Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаПсихолого-педагогческая коррекция детской агрессивности.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

 воспитания  и семейных отношений. -М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.-с. 43.

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих

взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. -  М.:1998. – с.39

     4.Бойко, И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993 №4.

     5. Бреслав, Г.М. Психологическая  коррекция детской и подростковой  агрессивности /Г.М. Бреслав. –  Рига. 1990

     6. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.

     7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7.

     8. Вильянс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: 1990. – с.93.

    9. Джейнс, У. Психология. / А.А. Петровский. - М.: Изд-во «Педагогика». 1991. – с.48.

    10. Дмитрук, С.В. Детская и подростковая  агрессия./ Екатиринбург: УИПП 2002 - с.130.

    11. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей».1991. – с.28.

    12.Колосова, С.П. Агрессия  и агрессивность. Школьный  психолог.//  2000.-№25,26,27,28.

     13.Лоренц, К. Агрессия. - М.: 1994. – с.56.

     14. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб Речь, 2000.

     15. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности / автор составитель М.Ю. Михайлина. – Волгоград – 2000.

   16. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.:     2000. – с. 63.

   17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74.

   18. Профет, Э.К. / Д. Беннет, Н. Херн. Воспитание души вашего ребенка. - М.: 2000. –с. 28.

   19. Профет, Марк Л., Профет, Э.К. Познай себя. /  М.: 2001. –с. 54.

   20. Психологические тесты. / А. А.  Карелина.  - М.: 1999. - с.77.

   21. Психология словарь. / А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский. / М.: 1990. –с.416.

     22.Рабочая книга школьного психолога. /  И.В. Дубровина. - М.: 1991. – с.194.

   23. Рагтер, М / Помощь трудным детям / М. Рагтер. – М., - 1987.

   24.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – с. 342.

   25. Реан А.Г. Агрессия и агрессивность  личности. / СПб, 1996.

   26. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. -  М.: Изд-во «Мир». 1994. –с. 76.

   27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. /  М.: Флинта .2003- с.168.

   28.Смирнова, Е.О. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. [Текст]  // Вопросы психологии 2002 №1.

   29. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов. / И.В. Дубровина. - М.: 1987. –с. 87.

   30. Формирования личности старшеклассников. / И.В. Дубровина. - М.: 1989. –с. 145.

   31. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64.

 

 

Приложение 1

Тест  Басса-Дарки

Инструкция

Ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.

 

1. Временами  я  не могу справиться с  желанием причинить вред другому.

2. Иногда я  сплетничаю о людях, которых  не люблю.

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня  не попросят по-хорошему, я не  выполню просьбу.

5. Я не всегда  получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что  люди говорят обо мне за  моей спиной.

7. Если я не  одобряю друзей, я даю им это  почувствовать.

8. Если мне  случалось обмануть кого-нибудь,  я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется,  что я не способен ударить  человека.

10. Я никогда  не раздражаюсь настолько,  чтобы  кидаться предметами.

11. Я всегда  снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне   не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют   почти  всегда  пользоваться  благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь  насторожено с людьми,  которые  относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто  бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне  на ум приходят мысли, которых  я стыжусь.

17. Если кто-нибудь  первым ударит меня, я не отвечу  ему.

18. Когда я  раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо  более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь  корчит  из  себя  начальника,  я  всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного  огорчает моя судьба.

22. Я думаю,  что многие люди не любят  меня.

23. Я не могу  удержаться от спора,  если  люди не согласны  со мной.

24. Люди, увиливающие  от работы,  должны  испытывать  чувство  вины.

25. Тот, кто  оскорбляет меня или мою семью,  напрашивается на драку.

26. Я не способен  на грубые шутки.

27. Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди  строят из себя начальников,  я делаю все, чтобы  они  не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,  кто мне не  нравится.

30. Довольно  многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих  родителей.

33. Люди, которые   постоянно  изводят  вас,  стоят,  чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости  я иногда бываю мрачен.

35. Если ко  мне относятся хуже,  чем я  того заслуживаю,  я не огорчаюсь.

36. Если кто-то  выводит меня из себя,  я  не обращаю  на  него внимания.

37. Хотя я  не показываю этого, иногда  меня гложет зависть.

38. Иногда мне  кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если  я злюсь, я не прибегаю к  "сильным" выражениям.

40. Мне хочется,  чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко  даю сдачи, даже если кто-нибудь  ударит меня.

42. Когда получается  не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди  раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей,  которых бы я по-настоящему  ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-нибудь  раздражает  меня,  я  готов  сказать все, что я о нем  думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я  разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти  лет я никогда не проявлял  вспышек гнева.

50. Я часто  чувствую себя, как пороховая  бочка, готовая взорваться.

51. Если бы  все знали,  что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда  думаю о том, какие тайные  причины заставляют людей делать  что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на  меня кричат, я начинаю кричать  в ответ.

54. Неудачи огорчают  меня.

55. Я дерусь не реже, и не чаще, чем другие.

56. Я могу  вспомнить случаи,  когда я  был настолько зол,  что хватал  попавшуюся под руку вещь и  ломал ее.

57. Иногда я  чувствую, что готов первым начать  драку.

58. Иногда я  чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо.

59. Раньше я  думал,  что большинство людей  говорит правду, но теперь я  в это не верю.

60. Я ругаюсь  только со злости.

61. Когда я  поступаю неправильно, меня мучает  совесть.

62. Если для  защиты своих прав мне надо  применить  физическую силу, я  применяю ее.

63. Иногда я  выражаю свой гнев тем,  что  стучу по столу кулаком.

64. Я бываю  грубоват по отношению к   людям,  которые  мне  не  нравятся.

65. У меня  нет врагов, которые хотели бы  мне навредить.

66. Я не умею  поставить человека на место,  даже если он того заслуживает.

67. Я часто  думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю  людей, которые способны довести  меня до драки.

69. Я не огорчаюсь  из-за мелочей.

70. Мне редко  приходит в голову,  что люди  пытаются разозлить или оскорбить  меня.

71. Я часто  просто угрожаю людям,  хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее  время я стал занудой.

73. В споре  часто повышаю голос.

74. Я стараюсь  скрывать плохое отношение к  людям.

75. Я лучше  соглашусь с чем-либо, чем стану  спорить.

Ответы оцениваются  по восьми шкалам, следующим образом:

1. Физическая  агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная  агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение: 

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида: 

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная  агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство  вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 1. «Уровень агрессивного поведения подростков».

 
Приложение 3

                                                                                                               Таблица №2

 
Словарь терминов.

 

Фрустрация - состояние,характеризующиеся ощущением безысходности, неудовлетворенности, глубокой печали и психологического ступора. 9народный словарь современного русского языка).

Либидо - (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных понятий психоанализа, разработанного З. Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преимущественно бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению и сложной трансформации (большая советская энциклопедия).

Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии (коллекция словарей и энциклопедий)

Поведение деликвентное (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием "П.Д." оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, соцальной психологии и других отраслей знания. (энциклопедия социологии)

Деструктивное поведение - представляет собой грубые, очевидные и систематические нарушения базовых правил (свободная энциклопедия0

Сензитивный возраст (лат. sensitivus — чувствительный) — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. (психофизиология словарь)

Бихевиоральное поведение (англ. behaviour - поведение) - поведенческие методы психотерапии, игнорирование сознания в поведении человека и сведение его к физиологическим реакциям (теория Уотсона и др.).


Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности