Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:05, контрольная работа
Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Особенностью современного научно-технического
прогресса мирового сообщества является
усложнение производственных процессов,
появление новых научных и
технических средств, расширение личных
контактов, развитие компьютерных сетей
распространения информации. Все
это сказывается на человеке, главной
производительной силе общества. Как
создатель и потребитель
Способности как индивидуально-
В понимание природы способностей проливает свет идея Б.Г. Ананьева о механизмах иерархической организации личности с ее многопризнаковыми характеристиками. В сложных ее образованиях происходит взаимодействие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, среди которых базовым является функциональный механизм, составляющий природную особенность мозга с его анализаторной системой (зона задатков). Сюда относятся психофизиологические функции: сенсорные, моторные, мнемические и др.
Операционный механизм составляют психические процессы, когнитивные операции, которые проявляются на основе функционального механизма.
Когнитивные процессы – сенсорно-перцептивные, мнемические, мыслительные - развиваются на основе психофизиологических функций, как готовности к процессуальной деятельности, и требуют известного уровня развития функционального механизма.
При этом возникают не просто сосредоточение, а запоминание, умственные действия, глазомер и пространственное восприятие. «Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.) действий и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации».
Мотивационный механизм составляют разнообразные
по содержанию и составу мотивы,
представляющие собой направленность
личности. Сложное взаимодействие функционального,
операционного, мотивационного механизмов
лежит в основе способностей. Этим
взаимодействием можно
На значение трехкомпонентного механизма в развитии способностей указывает Б.Ф.Ломов, который вслед за Б.Г.Ананьевым, сенсорно-перцептивный уровень функций и процессов считает необходимым относить к исходному уровню умственного развития человека, что, кстати, подтверждается исследованиями сенсорно-перцептивных процессов разной модальности и сенсорной организации человека. Можно предположить, что именно это имел в виду С.Л.Рубинштейн, говоря о том, что основу способностей составляют психические процессы, которые при определенных условиях «превращаются» в способности.
Различают общие и специальные способности. К первым относят сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственную самостоятельность, речевые свойства личности, одним словом, интеллектуальную сферу. Для Б.Г.Ананьева однозначны понятия «общая способность» и «одаренность», представляющие собой готовность человека к развитию в разных направлениях, без жесткой привязанности к какому-либо конкретному виду деятельности. Б.Ф.Ломов к общим способностям относит когнитивные процессы и когнитивные стили. Специальные же способности развиваются на основе общих и связаны с конкретным видом деятельности, что подтверждается не только общими и специфическими особенностями когнитивных процессов, но и различием когнитивных стилей и индивидуальных стилей деятельности. Эти различия, например Э.А. Голубева усматривает в том, что формирование индивидуального стиля происходит в конкретном виде деятельности, а когнитивный стиль универсален, так как он имеет место в любой ситуации познания и входит в состав общих способностей.
Когнитивные стили Н.И. Чуприкова рассматривает в качестве связующего звена между природными и приобретенными особенностями в структуре личности, в которой индивидуальные стили деятельности приобретаются и тем самым в отличие от когнитивных стилей подвижны, подвержены изменениям. Как показано в исследовании В.В. Архипова, изучавшего умственную самостоятельность студентов в зависимости от когнитивных стилей, студенты с разными параметрами когнитивного стиля, становятся успешными в учебной деятельности под влиянием развивающихся у них умений умственной самостоятельности, компенсирующих недостатки когнитивного стиля. Умения умственной самостоятельности в большей степени подвержены изменениям по сравнению с когнитивными стилями.
Некоторые авторы различают способности
и склонности, рассматривая последние
как избирательное
Говоря об организации способностей как свойстве личности, К.К. Платонов выделяет в ней четыре подгруппы: 1. биологически обусловленная (темперамент); 2. психическое отражение (мышление, память, чувства, воля); 3. приобретенные человеком знания, умения, навыки; 4. направленность личности (интересы, мировоззрение).
Эти подгруппы совпадают с
Специальные способности являлись предметом изучения многих психологов. Учебные и математические способности изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов.
Таким образом, умственное развитие,
инициатива и активность, относящиеся
к общим способностям составляют
основу развития специальных способностей,
«привязанных» к конкретному
виду деятельности, прежде всего профессиональному.
Так специальные способности
в конструировании технических
изделий могут проявляться на
высоком уровне лишь в том случае,
если человек располагает знаниями
в области техники, склонностью
к данному виду деятельности. Он
проявляет интерес к
Наглядно можно представить
взаимосвязь и
В исследовании Н.А.Федоровой, выполненном под нашим руководством, изучалась роль воображения в овладении студентами педагогического вуза художественным конструированием. Оказалось, что успешность обучения художественному конструированию значительно выше у тех студентов, которые отличаются высоким уровнем развития воображения, пространственного восприятия, памяти и мышления. Как показал обучающий, эксперимент, студенты, отличающиеся недостаточно развитым воображением, в результате специально разработанной методики обучения к концу учебного года повысили уровень успешности в художественном конструировании, благодаря развитию воображения.
Каждая способность, как отмечает А.Г.Ковалев, имеет сложную структуру, в которой выделяются ведущие элементы, опорные и фоновые. В структуре способностей в изобразительной деятельности опорной является повышенная зрительная чувствительность, подчиняющая себе чувство пропорции.
Для художника необходимо наличие цветоразличительной чувствительности, для музыканта - музыкального слуха с высоким уровнем звукоразличительной чувствительности, для дегустатора - обонятельной, вкусовой и т. д.
В музыкальных способностях Б.М.Теплов выделяет: 1. музыкальный слух; 2. музыкально-репродуктивную способность (слуховые представления); 3. музыкально-ритмическое чувство. Музыкальные способности, по мнению автора, не сводятся к знаниям и умениям, хотя они, конечно, имеют значение. Показателями же развития музыкальных способностей являются быстрота, глубина и прочность овладения способами деятельности.
Слесари-ремонтники отличаются повышенной степенью развития различительной слуховой чувствительности. У специалистов по сравнению с неспециалистами дифференцировка звуков оказалась значительно более высокой, что связано с постоянной упражняемостью в профессиональной деятельности. Эти данные, полученные в исследованиях разных авторов, свидетельствуют о зависимости способности к звукоразличению от развития слуховой чувствительности, которая в данном случае является ведущей у специалистов этого профиля деятельности.
В слесарных профессиях при овладении двигательными навыками большая роль принадлежит кинестезическому анализу, проявляющемуся в качестве избирательности к шуму. Кинестезический анализ происходит в результате взаимосвязи кожно-двигательного и зрительного анализаторов, благодаря чему усиливается взаимосвязь познавательных функций. Действия, составляющие основу умений и навыков, связаны с познавательными функциями и процессами.
Ряд авторов структуру способностей
рассматривают на примере педагогических
способностей. В педагогической деятельности
Н.В.Кузьмина выделяет конструктивный,
гностический, организаторский и
коммуникативный компоненты, в соответствии
с которыми происходит развитие способностей.
Овладевая указанными видами деятельности
(компонентами), педагог достигает
определенного уровня соответствующих
способностей. Коммуникативные способности,
по Н.В.Кузьминой, есть способность
учителя устанавливать
Н.П. Ерастов, Н.В. Кузьмина, говоря о коммуникативных способностях в педагогическом общении, часто подменяют понятия «коммуникативные способности» и «коммуникативные умения».
К коммуникативным умениям А.А.
Для педагогического процесса, как указывает В.А. Кан-Калик, важными являются коммуникативные умения, комплекс которых составляет коммуникативные способности. На основе сформировавшихся коммуникативных способностей происходит совершенствование имеющихся коммуникативных умений и появление новых.
Как же связаны коммуникативные способности и коммуникативные умения? Можно ли согласиться с тем, что коммуникативные умения составляют основу развития коммуникативных способностей? Как утверждает В.А. Кан-Калик, взаимосвязь коммуникативных умений и способностей обоюдная. Можно полагать, что развитие любых способностей, включая коммуникативные, происходит во взаимодействии с развитием умений, что подтверждается трехкомпонентным механизмом (функциональным, операционным, мотивационным), о чем шла речь ранее. Способный человек в определенной области профессиональной деятельности быстрее овладевает умениями, а сформировавшиеся умения становятся основой дальнейшего развития способностей.
На понимание взаимосвязи
В ходе онтогенетического развития происходят качественные изменения в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности.
С одной стороны имеет место в процессе развития человека усложнение в качественных особенностях функций, что лежит в основе общих свойств этих функций, характеризующих способности, а с другой их «специализация» под влиянием профессиональной деятельности. Этот «фронтальный прогресс» функций, наблюдаемый в течение всей жизни человека, начинает испытывать на себе «наложение» специализированных свойств в развитии этих же функций (зрительной, слуховой, тактильной, мнемической, мыслительной). Взаимодействие между общими и специализированными свойствами функций подчиняется общим закономерностям возрастного развития. В процессе онтогенеза общие свойства функций отличаются как подъемами в уровне развития, так и спадами, сочетанием эволюционных моментов с инволюционными. При известном уровне развития «специализированные» функции сказываются на общих. По данным исследования интеллектуального развития взрослых профессиональная память, внимание по отношению к объектам профессиональной деятельности, практическое мышление противостоят инволюционным изменениям общих свойств функций. Тем самым интеллект не надает, а сохраняется на достаточно высоком уровне. При этом не приостанавливается развитие общих свойств функций, но усиливается нагрузка на специальные их свойства.