Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:05, контрольная работа
Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.
Ядром кризиса является необходимость
выбора способа получения
Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.
2. На стадии профессиональной
подготовки многие учащиеся и
студенты переживают
Таким образом, кризис ревизии и
коррекции профессионального
3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.
Уже при выборе профессии молодой
человек имел определенное представление
о будущей работе. В профессиональном
учебном заведении оно
Переживание этого кризиса выражается
в неудовлетворенности
Возможны два варианта разрешения кризиса:
4. Следующий нормативный кризис
профессионального становления
личности возникает на
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.
Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается "Я-концепция", вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства.
6. Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.
Кризис нереализованных
8. После ухода на пенсию
Каковы же способы преодоления
этого кризиса? Психологические
исследования последних лет показывают,
что пожилые люди могут активно
противостоять наступлению
Мы рассмотрели основные нормативные
кризисы профессионального
К эффективным психотехнологиям преодоления
кризисов профессионального становления
относятся психопрофилактика кризисов,
диагностика социально-профессиональных
качеств личности как информационная
основа коррекции профессионально-
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:
1. Сверхнормативная активность
как следствие
2. Социально-экономические
3. Возрастные
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность
6. Изменения в жизнедеятельности
(смена местожительства,
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Конфликтом называют трудноразрешаемое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Если внутриличностный конфликт — форма столкновения противоположных влечений, принципов, желаний в рамках сознания одного человека (например, ролевой конфликт — необходимо играть сразу несколько социальных ролей), и его влияние на организацию можно проследить лишь опосредованно, то с межличностными конфликтами, когда речь идет о столкновении интересов и позиций различных членов группы, менеджерам приходится сталкиваться практически постоянно. Межгрупповой конфликт — это столкновение интересов и целей различных групп.
Если конфликт приносит и затраты, и прибыль, то основная задача, с которой сталкиваются организации, — это управление им. Целью должно быть не исключение конфликта (это невозможно), а увеличение его потенциальной пользы, и уменьшение при этом потенциальных затрат. Существуют некоторые способы достижения этой цели.
Сделка. Издавна наиболее простым способом решения организационных конфликтов, и, следовательно, эффективного управления ими, является сделка (или переговоры). В этом процессе противоположные стороны напрямую или через представителей обмениваются предложениями, контрпредложениями, уступками. Если процесс прошел успешно, то достигается решение, приемлемое для обеих сторон, и конфликт решен, возможно, даже с некоторыми дополнительными плюсами — такими, как повышенное понимание и хорошие отношения, которые опять восстанавливаются между двумя сторонами. Если же, напротив, сделка прошла неудачно, результатом может стать усиление конфликта.
Выработка общих целей. Люди часто
делят ближайший социум
на две части: «мы» и «они». Члены своей
группы воспринимаются
обычно лучше, чем люди, принадлежащие
к другим группам. Эта тенденция преувеличивать
различия между своей группой и чужой,
с пренебрежением относиться к оппонентам,
очень сильна во время конфликтов. К тому
же эта особенность группового восприятия
играет основную роль во многих конфликтах
между различными департаментами, отделами
и рабочими группами. Как можно этого избежать?
Некоторые исследователи советуют потратить
усилия на выработку целей, которые связывают
между собой интересы обеих конфликтующих
сторон. Основная идея такого подхода
проста: убеждая конфликтующие стороны
сосредоточиться и работать для достижения
совместных целей, можно разрушить барьеры
между ними. Когда это происходит, шансы
сотрудничества становятся больше, чем
шансы конфликта. Доверие может возникнуть
только в результате совместной работы.