Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаПсихолого-педагогческая коррекция детской агрессивности.doc

— 277.50 Кб (Скачать)
  1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения  цели;
  2. сила препятствия на пути достижения цели;
  3. количество последовательных фрустраций.

     То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

     В отличие от других, теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена А.Бандурой.  Существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.[31,с.125]

     В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.             

     В связи с многообразием проявлений агрессии и большим количеством теорий агрессии в настоящее время нет единого подхода выделения ее отдельных видов и типов. В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Согласно концепции Г.Аммона, можно выделить следующие ее виды:

  1. конструктивная агрессия – открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения;
  2. дифференцированная агрессия – отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций;
  3. деструктивная агрессия – прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или криминального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля.[25,с.66]

     Фишбах видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не служит этой целью, хотя и не обязательно избегается.[12,с.34]

     Имеются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиций социальной нормативности поведения субъекта. Так, Н.Д.Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет «общественно и этически оправданные поступки» (например, социально одобряемая спортивная злость) и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с неодушевленным предметом».[10,с.49]

     Э.Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Фромм выделяет следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение) и оборонительная агрессия, возникающая как реакция защиты, сохранения своих ценностей. Злокачественная агрессия, проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удовольствия.[31,с.93]

     И.Б.Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию – стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством. [27,с.64]

     Но общепринятой в настоящий момент считается классификация, введенная А.Бассом. Он ввел деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой – остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится на группу мышц кисти и руки. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Примерами вербальной агрессии можно считать многочисленные отпоры, отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций, оскорбления, угрозы, упреки и обвинения.

     Также А. Басс выделил прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей. При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы. Кроме этих видов агрессии в его концепции существует активная и пассивная агрессии.[31,с.134]

     На основе комбинаций этих трех шкал агрессии (физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-косвенная) выделяют различные ее формы проявления.

Категории агрессии по Бассу.

Тип агрессии 

Примеры

Физическая  – активная – прямая

 

 

Физическая  – активная – непрямая

 

Физическая  – пассивная – прямая

 

 

 

Физическая  – пассивная – непрямая

 

 

Вербальная  – активная – прямая

 

Вербальная  – активная – непрямая

 

Вербальная  – пассивная – прямая

 

Вербальная  – пассивная – непрямая

Нанесение другому  человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с  целью уничтожения врага.

Стремление  физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ  освободить территорию во время сидячей  демонстрации).

Словесное оскорбление  или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен  о другом человеке.

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на его  вопросы и т.д.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в  защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


 

     При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия: агрессивное поведение - любая форма поведения, целенаправленная на причинение вреда другому участнику взаимодействия (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) и  агрессивность как свойство личности.

     Учитывая, что поведение любого человека определяется не только ситуацией взаимодействия, но и его индивидуальными особенностями, агрессивность можно понимать как предпосылку агрессивного поведения. Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, ровно как не каждая агрессивная личность должна демонстрировать агрессивное поведение (А.А. Реан).

     Отмечается устойчивая тенденция в исследованиях зарубежной и отечественной психологии к многофакторному исследованию проблемы агрессии и агрессивности (О.Ю. Михайлова), когда всестороннему анализу подлежат различные аспекты ее проявления. Агрессия начинает рассматриваться как сложный  многоуровневый феномен, как сложное, многомерное поведение, детерминируемое различными факторами.

     В последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических (например, хромосомные аномалии) и социальных (например, стиль воспитания в родительской семье), но также и психологических факторов. К психологическим факторам агрессии относят когнитивные факторы (определенный способ восприятия и интеграции воздействующих стимулов), эмоциональные (эмоции злости, гнева, мотивирующие агрессивные действия), волевые (уровень контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом), на основе которых, складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная, что позволяет диагностировать уровень социализации свойства агрессивности формирующейся личности (Е.В. Ольшанская).

     Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а  затрагивает только определенный аспект.

     Рост теоретического интереса к изучению детской и  подростковой агрессии обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны  с ростом агрессии. Это тем более  актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.

Много плановое исследование этой проблемы в отечественной  психологии нашло отражение в  работах многих авторов (Г.М. Андреева, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, О.Ю. Михайлова, А.А.Реан, Е.В. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.).

 

1.2. Диагностические  методы определения агрессивности

 

     Применение  разноплановых методик для исследования  агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене:

- данные о направленности  активности, связанной с преодолением  возникающих перед ребенком объективных  или субъективных препятствий;

- информацию о типичных  для подростков формах агрессивного поведения;

- репертуар агрессивных  и неагрессивных действий, применяемых  детьми для преодоления трудных  (фрустрирующих) ситуаций.

     Вместе  с тем, как правило, методики  выявляют лишь наличие агрессивных  компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции агрессивности. Важным фактором при этом является возраст ребенка.

     Методики, рекомендованные при изучении  агрессивности в основных целевых  группах представлены в таблице

Таблица 1

Дошкольники

Младшие школьники

подростки

1

2

3

1. Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре.

2. Тест определения  особенностей межличностных отношений  Рене  Жиля.

3. Тест Розенцвейга  для изучения особенностей поведения  ребенка в конфликтных ситуациях.

4. Тест «Сказка» Л.  Дюсс.

5. КРС

1. Тест определения  особенностей межличностных отношений Рене  Жиля.

2. Тест Розенцвейга  для изучения особенностей поведения  ребенка в конфликтных ситуациях.

3. Тест «Сказка»

4 КРС

1. Методика диагностики  агрессивности А. Ассингера

2. Вопросник Баса –  Дарки.

3. Тест «Руки» (Hand-Test)

4. Тест склонности к риску.

5. Фрейбургская анкета  агрессивности.

6. Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса.

7. «Несуществующие животные»

8. Тест «Руки» (Hand-Test)

Родители

1. АСВ.

2. Тест «Руки» (Hand-Test)

1. АСВ.

2. Тест «Руки» (Hand-Test)

1. АСВ.

2. Тест «Руки» (Hand-Test)

Педагоги

1. Тест «Руки» (Hand-Test).

2. Анкета «Признаки  агрессивности».

3. анкета для воспитателя  детского сада.

1. Тест «Руки» (Hand-Test).

2. Анкета «Признаки  агрессивности».

3. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера

4. Способность педагога  к эмпатии.

1. Тест «Руки» (Hand-Test).

2. Методика диагностики  агрессивности А. Ассингера.

3. Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса.

4. Способность педагога к эмпатии.


 

1.3. Психокоррекционная  работа детской агрессивности

 

     И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети склонные к  проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявляют садистские тенденции.

Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности