолого-акмеологическим технологиям делового общения уделяли недостаточно внимания. Сейчас значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы, выступать публично с максимальной эффективностью. Становясь частью единого делового мира, мы все в большей мере переносим существующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных партнеров цивилизованного общения.

       Психолого-акмеологические  аспекты делового общения очень важны. Вопрос, с которым постоянно сталкиваются деловые люди, как построить беседу, переговоры и т.д.  Важно понимать общие закономерности делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на общем языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловое общение не является исключением.  Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. «Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. Общаясь со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным». Лавриченко В.М.

       Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, психологам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. [27]

       Те  или иные аспекты общения изучаются  различными науками: психологией, акмеологией, педагогикой, этнологией, психиатрией  и многими другими. С позиций акмеологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина) осуществляется изучение условий и факторов движения человека к вершинам профессионализма.[7] Находясь на стыке многих наук, акмеология дает новый импульс к исследованию возможностей совершенствования делового общения в любой сфере деятельности и на любом уровне профессионального мастерства  личности.                                                                                                         

Состояние научной разработанности  проблемы

                Проблему общения в целом и делового общения в частности исследовали:   К. А. Абульханова, Е. Н. Зарецкий, И.А.Зимняя, А. Н. Леонтьев, Н. М. Лебедева, М. Р. Львов, Л.С.Выготский,  А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Л. К. Граудина,  Е. Н. Ширяев, Б. Н. Головин, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. В. Селезнёва, Ю. Н. Караулов, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский, Б. А. Ларин, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов, Л. П. Якубинский, A. M. Селищев, С. С. Гурвич, В. Ф. Погорелко, М. А. Герман, Г. М. Сагач, О. И. Марченко, А. К. Михальская, Л. А. Введенская, Е. Н. Зарецкая, М. В. Колтунова, М. Р. Львов, Л. Г. Павлова, А. Ю. Панасюк,    Е. В. Доценко, И. В. Зорин, Г. И. Грачев, И. В. Мельник, Г. Шиллер, Г. Лебон, С. Московичи, Е. В. Сидоренко, Э. Шостром, Б. Н. Бессонов, Д. А. Волкогонов, О. Т. Йокояма, Л. Прото, Дж. Рудинов, В. Н. Сагатовский, П. У. Робинсон, С. Г. Кара-Мурза, Г. А. Ковалев, Г. А. Балл, Т. С. Кабаченко, Р. В. Левин, К. Хоган, Г. М. Андреева и многие другие.

Цель  исследования: выявление условий применения психолого-акмеологических технологий, способствующих оптимизации процесса делового общения.

Предмет исследования:  условия применения психолого-акмеологических технологий, с помощью которых можно оптимизировать процесс делового общения.  

Объект  исследования: деловое общение.

Задачи  исследования:                                                                

1. Осуществить  теоретический анализ научной  литературы и выявить сущностные характеристики и содержание делового общения.                                                        2. Выявить сущностные характеристики и содержание публичного выступления и деловых переговоров как форм делового общения.                                                                                                                                                                                         3. Определить направление отимизации процесса делового общения                                                                                                                                   

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДЕЛОВОГО   ОБЩЕНИЯ

1.1 Сущностные характеристики и содержание процесса общения.

Прежде чем  подробно раскрыть содержание работы, обозначим некоторые важные термины, непосредственно связанные с понятием общение.                                                                                                    1.Идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.  Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, объединённости с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма. З. Фрейд писал, что сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию в процессе общения.                                                                                 2. Эмпатия (греч. ν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания ( К. Р. Роджерс). Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствувывается. Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для тех, чья работа непосредственно связана с общением с людьми (государственные служащие, руководители, продавцы, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника (Ю. Б. Гиппенрейтер). Эмпатическое слушание - это слушание с целью проникнуться переживаниями своего партнёра и попробовать посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Благодаря этому удаётся представить себе мир таким, каким видит его собеседник и понять его чувства. Суть эмпатического слушания -  глубоко понять другого человека не только умом, но и сердцем. Когда вы искренне стремитесь понять чувства и состояние собеседника, то он чувствует, что его понимают, тогда он  успокаивается и вскоре будет способен сам разобраться в собственных мыслях и чувствах.                                                                                                             3.   Конгруэнтность - состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной». Конгруэнтность - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен (подлинен) в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит. Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. Конгруэнтность можно рассматривать не только как особый психологический феномен, но и как характеристику общения.    Бывает так, что вербально человек говорит одно, а невербальные признаки указывают на то, что думает он иначе. Конгруэнтность наряду с эмпатией одно из необходимых условий эффективного взаимодействия.

Определение понятия общения.                                                                                             

       Определим  понятие общение для того, чтобы  знать, о чём же здесь пойдет речь. Это следует сделать потому, что  всякий разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее  не договориться о его предмете. В таком случае каждый будет говорить о своём, и взаимопонимание не будет достигнуто. Характеризовать структуру общения можно путем выделения в нем трех взаимосвязанных аспектов. [13]:                                                                  1. «Коммуникативный аспект общения. Он состоит в обмене информацией между людьми и её понимании. Средства коммуникации подразделяются на: - вербальные (язык и другие знаковые системы, средства записи, передачи и хранения информации);                                                                                            - визуальные (выражение глаз, глазные сигналы доступа);                                   - физический контакт (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т.д.);        - внешний облик (одежда, особенности внешности субъектов общения);         - кинетические средства (мимика, жесты, пантомимика), моторика отображает эмоциональные реакции человека;                                                      - паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон);                      - экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);                                     - проксемические (от англ. Proximi – близость) (пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и т.д.) Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной психологией". Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения». [1]                                                                                                         2.Интерактивный аспект общения. Заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. В процессе общения партнеры  не только обмениваются информацией, но и организуют "обмен действиями", планируют, реализуют, регулируют общую деятельность. В общении возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого" (Б. Ф. Ломов, 1975)[27], благодаря которой деятельность становится действительно совместной. Носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. В процессе общения людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. «Различают следующие формы интерактивного аспекта общения:                                                                            - сотрудничество—это такая форма общения, когда оба партнёра по взаимодействию помогают друг другу, активно способствуют достижению общих целей совместной деятельности;                                                                 - противоборство—это такая форма общения, когда партнёры противодействуют друг другу;                                                                                   - уклонение от взаимодействия происходит тогда, когда партнёры стараются избегать активного сотрудничества;                                                                              - однонаправленное содействие происходит тогда, когда один из партнёров содействует достижению целей другого, а тот уклоняется от сотрудничества;                                                                                                           - контрастное взаимодействие происходит тогда, когда один из партнёров старается содействовать другому, а тот активно ему противоборствует;           - компромиссное взаимодействие происходит тогда, когда оба партнёра отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу».                                                                                    3.Перцептивный аспект общения. Означает процесс межличностного восприятия  партнёров по общению и установления на этой почве взаимопонимания.  Зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральныных установок, ситуации и т.д. 

Информация о работе Психолого-акмеологический аспект публичного выступления