Психология педагогической оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа по возрастной психологии, в которой в первой главе анализируется психолого-педагогическая литература по данной проблеме, во второй - проведено экспериментальное изучение психологии педагогической оценки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
1.1. Проблема оценивания успешности учебной деятельности в психолого-педагогической литературе…. …………………………………………………..5
1.1.1. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе…………………...5
1.1.2. Оценивание как компонент учебной деятельности…………………. ….7
1.2. Отметка в процессе оценивания успеваемости учащихся.……………...12
1.3. Школьник как объект педагогической оценки……………………………23
Вывод по 1 главе………………………………………………………………....25
ГЛАВА 2.Экспериментальное изучение психологии педагогической оценки (по Ананьеву Б.Г.)
2.1. Исследование корреляции уровней успешности с учебными периодами …………………………………………………………………………………….26
2.2.Изучение связи между парциальными оценками и учетом успешности……………………………………………………………………....29
2.3. Определение оценочных обращений в связи с учебными группами………………………………………………………………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Психология педагогической оценки.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

 

Экспериментальное изучение психологии педагогической оценки (по Ананьеву Б.Г.)

В экспериментальной  части нашей работы  мы  проанализировали экспериментальное изучение психологии педагогической оценки Ананьева Б.Г., которое состояло из трех экспериментов: исследование корреляции уровней успешности с учебными периодами; связь между парциальными оценками и учетом успешности; оценочные обращения в связи с учебными группами

 

2.1. Исследование корреляции уровней успешности с учебными периодами.

Метод: наблюдение.

Цель: Определение динамики успеваемости школьников  в различные периоды обучения.

Процедура исследования: анализируются материалы, в которых отсутствует дифференциация школьников по уровням успешности, а дается лишь характеристика класса. Возьмем вначале корреляцию между первым периодом учета успешности (сентябрь-октябрь) и вторым периодом (первая четверть).

Анализ результатов:

Материалы показывают достоверную корреляцию и высокий коэффициент корреляции: класс А-0,89, класс Б-0,95, класс С-0,77 и т.д., при незначительной средней ошибке (0,02; 0,06). Следовательно, есть все основания предполагать полную и непосредственную зависимость четвертного учета в первой четверти от текущего учета в сентябре и октябре.

Точно также мы обнаруживаем аналогичную связь между учетом успешности в ноябре-декабре и во второй четверти. Корреляции по всем классам носят достоверный характер и выражаются в коэффициентах 0,80, 0,85. Обнаруживается достоверная положительная связь между первой и второй четвертью (от 0,87 до 0,92 при средней ошибке 0,03, 0,05) и между периодами текущей успешности (9-10, 11-12).

Таблица№1

Таблица корреляций уровней успешности с учебными периодами (динамика успеваемости в различных периодах).

 

 

 

Уч. Гр.

 

 

К.к

 

 

Ср.о

 

 

Д.

 

 

К.к

 

 

Ср.о

 

 

Д.

 

 

К.к

 

 

Ср.о

 

 

Д.

 

 

К.к

 

 

Ср.о

 

 

Д.

сильная

 

0,21

 

0,39

 

0,5

 

0,24

 

0,38

 

1,4

 

0,25

 

0,38

 

0,7

 

0,84

 

0,12

 

7,0

Сильно-средняя

 

0,51

 

0,13

 

3,9

 

0,62

 

0,10

 

6,2

 

0,42

 

0,14

 

3,0

 

0,30

 

0,14

 

2,1

средняя

 

0,46

 

0,10

 

4,6

 

0,44

 

0,10

 

4,4

 

0,66

 

0,07

 

9,3

 

0,55

 

0,10

 

5,5

Средне-слабая

 

0,55

 

0,11

 

5,0

 

0,16

 

0,02

 

8,0

 

0,68

 

0,38

 

1,8

 

0,80

 

0,08

 

10,0

слабая

 

0,31

 

0,32

 

1,0

 

0,77

 

0,14

 

5,5

 

0,11

 

0,37

 

0,3

 

_

 

_

 

_

Общий показатель

 

 

0,83

 

 

0,03

 

 

27,7

 

 

0,8

 

 

0,03

 

 

26,7

 

 

0,89

 

 

0,02

 

 

44,5

 

 

0,86

 

 

0,02

 

 

43

 

К.к- коэффициент корреляции;

Ср.о- средние ошибки;

Д.- достоверность.

По таблице корреляций можно вскрыть способ дифференциации, меру соотношения успешности по периодам успешности и меру достоверности данных при средней ошибке. При высокой суммарной корреляции (0,86, 0,80, 0,89) мы встречаем значительные вариации не только там, где оценка недостоверна вследствие малого количества случаев (слабая и сильная группа), но и там, где оценка результатов вполне достоверна и средняя ошибка ничтожна.

Наибольшая избирательная успешность средне-сильных школьников связана с первой четвертью и началом учебного года, что отражается в более высоких коэффициентах, чем те, которые дает вторая половина первого полугодия ( 11-12 и вторая четверть). Коэффициент 0,62 в первой четверти и 3,0 во второй  - таковы показатели связи успешности и учебного периода, показывающие, что наиболее типичные свои черты подобные школьники приобретают в начале учебного процесса, ослабляя их в дальнейшем. Это связано с ростом утомляемости к концу полугодия у этой группы в связи с ее интенсивной работой, возможно, что это связано с другими причинами, например, с характером педагогической оценки. Важен самый факт вариабельности корреляций и отличие показателей конкретной группы от общего показателя связи, выведенного на общем нивелированном материале.

В средней группе обнаруживается иная вариабельность в направлении противоположности именно в сторону пропорционального увеличения связи типичных свойств успешности со второй половиной учебного полугодия. Чрезвычайно интересна особая вариабельность, обнаруживаемая в корреляциях средне-слабой группы (от 0,16 в первой четверти к 0,8 во второй четверти). При значительной достоверности, такая вариабельность обнаруживает типичную именно для данной группы лабильность процесса успеваемости.

Вывод: установлена дифференциация способов успешности в связи с отношением успешности различных учебных периодов, особенно применительно к группе средних школьников, обычно нивелируемой и которую нам удалось дифференцировать.

 

2.2.Изучение  связи между парциальными оценками и учетом успешности.

Метод: наблюдение.

Цель эксперимента: Определение взаимосвязи парциальной оценки с непосредственной формой учета

Процедура исследования: Проработан материал одного из классов (его учетных материалов), внимание сосредоточено на том, что школьники разных учебных групп вызываются к опросу педагогом неравномерно.

Анализ результатов: Данные эксперимента представлены в таблице №2.

Таблица№2

Связь между парциальными оценками и учетом успешности.

Уч. группа

Уч. период

 

сильная

 

Сильно-средняя

 

средняя

 

Средне-слабая

 

слабая

 

сентябрь

 

2,6

 

1,1

 

1,3

 

1,0

 

1,0

 

Октябрь-ноябрь

 

9,0

 

8,1

 

6,1

 

6,3

 

9,0

 

Ноябрь-декабрь

 

8,6

 

6,3

 

5,0

 

5,2

 

5,0

 

Таблица представляет собой средние показатели вызова школьников различных подгрупп к опросу; из этой таблицы видно, что чаще всего вызываются к опросу сильные ученики, вслед за ними сильно-средние, а также слабые ученики. Реже всего опрашиваются средние и средне-слабые школьники.

Вывод: Эти данные свидетельствуют нам об известной фактически существующей дифференциации опроса, которая носит отрицательный характер, вследствие недостаточного внимания к двум важнейшим группам; но именно вследствие этого характер опроса должен отражаться и на характере оценочной ситуации опроса.

2.3. Определение оценочных обращений в связи с учебными группами.

Метод: наблюдение.

Цель эксперимента: Определение оценочных обращений в связи с учебными группами

Процедура исследования: проведены вариационно-статистические вычисления корреляции между оценочными обращениями и уровнями успешности.

Таблица №3

Оценочные обращения в связи с учебными группами.

Оценки уч. гр.

неопределенная

отрицательная

положительная

сильная

-0,18

+0,03

+0,20

Сильно-средняя

-0,17

+0,07

+0,23

средняя

+0,25

-0,09

-0,14

Средне-слабая

+0,02

+0,11

-0,13

слабая

+0,08

+0,08

-0,16

 

Анализ результатов: из таблицы видно - несомненна положительная связь между сильной, сильно-средней группой и положительными оценками; между сильной и сильно-средней и отрицательными оценками существует лишь отрицательная корреляция. Несомненна положительная корреляция между средней группой и неопределенными оценками при отрицательной корреляции с положительной и отрицательной оценкой. Также непосредственно обнаруживается связь между слабо-средней и слабой группой с одной стороны, и отрицательными оценками с другой.

Вывод: можно считать вопрос об избирательной связи между парциальной оценкой и учетом успешности решенным положительно.

Вывод по 2 Главе

Проведенное Ананьевым Б.Г. экспериментальное исследование позволяет заключить следующее:

- установлена дифференциация способов успешности в связи с отношением успешности различных учебных периодов;

- чаще всего вызываются к опросу сильные ученики, вслед за ними сильно-средние, а также слабые ученики. Реже всего опрашиваются средние и средне-слабые школьники;

- можно считать вопрос об избирательной связи между парциальной оценкой и учетом успешности решенным положительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что учителю нужно пристально следить за усвоением знаний, овладением умениями, навыками каждым учеником, хорошо представлять себе, по каким разделам учебного предмета дело обстоит лучше, по каким — хуже. Но не только это. Ведь в уче­нии школьника могут быть изменения либо в положительном, либо в отрицательном направлении, могут быть колебания, зависящие от разных причин (огорчение, дурное настроение, нездоровье и др.). Если учитель систематически и внимательно наблюдает за своими питомцами, ошибки в оценке знаний будут сведены к минимуму.

Очень важно поразмыслить над отношением ученика к отметкам. Плохая отметка может дать желаемый результат, т. е. привести к улучшению знаний школьника лишь в том случае, если он огорчен низкой оценкой, когда в какой-то мере осознал, что надо учиться лучше. А это бывает далеко не всегда.

Нельзя игнорировать и того, что об отметках школьника узнают его родители. Реакция родителей на плохие отметки огорчит школьника, однако это огорчение может происходить из разных источников. Предположим, что родители наказывают детей за плохие отметки. Наказание, конечно, вызовет отрицательные эмоции у школьника, но эти эмоции связаны не с тем, что он плохо знает учебный материал, а с наказанием.

Информация о работе Психология педагогической оценки