Психология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Работа содержит 1 файл

Контрольная психология.docx

— 175.21 Кб (Скачать)

Специализация функций становится определяющей в совокупности с показателями жизненного и профессионального  опыта, а также мастерства человека.

В профессиональной деятельности по мере приобретения специализированных свойств психическими функциями и процессами происходит овладение мастерством, представляющим собой становление человека как субъекта деятельности, отличающегося высокими показателями развития. Наблюдаются качественные изменения функций и процессов, а, следовательно, и основывающихся на них способностей. У разных людей эти качественные стороны в функциях, процессах и способностях имеют разное сочетание их свойств.

Одни люди хорошо и надолго запоминают, другие хорошо запоминают, но быстро забывают, третьи медленно запоминают, но удерживают в памяти на долгое время то, что  запомнили, Одни отличаются быстрой  переключаемостью внимания, другие - распределением, третьи - длительной концентрацией. Результатом  сочетания разных свойств мыслительных процессов являются качества ума: критичность  и сознательность, глубина и широта, быстрота мысли. В основе приобретения человеком качеств ума лежит  обобщенность, значение которого велико в формировании способностей.

Исходным уровнем психического развития (умственного, личностного) является сенсорно-перцептивный, составляющий основу психического развития человека (Б . Г . Ананьев).

Обобщение является не только мыслительной операцией, по которой можно судить об уровне развития мышления человека, но и обобщением, проявляющемся на уровне сенсорно-перцептивных процессов, усложняющихся по мере усиления взаимосвязей функционального, операционного и мотивационного механизмов. Происходит накопление чувственного опыта, имеющего важное значение в жизнедеятельности человека.

Человек в своей деятельности имеет  дело с такими объектами как природа, техника, люди, искусство, знаковая система  и др., с так называемым «предметным  миром» профессий. Этот «предметный  мир» профессий предъявляет требования к человеку, от удовлетворения которых  зависит создание и накопление материальных и духовных ценностей общества. Вместе с тем в этом процессе взаимодействия человека с «предметным миром» профессии  происходят изменения в его интеллекте, личности.

В одних профессиях требуется развитие у человека и применения в его  деятельности глазомера, быстрой переключаемости, распределения внимания. В других оказываются особо важными функции  получения и переработки информации, необходимые для принятия решения, например, в деятельности оператора  пульта управления. Здесь необходимы процессы получения информации с  помощью памяти и переработки  ее в мышлении, что может быть обеспечено при определенном уровне развития этих психических процессов. Кроме того, во многих профессиях значимы  такие качества личности, как наблюдательность, ответственность, аккуратность.

Во многих профессиях происходит становление  сенсорной организации человека, обеспечивающейся взаимосвязью функционального, операционного и мотивационного механизмов. Сенсорная организация  человека является результатом развития специальных способностей и в  то же время предпосылкой достижения более высоких результатов профессиональной деятельности. В сложном ансамбле способностей имеют значение устойчивые качества личности, определяемые главным  образом мотивационным механизмом. Для разных видов профессиональной деятельности сочетание общих и  специфических качеств личности может быть разным. Для лётных способностей К.К.Платонов выделяет восемь ее составляющих: 1. темперамент; 2. интерес к летному  делу; 3. настойчивость, решительность; 4. произвольность в улучшении продуктивности деятельности; 5.эмоциональная устойчивость; 6. инициатива, сообразительность, самокритичность; 7. переключение и устойчивость внимания; 8. координация движений, образование  и переделка двигательных навыков. В предложенной структуре способностей летчика содержатся такие компоненты, которые в одинаковой степени  важны и для других профессий.

Машинист электропоезда, подводник, пожарный, выполняющие профессию  с риском для жизни должны быть эмоционально устойчивыми, инициативными  и сообразительными. Очевидно, речь должна идти о качествах общих  для специалистов в той или  иной профессиональной деятельности и  специфических, необходимых для  определенного вида профессиональной деятельности.

Можно ожидать, что набор общих  и специальных или специфических  качеств будет варьировать в  пределах той или иной профессиональной деятельности, для которой необходимо именно такое сочетание общих  и специальных качеств, а не другое.

Способности формируются и проявляются  в деятельности. Однако развитие способностей и их проявление будут не совпадать  в двух основных видах деятельности: учебной и профессиональной. В  учебной деятельности, хотя и имеет  место сочетание общего и специального образования, следовательно, общего и  специального развития, тем не менее, в этих условиях главным образом  происходит усвоение обучающимися знаний. Сказываются ли знания, которыми овладевают учащиеся общеобразовательной школы, профессионального училища и лицея, а также студенты вуза на развитии их способностей? В процессе усвоения знаний происходит расширение умственного кругозора, развитие психических, процессов, интеллекта в целом. Знания, являющиеся учебной информацией подвергаются анализу, обобщению, сравнению. Тем самым происходит развитие мыслительных операций, механизма мыслительных процессов, с помощью которого становится возможным решение задач. Развиваются умственные действия, с помощью которых обучающийся овладевает способами умственной деятельности, составляющими основу приобретения индивидуального стиля деятельности.

При сочетании общей и специальной  подготовки, общего и специального образования (в профессиональных училищах и лицеях, факультетах высших учебных  заведений) создаются условия для  развития не только интеллектуальных, но и практических умений, овладение  которыми происходит в процессе приобретения соответствующих знаний. Тогда становится возможным соединение ума и рук, характерного для мастерства.

В педагогической психологии сложились  две основные концепции усвоения знаний. Одни авторы рассматривают усвоение знаний как процесс, основывающийся на ассоциативных связях (Ю.А.Самарин, Н.А.Менчинская, П.А.Шеварев и др.), другие исходят из теории умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.) Эти концепции легли в основу многих исследований, выполненных как на учащихся общеобразовательной школы, так и студентах вузов.

Авторы этих исследований рассматривают  усвоение знаний в зависимости от содержания и объема предъявляемого учащимся учебного материала, предусмотренного учебными программами, а также от методов и приемов обучения. В  учебном процессе, в котором происходит усвоение знаний, имеет значение развитие рациональных приемов умственной деятельности, которые необходимы для усвоения, знании самостоятельно, без контроля и направления со стороны педагога. Изменяется мотивация учения, появляются познавательные интересы, любознательность, влияющие на отношение к приобретаемым  знаниям. Усвоение знаний - это понимание, раскрытие познающим субъектом  существенных особенностей в изучаемых  предметах и явлениях. Понимание  происходит на основе того фонда знаний (объема), которым уже располагает  ученик. Учебная деятельность является деятельностью познавательной, однако познание многообразия мира происходит и вне специально организованной учебной деятельности, в процессе жизненного опыта.

Понятие «познавательная деятельность»  шире понятия «учебная деятельность». Приобретаемые в жизни знания при их использовании в учебной  деятельности могут быть полезны  в усвоении новых знаний, излагаемых преподавателем на уроке или лекции. Отбор содержания учебного материла педагогом направлен на создание системы знаний, отличающейся не только устойчивостью, но и динамичностью, без чего не может быть применения их на практике.

Упрочение знаний зависит от того, какова длительность сохранения ранее  усвоенного. Приобретенные в недалеком  прошлом знания лучше сохраняются  в памяти и быстрее восстанавливаются  при частичном забывании и  тем самым могут служить основой  в усвоении новых знаний, Знания, как и в целом жизненный опыт, имеют прямое отношение к способностям человека. Сложный ансамбль способностей складывается по-разному в разные возрастные периоды жизни человека. С возрастом в способностях происходит смещение акцентов с одной ее составляющей на другие. Если в процессе общеобразовательной подготовки начального профессионального образования особое место в структуре способностей принадлежит знаниям и интеллектуальным умениям, то в дальнейшем имеют практическое значение знания и умения. Возрастает роль знаний профессиональной направленности деятельности, необходимых для совершенствования человеком себя как профессионала, труд которого становится интеллектуальным. Интеллектуальный характер труда специалиста на производстве предполагает наличия у выпускников технического профиля училищ и вузов определенного уровня развития технического творчества, которое можно рассматривать как проявление профессиональных способностей при решении нестандартных технических задач, выполняемых в процессе преобразования информации, что требует соответствующей подготовки. Успешность в решении технического типа задач зависит от наличия у человека не знании вообще, а технических в соответствии с направленностью профессиональной деятельности.

В учебном процессе о профессиональных способностях обучающихся судят  на основе степени обучаемости, показателем которой является темп продвижения в овладении знаниями и умениями, успешность в учебной деятельности. В условиях конкретной профессиональной деятельности можно предсказать возможности развития способностей субъекта деятельности и наметить зону его ближайшего профессионального развития.

Одной из сложных проблем является диагностика способностей, которая  должна проводиться как на начальном  этапе профессионального образования, так и на последующих этапах овладения  человеком профессиональной деятельностью  в зрелом возрасте. Эта сложность  объясняется многоуровневой структурой способностей. На первом этапе диагностирования важно выявить потенциальные  возможности развития общих способностей и специальных. Первые являются общими по отношению к любому, виду деятельности, вторые - связаны с конкретным видом  профессиональной деятельности. В том  и другом случае широкое применение находят тесты, отличающиеся одномоментным  замером тех или иных свойств психической деятельности (познавательных функций и процессов, состояний). Тесты используются при отборе учащихся в профессиональные училища и лицеи, абитуриентов в высшие учебные заведения, в военные училища и вузы. В настоящее время психология располагает системой тестов на измерение уровня интеллектуального и личностного развития (Айзенк, Векслер, Кеттелл и др.), которые направлены на обнаружение возможностей развития общих способностей. Что касается специальных и профессиональных способностей, то здесь применяются тесты с целью развития способностей в соответствии с требованиями конкретного вида деятельности, профессии, на которую ориентирован человек.

На начальном этапе диагностирования специальных способностей имеет  значение выбор профессии, определяемый мотивами (интересами, престижностью  профессии, рынком труда и др.) Выбор  профессии является личностно обусловленным  моментом в жизни человека.

В системе профориентационной работы вносятся коррективы в выбор профессии, так как выявление потенциальных  возможностей развития способностей здесь  происходит с помощью квалификационной характеристики специалиста, представляющей собой прогностическую модель специалиста, ориентир личности на профессию. Главное  в профессиональной ориентации заключается  в соответствии человека требованиям  выбранной им профессии. В процессе профориентационного консультирования первоначальный выбор профессии может измениться.

Обнаружение и выявление способностей человека, как субъекта деятельности, направлены на исследование интеллектуальной одаренности, специальных способностей и склонностей, прогнозирование  успешности в овладении профессией. В многообразном мире профессий  в век научно-технического прогресса  нелегко человеку самому найти в  нем место, а это значит сообразно  своим способностям, в обнаружении  которых он испытывает затруднения. В связи с этим возрастает роль центров консультирования и организации  профориентационной работы, возглавляемых, к сожалению, не всегда квалифицированными психологами, которые призваны помочь человеку обрести себя в мире профессий. В настоящее время человеку приходится не только овладевать изначально профессией, что чаще всего имеет место в юности и ранней зрелости. После окончания общеобразовательной школы можно поступитъ по выбору в профессиональный лицей, высшее учебное заведение. Период обучения заканчивается приобретением профессии. Однако довольно часто, а это связано с рынком труда, человеку приходится менять профессию, что также должно быть объектом внимания центров консультирования.

Человек, достигающий высокого уровня профессионализма, отличается творческим отношением к труду. Творческое отношение  человека к выполняемой им профессиональной деятельности заключается не только в применении им своих способностей, проявляющихся в успешности или  продуктивности выполнения данного  вида деятельности, но и в таком  активном отношении к выполняемым  действиям и операциям (приемам), в результате которого возможны изменения в самой деятельности.

Специалист может вносить рационализаторские предложения, ведущие к изменению  деятельности. Тем самым можно  говорить не только о прямой зависимости  способностей от деятельности, но и  обратной, когда способности оказывают  влияние на деятельность, вызывая  в ней изменения. Появление новых  отраслей промышленности можно объяснить  не только совершенствованием производства, но и теми изменениями, которые происходят в производительных силах общества, в человеке.

 

  1. Назовите основные профессиональные умения руководителя.

Руководителю требуются: способность управлять собой; разумные личные цели; четкие личные ценности; упор на постоянный личный рост и самосовершенствование; навык системного решения проблем; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; умение формировать эффективные рабочие группы.

 

  1. Дайте определение кризисам профессионального становления.

В концепции профессионального  становления личности выделены следующие  стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная  профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает  нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.

1. Профессиональное становление  личности начинается со стадии  оптации — формирования профессиональных  намерений. В 14—16 лет, в возрасте  ранней юности, оптанты начинают  профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей  уже сформированы разносторонние  знания о мире профессий, имеется  представление о желаемой профессии.  Нужен конкретный профессионально  ориентированный план: продолжить  ли учебу в общеобразовательной  или профессиональной школе. Для  кого-то все решено, кто-то вынужден  уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит  переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных  намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Информация о работе Психология управления