Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения
Министерство общего
и профессионального
Свердловской области
ГОУ СПО Алапаевский
Курсовая работа
Психолого – педагогическая коррекция
детской агрессивности
Выполнила: Черепанова Екатерина
Руководитель: Комарова Елена
Алапаевск
2010
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения
Введение
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности. При многоплановом исследовании проблемы человеческой агрессивности в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».
Все эти обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы работы.
Объект исследования: Детская агрессивность.
Предмет исследования: Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности
Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Основные задачи:
1.Рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновения агрессии у подростков.
2. Знакомство с диагностическими методами определения подростковой агрессивности.
3. Изучение психокоррекционной работы детской агрессивности
4. Исследование детской агрессивности .
5. Знакомство с коррекционной педагогической программой детской агрессивности.
Методы исследования: наблюдение, методики, направленные на изучение уровня агрессивности.
Глава 1. Теоретические аспекты психолого – педагогической коррекции
детской агрессивности
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы
Агрессия (от лат. «aggredi» нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, ущерба, на уничтожение другого человека или группы
В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных
действиях, нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания. В этом плане
различаются преднамеренная и инструментальная
агрессия.
Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве
агрессии может
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае – агрессивного. Поэтому не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние. В соответствии с этим выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и выбор «наступательных» средств.
Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего, выделяют гнев, который часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях – сила и уверенность.
Огромное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев – инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных волевых качеств [25,с.110] .
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Выделяют четыре наиболее известных теоретических подхода:
Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (Танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (Эросом) и ее разрушением (Танатосом), определенные механизмы (смещение) служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Этологический подход был предложен К.Лоренцом, согласно которому агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Фрустрационная теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности