Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаПсихолого-педагогческая коррекция детской агрессивности.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, эти дети отличаются малой  рассудительностью и сдержанностью,  плохим самоконтролем. Обычно  это связано с недостаточной  социализацией и неумением или  нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не кончится.

     Агрессивные  дети действуют импульсивно и  непродуманно, часто не извлекают  уроков из своего негативного  опыта, поэтому и совершают  одни и те же ошибки. Они  не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к  проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая  неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в Эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

     Еще одной  слабостью таких детей является низкая фрустрационная толерантность – малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости. Престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношения к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

     Спонтанность  и импульсивность у них сочетаются  с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от  переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению  косвенной агрессивности. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

     Косвенный характер  агрессии является следствием  двойственности их натуры: с одной  стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску  и общественному признанию, с  другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности эти ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению  негативизма. Ребят этой группы  отличают повышенная ранимость  и впечатлительность. Основные  черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, и поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В тоже время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный – умолкают и разрывают контракт.

     Если драть за основу  движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой  будет демонстрация себя, в другом  – достижение своих практических  целей, в третьем – подавление  и унижение другого.

     Классификация, строящаяся  на этом основании, выглядит  следующим образом:

- импульсивно  – демонстративный тип. Здесь у ребенка главная цель – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а добившись внимание партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

     Дети, относящие к  этой группе, игнорируют нормы  и правила поведения как в  игре, так и вне игры, ведут  себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.

     Их агрессия носит  непроизвольный, непосредственный  и импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников.

     Чаще сего дети  этой группы отстают от сверстников  в общем психическом развитии. Их обострённая  потребность  во внимании и в признании  не может реализоваться через  традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.

     Данные психологические  обследования показывают, что дети, относящиеся к импульсивно –  демонстративному типу, отличаются  от других (как обычных, так  и агрессивных) следующими показателями:

- низкий уровень интеллекта (и  общего, и социального);

- неразвитая произвольность;

низкий уровень игровой деятельности.

- нормативно  – инструментальный тип. В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой – либо цели – получение нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.

     В отличии  от представителей предыдущей  группы, у них нет специальной  цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звёзд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

     Дети, относящиеся  к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно их нарушают. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность и считают такой способ действий нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.

     По результатам  психологического обследования  дети нормативно – инструментальной  группы обладают следующими особенностями:

- высокий уровень интеллекта (и общего, и социального);

- развитая произвольность;

- хорошие организаторские  способности;

- умение организовать игру, её достаточно высокий уровень развития;

- высокий социальный  статус в группе сверстников.

- целенаправленно  – враждебный тип. Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причём более половины всех агрессивных актов состовляет глубокое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хлоднокровием.

     Обычно  для агрессивных поступков выбираются  одна – две постоянные жертвы  – дети более слабые, не способные  ответить тем же. Чувство вины  и раскаяния при этом совершенно отсутствуют. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки или суждения взрослого они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Особенно характерно для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключится на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

      Маленький  ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т.п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись, - бей всех подряд».

     В дошкольном  возрасте инициаторами агрессии  чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной  группы). Она проявляется в виде  отдельных вспышек ярости и  гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

     Как замечает  А. Гуггенбуль, младшие дети плохо  осознают свое агрессивное поведение  при расспросах они бойко повторяют  не раз слышанные от взрослых  сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем подростки и тем более взрослые люди. Но отличается агрессия младших детей от подростковой агрессии не только этим.

     В отличии от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

     И.А. Фурманов делит  агрессивное поведение детей  на две формы:

1. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

     У этих детей агрессивные  акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами  и не отличаются особой жестокостью.  Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные  действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

2. Несоциализированные. Дети обычно страдают какими – либо психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органические поражения головного мозга), сопровождающимися негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая х враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.

     Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Бычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовлетворение от причинения неприятностей другим.

Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности