Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:05, контрольная работа
Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Вмешательство третьей силы: посредничество и арбитраж. Несмотря на все усилия обеих конфликтующих сторон, переговоры «сделка» иногда заходят в тупик. Когда это происходит, часто ищется помощь у третьей стороны — у тех, кто не заинтересован в результате противостояния. Такое вмешательство может принимать различные формы, но наиболее известными являются посредничество и арбитраж. Посредничеством называют форму вмешательства в конфликты и спорные ситуации третьей стороны, при которой она не имеет достаточного авторитета и власти, чтобы диктовать условия соглашения. В отличие от посредничества арбитраж такая форма вмешательства в спорные ситуации третьей стороны, при которой вмешивающийся человек (арбитр) имеет власть утверждать пункты соглашения. Например, возник типичный конфликт между производственной группой и группой научных разработок из-за предложения начать выпуск нового продукта. Естественно, выпуск новых товаров, предложенных разработчиками, потребует изменений и перестроек в производстве, совершенно не оправданных с точки зрения производственников, которые считают новую продукцию никому не нужной выдумкой. Посредником здесь могут стать работники группы продаж, которые способны реально оценить потенциальную востребованность (или невостребованность) нового продукта и оправданность (или неоправданность) усилий по его внедрению. А роль арбитра в таком споре может сыграть генеральный директор, от его решения в конечном счете зависит судьба нового продукта, а также перепрофилировать производство для его выпуска или оставить все по-старому.
Через посредничество третья сторона, используя различные тактики, пытается способствовать добровольным соглашениям между участниками диспута. У посредников нет формальной власти, и они не могут навязывать соглашение обеим сторонам. Вместо этого они пытаются уладить существующие спорные вопросы и увеличить общение между оппонентами. Посредники иногда дают специфические рекомендации для достижения компромисса; в других случаях они просто направляют участников диспута к самостоятельному развитию таких решений. Практически их роль состоит в помощи обеим сторонам в достижении соглашения, которое они находят приемлемым. Третья сторона является более сильной, когда выполняет функции арбитража. В основном, арбитры могут навязать (или, в крайнем случае, настойчиво рекомендовать) пункты соглашения.
Как посредничество, так и арбитраж
могут быть полезными при разрешении
организационных конфликтов. Тем
не менее, в обоих способах разрешения
конфликтов есть минусы. Посредничество
часто оказывается
Уточнение и разъяснение механизмов полномочий и ответственности. Как уже отмечалось выше, иногда конфликты возникают из-за неясностей и неопределенностей в функционировании отделов и групп в организации. Одним из способов предотвращения конфликтной ситуации и разрешения уже возникшего конфликта является разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника и группы: определение их функциональных обязанностей, критериев оценки результатов их деятельности, сроков отчетности, взаимной ответственности и т. д. особенно важно установить четко иерархию полномочий и «цепи отдачи команд» (каким образом от кого поступают команды, каковы каналы обратной связи).
Итак, разрешить конфликт можно
разными способами, использовав различные
тактики и приемы. Но главное правило руководителя
менеджера не пускать дело на самотек.
Один их экспертов, Хейфец выразил это
правило следующим образом: «дирижируйте
конфликтом». Неважно, что лежит в основе
конфликта, если к конфликту подойти правильно,
он сослужит организации добрую службу,
ведь изменений бесконфликтных ситуаций
не бывает. Продуктивный конфликт становится
стимулом к переменам.
Таким образом, отношения к работе и коллегам представляют
собой чувства, выражающиеся в убеждениях
и типах поведения, они
влияют на производственную деятельность,
на членов группы, организационную среду.
Важнейшим показателем отношения к производственной
деятельности является удовлетворение
работой. Степень удовлетворенности работой
влияет на эффективность деятельности
организации. Уровень удовлетворенности
работой можно оценивать с помощью теорий
ранжирования или тестирования, критических
ситуаций, а также через интервью.
Отношения между сотрудниками в организации складываются с учетом как интересов производства, так и психологической совместимости членов группы, восприятия ими друг друга. Именно на их двух параметрах основана известная классификация типов отношений в трудовом коллективе, которую предложили Блейк и Дж. Моутон. Они выделили пять основных типов взаимоотношений в организациях: «невмешательство», «теплая компания», «задача», «золотая середина» и «команда». От господствующего типа взаимоотношений в коллективе зависит сплоченность группы. Под сплоченностью понимают уровень психологической общности, устойчивость межличностных взаимоотношений, взаимодействия и степень эмоциональной привлекательности группы и ее членов.
Сплоченность группы зависит и от того, насколько привлекательными кажутся друг другу ее члены. Для этого часто используются социометрические исследования, данные которых помогают воссоздать картину взаимоотношений в группе и персональное положение каждого человека в ней. На его социометрический статус в группе влияет много: умственная одаренность, внешний вид, профессиональная пригодность, общительность и другие факторы.
На производственные отношения
нередко накладывают свой отпечаток
предубеждения — негативное отношение,
основанное на принадлежности человека
к какой-то группе. Предубеждения
располагают людей к
Важной стороной деятельности менеджера является разрешение возникающих в организации конфликтов. Конфликт — это трудноразрешимое противоречие, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Каждый из них несет в себе деструктивные (разрушительные) и продуктивные моменты. Задачей менеджера является не столько избегание конфликта, сколько удерживание под контролем его деструктивных аспектов и использование продуктивных.
Причины возникновения конфликтов можно разделить на две основные группы: факторы, относящиеся к структуре организаций или ее функционированию и относящиеся к межличностным отношениям. При разрешении конфликтов возможны различные стратегии поведения:
1) соперничество, противоборство;
2) сотрудничество, направленное на
поиск решения, учитывающего
3) компромисс, урегулирование разногласий через взаимные уступки;
4) избегание, заключающееся в
стремлении выйти из
5) приспосабливание, когда одна конфликтующая сторона пытается сгладить противоречия, поступаясь своими интересами.
Основными способами управления конфликтом являются: переговоры, выработка общих целей, уточнение и разъяснение механизмов ответственности и полномочий, посредничество и д.р.
Список литературы