Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В практической части курсовой работы представлены результаты исследования изучения агрессии среди учащихся восьмых классов. Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу педагогической коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
детской агрессивности……………………………………………………5
1.1 Агрессия: ее определение, основные теории, виды и типы………..5
1.2 Диагностические методы определения агрессивности…………….15
1.3 Психокоррекционная работа детской агрессивности……………...17
Глава 2. Диагностика психологических особенностей
личности агрессивных подростков…………………………………….32
2.1. Объект и этапы исследования………………………………………32
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков…………………………………33
2.3. Общая характеристика психолого-педагогической
коррекции агрессивности.………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаПсихолого-педагогческая коррекция детской агрессивности.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

Для решения  задач проводится комплексный анализ работы классных руководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе работает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, которые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руководители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), врачами-наркологами, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции.

 

2.2.. Диагностика уровня и анализ психологических

особенностей  агрессивных подростков

 

Для диагностики  была использована   методика Басса-Дарки.

Цель методики: выявление  уровня склонности к агрессивному поведению у подростков.

                                          Опросник   Басса-Дарки

     Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году одноименный опросник, - одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. Определенный уровень агрессии часто помогает нам быть успешными в продвижении карьеры, однако если эта личностная особенность имеет высокую выраженность это может служить существенным препятствием нашего личностного и профессионального роста. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует возникновению конфронтации и конфликтов, препятствует успешной деятельности.

     Тест на агрессивность Баса - Дарки широко распространен среди практикующих психологов, консультантов, психотерапевтов, кадровых служб и высоко оценивается психологами практиками .

В тесте-опроснике Басса-Дарки выделено 8 шкал агрессивности:     

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.   

2.Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), так и ни на кого не направлена,- взрыв ярости, проявляющийся в критике, топанье ногами, битье по столу и т.д.

3.Склонность к раздражению – готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, грубости.

4.Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.

5.Обида – зависть или ненависть к окружающим,обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).

8. Чувство вины – эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрезений совести.

 Вопросник  А.Басса и А.Дарки включает 75 вопросов-суждений  на которые респондент отвечает "да" или "нет" (Приложение 1).

 

                                                               

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Таблица 1

Сводная таблица данных по показателям методики Басса-Дарки

 

респондента

Формы  агрессии

 

 

Физическая

 

 

агрессия

 

 

Косвен

ная агрессия.

 Разд

раже

ние

Негати

визм

Обида

Подозрительность.

 

Верба

льная агрес

сия

Чувст

во  вины

И.А

И.В

1

7

5

7

3

6

7

10

7

24

13

2*

9

8

9

4

4

8

13

7

31

12

3

4

6

5

3

6

5

7

5

16

11

4

7

7

4

4

3

8

9

4

20

11

5

8

5

8

4

3

7

8

5

24

10

6

5

7

7

0

5

5

5

6

17

10

7

2

2

3

2

5

5

7

5

12

10

8

2

4

4

4

2

4

7

7

13

6

9*

10

9

6

5

6

8

13

8

29

15

10

7

6

5

3

2

7

10

8

22

9

11

6

5

6

4

3

4

12

5

24

7

12

8

7

4

4

3

7

11

2

23

10

13*

9

6

6

3

3

8

11

5

26

11

14

8

6

3

3

4

5

8

4

19

9

15

6

5

6

4

3

6

7

6

19

9

16

8

6

6

3

4

5

10

7

24

9

17

8

7

6

2

3

5

7

7

20

8

18

5

6

3

4

5

3

10

5

18

8

19

8

7

4

4

3

4

8

6

20

7

20

9

3

7

5

6

6

7

8

23

12

21

4

4

1

2

3

6

5

6

10

9

22

8

8

7

4

5

7

10

6

25

12

23

8

3

7

3

3

6

8

7

23

9

24

9

5

8

3

3

6

7

9

24

9

25*

10

6

6

5

5

9

10

7

26

14

26

7

6

6

3

2

5

8

6

21

7

27

6

3

7

3

2

6

11

7

24

8

28

9

6

5

5

4

8

10

7

24

12

29

8

4

3

3

4

5

7

7

18

9

30

8

6

4

4

4

5

8

8

20

9

31

7

3

4

3

3

4

7

2

18

7

32

1

2

8

1

5

6

7

8

16

11

33

7

4

8

3

6

6

9

8

24

12

34*

9

9

10

4

3

3

10

1

29

6

35

7

7

7

4

7

7

10

4

24

14

36

8

7

6

5

6

9

9

8

23

15


 

 В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек;  негативизма наблюдается 47,2% - 17  человек; Обиды у 22,2% - 8  человек; подозрительности - 38,9% - 14  человек; вербальной агрессии у 50% -18  человек; чувства вины - 50%     18   человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии  у 47,2% - 17  человек; склонности к раздражению -  52,7% - 19  человек; негативизма - 44,4% - 16  человек; обиды выявлен у 66,7% - 24  человек; подозрительности - 52,7% - 19  человек; вербальной агрессии - 50% - 18  человек; чувства вины - 38,9% - 14   человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у  8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6  человек; склонности к раздражению у 13,8% -  5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1%  - 4   человека; подозрительности зафиксирован у 5,5%  - 2   человека; вербальной агрессии не выявлен; чувства вины - 8,3%-   3   человека.

     Анализ показал, что 13,8 % - 5 человек из всех испытуемых  склонны к проявлению агрессивного поведения. (Приложение 2)

      Респондент 2 (ИА) – 31; (ИВ) – 12, респондент 9 (ИА) – 29; (ИВ) – 15, респондент 13  (ИА) – 26; (ИВ) – 11, респондент  25  (ИА) – 26; (ИВ) – 14, респондент 34 (ИА) – 29; (ИВ) – 6. (Приложение 3)

     Респондент 2. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 баллов,  высокой физической агрессией – 10, высокой раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов. Высоким уровнем враждебности (ИВ) – 15 баллов (обида – 6, подозрительность – 8 баллов); чувство вины  - 8 баллов. 

     Респондент 9. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов, высокой физической агрессией – 9, высокой раздражительностью – 6, высокой вербальной агрессией – 11 баллов. Высоким  уровнем враждебности (ИВ)– 11 баллов (обида –3, подозрительность – 8 баллов); чувство вины  - 5 баллов. 

     Респондент 13.характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 31 балл,  высокой физической агрессией – 9, высокой  раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов.  Высоким уровень враждебности (ИВ)– 12 баллов (обида – 4, подозрительность – 8 баллов) ; чувство вины  - 7 баллов. 

     Респондент 34. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 балл (физическая агрессия – 9, раздражительность – 10, вербальная агрессия – 10 баллов).  Низким уровень враждебности (ИВ) - 7 баллов (обида – 3, подозрительность – 4 баллов); чувство вины  - 3 баллов. 

      Респондент 25. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов (физическая агрессия – 10, раздражительность – 6, вербальная агрессия – 10 баллов).  Высоким уровень враждебности (ИВ) - 12 баллов (обида – 5, подозрительность – 9 баллов); чувство вины  - 7 баллов. 

 

Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых

           подростков, сведены в отдельную таблицу

                                                                                                                    Таблица 2

Показатели  респондентов, склонных к проявлению агрессивного поведения

 

Физическая агрессия

100%

Косвенная

50%

Раздражение

40%

Негативизм

50%

Обида

50%

Подозрительность

75%

Вербальная агрессия

100%

Чувство вины

70%


 

     Таким образом,  на основе всего выше изложенного, можно сделать следующие вывод: не смотря на то, что выявлен высокий процент агрессии по отельным ее видам, истинный уровень склонности к проявлению агрессивного поведения не является таким высоким, поскольку определяется совокупностью индексов агрессивности и враждебности

 

2.3. Общая характеристика психолого-педагогической коррекции агрессивности.

 
    Коррекционная работа  по профилактике агрессивного  поведения с подростками имеет  свои особенности.  Более эффективной  является индивидуальная работа. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости  «хорошо  себя  вести».

     Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение,  

самообразование, занятие музыкой, спортом.

     Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на их уровне. 
    Д. И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности,  приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности: трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других;  важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обзор литературы в теоретической части  курсовой работы  показал то, что единой точки  зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет  понимание данной проблемы. Агрессивность  в личностных  характеристиках  учащихся формируется в основном как форма протеста против непонимания родителей, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем  на развитие агрессивного поведения   могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои  потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода,  кроме драки. У учащихся,  в силу сложности и  противоречивости  особенностей  растущих людей, внутренних и внешних условий их развития,  могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая  предпосылки для возникновения и проявления агрессивного поведения.

авторы

В практической части курсовой работы представлены  результаты исследования изучения агрессии    среди учащихся восьмых классов. Цель исследования - выявление основных особенностей личности у агрессивных подростков; разработка программы педагогической коррекции  личностных особенностей агрессивных подростков. Методикой,  которая наиболее отвечала поставленным задачам, является тест Басса-Дарки. В результате анализа полученных данных у большинства учащихся зафиксирован высокий уровень физической агрессии, у некоторых зафиксирована косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обиды и т.д. Данные результаты показаны схематично (Приложение 3).

     Таким образом можно сказать, что коррекционная работа с подростком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружением, - родителями и педагогами. Самое важное – создать такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессивности.

    Цель  курсовой работы достигнута.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Андреева, Г.М.  Социальная психология. - М.: 1988. – с. 429
  2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния

Информация о работе Психолого – педагогическая коррекция детской агрессивности