Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения
воспитания и семейных отношений. -М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.-с. 43.
взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М.:1998. – с.39
4.Бойко, И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993 №4.
5.
Бреслав, Г.М. Психологическая
коррекция детской и
6. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.
7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7.
8. Вильянс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: 1990. – с.93.
9. Джейнс, У. Психология. / А.А. Петровский. - М.: Изд-во «Педагогика». 1991. – с.48.
10. Дмитрук, С.В. Детская и подростковая агрессия./ Екатиринбург: УИПП 2002 - с.130.
11. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей».1991. – с.28.
12.Колосова, С.П. Агрессия и агрессивность. Школьный психолог.// 2000.-№25,26,27,28.
13.Лоренц, К. Агрессия. - М.: 1994. – с.56.
14. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб Речь, 2000.
15. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности / автор составитель М.Ю. Михайлина. – Волгоград – 2000.
16. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: 2000. – с. 63.
17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74.
18. Профет, Э.К. / Д. Беннет, Н. Херн. Воспитание души вашего ребенка. - М.: 2000. –с. 28.
19. Профет, Марк Л., Профет, Э.К. Познай себя. / М.: 2001. –с. 54.
20. Психологические тесты. / А. А. Карелина. - М.: 1999. - с.77.
21. Психология словарь. / А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский. / М.: 1990. –с.416.
22.Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина. - М.: 1991. – с.194.
23. Рагтер, М / Помощь трудным детям / М. Рагтер. – М., - 1987.
24.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – с. 342.
25. Реан А.Г. Агрессия и агрессивность личности. / СПб, 1996.
26. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Изд-во «Мир». 1994. –с. 76.
27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / М.: Флинта .2003- с.168.
28.Смирнова, Е.О. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. [Текст] // Вопросы психологии 2002 №1.
29. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов. / И.В. Дубровина. - М.: 1987. –с. 87.
30. Формирования личности старшеклассников. / И.В. Дубровина. - М.: 1989. –с. 145.
31. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64.
Приложение 1
Тест Басса-Дарки
Инструкция
Ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.
Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.
1. Временами
я не могу справиться с
желанием причинить вред
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро успокаи
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
8. Если мне
случалось обмануть кого-
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда
снисходителен к чужим
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют
почти всегда пользоваться
благоприятными
14. Я держусь насторожено с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо
более раздражителен, чем
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто
оскорбляет меня или мою семью,
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне
кажется, что надо мной
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко
даю сдачи, даже если кто-
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди
раздражают меня своим
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я
разозлюсь, я могу ударить
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
52. Я всегда
думаю о том, какие тайные
причины заставляют людей
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже, и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я
поступаю неправильно, меня
62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю
людей, которые способны
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко
приходит в голову, что люди
пытаются разозлить или
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 2
Таблица 1. «Уровень агрессивного поведения подростков».
Фрустрация - состояние,характеризующиеся ощущением безысходности, неудовлетворенности, глубокой печали и психологического ступора. 9народный словарь современного русского языка).
Либидо - (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных понятий психоанализа, разработанного З. Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преимущественно бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению и сложной трансформации (большая советская энциклопедия).
Поведение деликвентное (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием "П.Д." оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, соцальной психологии и других отраслей знания. (энциклопедия социологии)
Деструктивное поведение - представляет собой грубые, очевидные и систематические нарушения базовых правил (свободная энциклопедия0
Сензитивный возраст (лат. sensitivus — чувствительный) — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. (психофизиология словарь)
Бихевиоральное поведение (англ. behaviour - поведение) - поведенческие методы психотерапии, игнорирование сознания в поведении человека и сведение его к физиологическим реакциям (теория Уотсона и др.).
Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности