Психология и педагогика социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

     Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии  в настоящее время. Это связано  с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи.

     Ранние  браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых  людей искать работу в иной сфере  деятельности, чем та, которую они  бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки». Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном или  информационном агентстве, занимаясь  живописью лишь по выходным в качестве хобби, а музыкант - работать в ресторане, посвящая написанию музыки только свободное "от работы время.

Другими мотивами профессионального выбора могут быть: родительские установки.

     Семья обычно служит моделью определенного  образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей  и убеждений. Так, в западных странах  дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация  достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи  матери не работают вне дома (Hoffman, 1989). Необходимость реализовать собственные способности, т. е. добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

     Период  выбора профессии, когда молодые  люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

2.5. Профессиональная  деятельность молодежи  в процессе социализации.

   Целостная человеческая жизнь складывается из сфер его активности. Важнейшими из них являются, конечно, профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения) и область, благодаря которой при неблагоприятном профессиональном самоопределении решается экзистенциальная проблема самореализации — это область досуга. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные области человеческой жизни. 

      1. Социальное  поведение в профессиональной деятельности в период молодости.

     В период молодости поведение человека характеризуется освоением им важнейших  сфер жизни и активным участием в  них. При этом, несмотря на наблюдающуюся  в последнее время тенденцию  к снижению и даже к исчезновению трудовой мотивации (Шаховская Л. С, 1995; Яшин Г. А., 1996), ведущим видом деятельности у подавляющего большинства людей  становится труд.

     Освоение  новых сфер жизнедеятельности требует  адаптации человека как к новой  физической, так и социальной среде. В литературе, в частности, указывается  на то, что овладение новой профессией требует от работников адаптации  к трем микросредам; физической, профессиональной  и социальной.

  Для обретения смысла жизни человек  должен решить проблему труда и профессионального  самоопределения. Вхождение человека в определенный профессиональный мир  сопряжено с профессиональным становлением личности. При этом под профессиональным становлением понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом  которого является личный выбор (Б. Г. Ананьев; А. Г. Асмолов; Е. А. Климов и др.).

     Основоположник  научно-психологического подхода к  проблеме профессионального становления  личности Ф. Парсонс (1908) первым сформулировал  тезис о том, что каждой профессии  соответствует определенный набор  психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность  человека профессиональной деятельностью  зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

     В дальнейшем Ш. Бюлер, Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного  уровня личностного развития (цит. по: Романова Е. С, 1992).

  А. Адлер считал, что выбор профессии  основан на стремлении человека к  гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности. Таким  образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует  его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в  его собственных глазах. Отчасти  такой подход к выбору профессии  подтверждается в современных исследованиях (Романова Е. С, 1992).

     Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера  принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение  семейных функций. Сфера искусства  выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона.

     Обычно  уже в первые 7-10 лет своей трудовой деятельности человек осознает правильность или ошибочность выбранного им профессионального  пути. В течение этого временного отрезка чаще всего происходит смена  места работы или специальности.

     Во  второй половине этапа упрочения  карьеры, то есть после 33—35 лет, наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. Это связано с тем, что к этому возрасту человек осваивается на работе и осознает реальные возможности своей карьеры. Не многие рискуют круто изменить свою жизнь и попробовать себя в совершенно иной сфере деятельности, даже если интерес к постоянной работе снижен или утрачен.

     Между тем сохранение интереса к своей  работе и верность ей на протяжении всего периода взрослости является совершенно необходимым условием для  поддержания чувства удовлетворенности. В свою очередь степень удовлетворенности  человека влияет либо на упрочение  мотивов в выбранной профессии, либо на их разрушение и смену работы.

     «Патерналистская» концепция мотивации трудовой деятельности — теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду. При этом вознаграждения, которые используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию.

     Как указывают в своей «патерналистской»  концепции мотивации трудовой деятельности В. Врум и Э. Диси (Vroom V., Deci E., 1972), удовлетворенность людей своей работой зависит от того, насколько они будут побуждаться к ее выполнению: чем больше их будут награждать, тем усерднее они будут работать. Под вознаграждениями в данном случае подразумеваются различные денежные поощрения: премии, прибавки к жалованью; субсидии на получение образования, большие покупки; отдых, организованный предприятием, то есть все то, что является внешними факторами трудовой деятельности. К этим же факторам относятся комфорт на рабочем месте, удобные часы работы, компетентность руководства, добрые отношения со стороны коллег. Поддержка интереса и высокой мотивации за счет внутренних факторов работы происходит в случае, когда люди получают удовлетворение от сложности и трудоемкости деятельности, когда сам процесс решения проблемы является увлекательным, ценным и значимым, повышающим профессиональную компетентность человека.

     Работники, мотивированные внутренними факторами  деятельности, склонны определять свою личную идентичность в большей мере через работу или карьеру.

     Когда человеком движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как  компетентного работника. Соответственно возрастает и его внутренняя мотивация  к труду. Но этот цикл может иметь  и обратную направленность, если изменяется какой-либо из названных факторов. Чувство  собственной некомпетентности, изменение  приоритетов деятельности, наконец, обычная перегруженность работой  уменьшают внутреннюю мотивацию  человека и приводят к снижению его  вовлеченности в работу, падению  ее результативности.

     К 30 годам ожидания большинства работающих и неработающих молодых людей становятся намного реалистичнее, а на первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработка и материального поощрения. Многие меняют места работы, оставаясь верными своей профессии, в стремлении получать более высокую зарплату, занять более ответственную должность или работать в более комфортных условиях.

     По  мнению А. К. Марковой, «психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики  человека в процессе восхождения  к профессионализму». Психология профессионализма в таком понимании описывает  психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени  на пути движения к профессионализму, возрастные и индивидуальные особенности  становления профессионала, факторы, вызывающие снижение профессионализма, и пути их преодоления.

     Данная  точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов).

     Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражает главным образом то, что  связано с деятельностным аспектом, при этом личность и ее развитие в труде как бы остаются на втором плане.

     Подобное  понимание профессионализма в психологии привело к тому, что, по сути дела, отсутствуют четкие и однозначные  определения профессионализма.

     А. К. Маркова в своей монографии «Психология профессионализма»  рассматривает понятие «профессионализм»  под определенными углами зрения: «эта работа требует профессионализма», «этому человеку присущ профессионализм» и т. п.

     Проблема  профессионализма в настоящее время  привлекает внимание и представителей других наук - юристов, экономистов, специалистов в области теории управления. В частности, в исследованиях экономистов на примере государственной службы дается следующее понимание сущности профессионализма: профессионализм государственной службы есть прежде всего способность работника, коллектива служащих определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее перспективные пути и способы реализации поставленных перед ними задач в пределах своих полномочий с учетом условий и реальных возможностей (Омаров А. М.).

     Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности - представителя данной профессии, определяющаяся мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Несмотря на то что отмеченная характеристика названа качественной, ее можно описать и с помощью количественных критериев и показателей.

  Профессионализм деятельности характеризуется прежде всего высокой продуктивностью  деятельности. В настоящее время  акмеологическая категория продуктивности деятельности нуждается в углубленной  проработке. Для отдельных видов  профессиональной деятельности содержание продуктивности раскрыто довольно полно.

  Так, Н. В. Кузьмина дала определение продуктивности педагогического творчества, изучая деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения. Продуктивным она определила такое педагогическое творчество, при котором в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Были даны также определения малопродуктивного  и непродуктивного педагогического  творчества.

     Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях (Деркач А. А., Дьячков В. М., Климов Е. А., Реан А. А. и др.).

     Обобщение проведенных исследований позволяет  утверждать, что в процессе личностно-профессионального  развития происходят следующие прогрессивные  структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи