Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаПсихолого-педагогческая коррекция детской агрессивности.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     К основным  причинам детской агрессивности в дошкольном возрасте следует отнести следующее:

- недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;

- дефицит родительского  внимания, неудовлетворенная потребность  в родительской любви и принятии;

- повышенная тревожность (комплекс несоответствия);

- усвоение эталонов  агрессивного поведения в семье; 
- косвенно стимулируемая агрессивность (навязываемая СМИ, определенными игрушками);

- низкий уровень развития  игровых и коммуникативных навыков.

     Следует  подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявление агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желаемого результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

     В младшем  школьном возрасте инициаторами  агрессии являются уже не отдельные  личности, а группировки ребят,  агрессивное поведение становится  все менее спорадическим и  все более организованным. По  мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессиями в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность – желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие – остается неизменной.

     Кроме того, в этом возрасте дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышение своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

     Особо следует  отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивно поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.

     Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У подростка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою независимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

     Это очень  сложный момент жизни семьи.  И специалист должен разъяснять  родителям, что как бы им  не хотелось, чтобы ребенок оставался  при них, наступает время, когда  нужно потихоньку отделяться  от ребенка, - конечно, не сразу  и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета – но действовать он должен сам.

     Современный  подросток может реализовать  свою агрессию двумя способами:

1. проявлять открыто,  получая отпор со стороны окружающих и полезный жизненный опыт; следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается – спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

2. прятать и подавлять,  становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу либо в виде невроза, либо как психосоматическое заболевание.

     Факторы,  способствующие росту агрессивности у подростков:

  • Эндокринный взрыв, резкое возрастание количества половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
  • Органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты.
  • Неправильное отношение взрослых – школы и, главное, родителей.

    Развитию подростковой  агрессии родители способствуют  двумя способами:

1. Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, уверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда переживают «вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

2. Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку уа и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

     Конфликтуя  с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не умея с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до ребят, которые младше их по возрасту (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

     Какие же  дети вырастают агрессивными  чаще всего?

     Мальчики:

- «кумиры семьи», выросшие  без отцов в сплошном женском  окружении (мама, бабушка, тетушки,  кузины).

- дети, выросшие в семьях  с жестким авторитарным отцом  и мягкой, уступчивой, непоследовательной  матерью. Используя механизм идентификации  с отцом, подросток будет противостоять  всем, в том числе и самому  отцу. И если тот мальчишку  не сломает, то он вырастет таким же жестоким и авторитарным.

     Девочки:

- в семье с жесткой  авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм  идентификации с матерью. 

- предоставленные сами  себе и самостоятельно пробивающиеся  в жизни; в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

     Считается,  что мальчики более склонны  к проявлениям агрессии, однако  это не совсем так. Просто  агрессия у девушек выглядит  несколько иначе. Как отмечает  большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

     Мальчишеская  агрессия обычно проявляется  более открыто, грубо, она менее  управляема, и контролировать её  ребята начинают позже, чем  девушки. Кроме того, до сих  пор сохраняется стериотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать её.

     Еще одно  отличие. Девочки более сензитивны  и впечатлительны, грубое проявление  агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

     Женский  пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчишки же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализированный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

     Особенно  заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим самоконтролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

     Эти же  отличия характерны для проявления  девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.

     Таким образом,  причинами агрессивности выступает экономическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер, конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье,  характер и условия семейного воспитания.

    Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессивного поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный аспект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения. 

     Придерживаясь комплексного  подхода к определению агрессии, можно сказать, что это любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу.

     Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности. 

     Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - одна из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

   Подростковый  возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация, личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка, характеризующаяся повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я – концепции». Проявлению агрессивного поведения подростков могут служить и биологические, и социальные, и психологические факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика и коррекция психологических особенностей

личности  агрессивных подростков

 

2.1. Объект и этапы исследования

 

       Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

       Предмет исследования:  виды агрессии.            

       Цель исследования: выявление уровня склонности к агрессивному поведению у подростков.  

Исследование  проводилось на базе МОУ СОШ № 1города Алапаевска.

В исследовании принимали участие учащиеся восьмых  классов – в количестве 36 человек  – 15 мальчиков и 21 девочка.

В школе работает психолог. Основные направления работы психолога: просветительская, диагностическая, коррекционная, профилактическая деятельности. Работа строится по запросам администрации школы, учителей, родителей учащихся.

Воспитательная  работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.

Основные задачи: 1) определение путей обновления воспитательной системы школы. 2) разработка системы мероприятий, направленных на формирования самосознания здорового  образа жизни. 3) обеспечение формирования информационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.

Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности