Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения
Для решения задач проводится комплексный анализ работы классных руководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе работает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, которые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руководители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), врачами-наркологами, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции.
2.2.. Диагностика уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков
Для диагностики была использована методика Басса-Дарки.
Цель методики: выявление уровня склонности к агрессивному поведению у подростков.
Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году одноименный опросник, - одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. Определенный уровень агрессии часто помогает нам быть успешными в продвижении карьеры, однако если эта личностная особенность имеет высокую выраженность это может служить существенным препятствием нашего личностного и профессионального роста. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует возникновению конфронтации и конфликтов, препятствует успешной деятельности.
Тест на агрессивность Баса - Дарки широко распространен среди практикующих психологов, консультантов, психотерапевтов, кадровых служб и высоко оценивается психологами практиками .
В тесте-опроснике Басса-Дарки выделено 8 шкал агрессивности:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2.Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), так и ни на кого не направлена,- взрыв ярости, проявляющийся в критике, топанье ногами, битье по столу и т.д.
3.Склонность к раздражению – готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, грубости.
4.Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.
5.Обида – зависть или ненависть к окружающим,обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).
8. Чувство вины – эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрезений совести.
Вопросник А.Басса и А.Дарки включает 75 вопросов-суждений на которые респондент отвечает "да" или "нет" (Приложение 1).
Сводная таблица данных по показателям методики Басса-Дарки
№ респондента |
Формы агрессии | ||||||||||||||||
|
Физическая
агрессия
|
Косвен ная агрессия. |
Разд раже ние |
Негати визм |
Обида |
Подозрительность.
|
Верба льная агрес сия |
Чувст во вины |
И.А |
И.В | |||||||
1 |
7 |
5 |
7 |
3 |
6 |
7 |
10 |
7 |
24 |
13 | |||||||
2* |
9 |
8 |
9 |
4 |
4 |
8 |
13 |
7 |
31 |
12 | |||||||
3 |
4 |
6 |
5 |
3 |
6 |
5 |
7 |
5 |
16 |
11 | |||||||
4 |
7 |
7 |
4 |
4 |
3 |
8 |
9 |
4 |
20 |
11 | |||||||
5 |
8 |
5 |
8 |
4 |
3 |
7 |
8 |
5 |
24 |
10 | |||||||
6 |
5 |
7 |
7 |
0 |
5 |
5 |
5 |
6 |
17 |
10 | |||||||
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
7 |
5 |
12 |
10 | |||||||
8 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
7 |
7 |
13 |
6 | |||||||
9* |
10 |
9 |
6 |
5 |
6 |
8 |
13 |
8 |
29 |
15 | |||||||
10 |
7 |
6 |
5 |
3 |
2 |
7 |
10 |
8 |
22 |
9 | |||||||
11 |
6 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
12 |
5 |
24 |
7 | |||||||
12 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
7 |
11 |
2 |
23 |
10 | |||||||
13* |
9 |
6 |
6 |
3 |
3 |
8 |
11 |
5 |
26 |
11 | |||||||
14 |
8 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
8 |
4 |
19 |
9 | |||||||
15 |
6 |
5 |
6 |
4 |
3 |
6 |
7 |
6 |
19 |
9 | |||||||
16 |
8 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
10 |
7 |
24 |
9 | |||||||
17 |
8 |
7 |
6 |
2 |
3 |
5 |
7 |
7 |
20 |
8 | |||||||
18 |
5 |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
10 |
5 |
18 |
8 | |||||||
19 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
8 |
6 |
20 |
7 | |||||||
20 |
9 |
3 |
7 |
5 |
6 |
6 |
7 |
8 |
23 |
12 | |||||||
21 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
6 |
5 |
6 |
10 |
9 | |||||||
22 |
8 |
8 |
7 |
4 |
5 |
7 |
10 |
6 |
25 |
12 | |||||||
23 |
8 |
3 |
7 |
3 |
3 |
6 |
8 |
7 |
23 |
9 | |||||||
24 |
9 |
5 |
8 |
3 |
3 |
6 |
7 |
9 |
24 |
9 | |||||||
25* |
10 |
6 |
6 |
5 |
5 |
9 |
10 |
7 |
26 |
14 | |||||||
26 |
7 |
6 |
6 |
3 |
2 |
5 |
8 |
6 |
21 |
7 | |||||||
27 |
6 |
3 |
7 |
3 |
2 |
6 |
11 |
7 |
24 |
8 | |||||||
28 |
9 |
6 |
5 |
5 |
4 |
8 |
10 |
7 |
24 |
12 | |||||||
29 |
8 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
7 |
7 |
18 |
9 | |||||||
30 |
8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
8 |
20 |
9 | |||||||
31 |
7 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
7 |
2 |
18 |
7 | |||||||
32 |
1 |
2 |
8 |
1 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16 |
11 | |||||||
33 |
7 |
4 |
8 |
3 |
6 |
6 |
9 |
8 |
24 |
12 | |||||||
34* |
9 |
9 |
10 |
4 |
3 |
3 |
10 |
1 |
29 |
6 | |||||||
35 |
7 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
10 |
4 |
24 |
14 | |||||||
36 |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
9 |
9 |
8 |
23 |
15 |
В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек; негативизма наблюдается 47,2% - 17 человек; Обиды у 22,2% - 8 человек; подозрительности - 38,9% - 14 человек; вербальной агрессии у 50% -18 человек; чувства вины - 50% 18 человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии у 47,2% - 17 человек; склонности к раздражению - 52,7% - 19 человек; негативизма - 44,4% - 16 человек; обиды выявлен у 66,7% - 24 человек; подозрительности - 52,7% - 19 человек; вербальной агрессии - 50% - 18 человек; чувства вины - 38,9% - 14 человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у 8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6 человек; склонности к раздражению у 13,8% - 5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1% - 4 человека; подозрительности зафиксирован у 5,5% - 2 человека; вербальной агрессии не выявлен; чувства вины - 8,3%- 3 человека.
Анализ показал, что 13,8 % - 5 человек из всех испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения. (Приложение 2)
Респондент 2 (ИА) – 31; (ИВ) – 12, респондент 9 (ИА) – 29; (ИВ) – 15, респондент 13 (ИА) – 26; (ИВ) – 11, респондент 25 (ИА) – 26; (ИВ) – 14, респондент 34 (ИА) – 29; (ИВ) – 6. (Приложение 3)
Респондент 2. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 баллов, высокой физической агрессией – 10, высокой раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов. Высоким уровнем враждебности (ИВ) – 15 баллов (обида – 6, подозрительность – 8 баллов); чувство вины - 8 баллов.
Респондент 9. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов, высокой физической агрессией – 9, высокой раздражительностью – 6, высокой вербальной агрессией – 11 баллов. Высоким уровнем враждебности (ИВ)– 11 баллов (обида –3, подозрительность – 8 баллов); чувство вины - 5 баллов.
Респондент 13.характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 31 балл, высокой физической агрессией – 9, высокой раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов. Высоким уровень враждебности (ИВ)– 12 баллов (обида – 4, подозрительность – 8 баллов) ; чувство вины - 7 баллов.
Респондент 34. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 балл (физическая агрессия – 9, раздражительность – 10, вербальная агрессия – 10 баллов). Низким уровень враждебности (ИВ) - 7 баллов (обида – 3, подозрительность – 4 баллов); чувство вины - 3 баллов.
Респондент 25. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов (физическая агрессия – 10, раздражительность – 6, вербальная агрессия – 10 баллов). Высоким уровень враждебности (ИВ) - 12 баллов (обида – 5, подозрительность – 9 баллов); чувство вины - 7 баллов.
Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых
подростков, сведены в отдельную таблицу
Показатели респондентов, склонных к проявлению агрессивного поведения
Физическая агрессия |
100% |
Косвенная |
50% |
Раздражение |
40% |
Негативизм |
50% |
Обида |
50% |
Подозрительность |
75% |
Вербальная агрессия |
100% |
Чувство вины |
70% |
Таким образом, на основе всего выше изложенного, можно сделать следующие вывод: не смотря на то, что выявлен высокий процент агрессии по отельным ее видам, истинный уровень склонности к проявлению агрессивного поведения не является таким высоким, поскольку определяется совокупностью индексов агрессивности и враждебности
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической коррекции агрессивности.
Коррекционная работа
по профилактике агрессивного
поведения с подростками имеет
свои особенности. Более эффективной
является индивидуальная работа.
С самого начала, параллельно, необходимо
начинать работу с семьёй. После диагностики
семейных отношений и степени их дисгармоничности
должна следовать психокоррекционная
работа как индивидуальная, так и групповая.
Но основной акцент следует делать на
индивидуальной работе с подростком. Совершенно
неэффективными оказываются общие беседы
о необходимости «хорошо себя
вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение,
самообразование, занятие музыкой, спортом.
Исходя из того, что развитие
ребёнка осуществляется в деятельности,
а подросток стремится к утверждению себя,
своей позиции, как взрослый, среди взрослых,
то необходимо обеспечить включение подростка
в такую деятельность, которая лежит в
сфере интересов взрослых, но в то же время
создаёт возможности подростку реализовать
и утвердить себя на их уровне.
Д.
И. Фельдштейн выделил социально признаваемую
и социально одобряемую деятельность.
Психологический смысл этой деятельности
состоит для подростка в том, что участвуя
в ней, он фактически приобщается к делам
общества, занимает в нём определённое
место и удерживает свою новую социальную
позицию среди взрослых и сверстников.
В процессе этой деятельности подросток
признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его потребностей.
Такая деятельность предоставляет подростку
возможность развития его самосознания,
формирует нормы его жизнедеятельности.
Но методы и принципы такой деятельности
требуют значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего,
необходима организация системы развёрнутой
деятельности, создающей жёсткие условия
и определённый порядок действий, и постоянный
контроль. При условии последовательности,
постепенности, приобщения агрессивных
подростков к различным видам социально
признаваемой деятельности: трудовой,
спортивной, художественной, организаторской
и других; важно соблюдать принципы
общественной оценки, преемственности,
чёткого построения этой деятельности.
Заключение
Обзор литературы в теоретической части курсовой работы показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Агрессивность в личностных характеристиках учащихся формируется в основном как форма протеста против непонимания родителей, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивного поведения могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. У учащихся, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивного поведения.
авторы
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования - выявление основных особенностей личности у агрессивных подростков; разработка программы педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков. Методикой, которая наиболее отвечала поставленным задачам, является тест Басса-Дарки. В результате анализа полученных данных у большинства учащихся зафиксирован высокий уровень физической агрессии, у некоторых зафиксирована косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обиды и т.д. Данные результаты показаны схематично (Приложение 3).
Таким образом можно сказать, что коррекционная работа с подростком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружением, - родителями и педагогами. Самое важное – создать такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессивности.
Цель курсовой работы достигнута.
Литература.
Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности